Запуск собственного подкаста в одного: слабоумие или отвага?

Опыт джуна в мире подкастинга, который делал всё сам (и очень устал).

Сегодня запустить подкаст для бренда – довольно популярная имиджевая история. Настолько, что студия, в которой я записывала первый сезон своего подкаста про культуру и креативные проекты в городе, полностью перешла на продюсерскую деятельность, отказавшись от записи единичных эпизодов.

Основной инсайт – «самозанятые» в мире подкастов довольно часто сливаются во всех смыслах: записывают только один эпизод, бронируют время и не приходят, не слишком хорошо понимают, что делать с файлом на SD-карте.

Запуск собственного подкаста в одного: слабоумие или отвага?

Никаких оскорблений: записывать свой самый первый эпизод в жизни, который действительно планируется к выпуску в эфир, будет сложно. Потому что, по многим причинам, как бы хорошо не был сделан сценарий и подготовлен ведущий-дебютант, косяки обязательно будут. Как минимум, переслушивая запись перед монтажом, попутно расставляя тайм-коды, голос может показаться противным, как если бы вы впервые записали собственное исполнение любимой песни на диктофон. Неожиданно обнаружится множество слов-паразитов во рту у вас и ваших гостей, странно сформулированные предложения и новые слова. И три сотни мыслей о том, как можно было иначе (лучше) ответить на вопрос или осветить тему.

Мой первый эпизод я откладывала так далеко, как могла. Потому что подкаст предполагался в формате интервью: нужно было найти гостя, списаться, договориться, сделать сценарную «рыбу» и прийти поговорить в микрофон. А потом смонтировать, загрузить на платформы и сделать так, чтобы подкаст слушали не только мама и папа. Кароче, занятие не для всех, особенно в том случае, если вы действительно планируете делать всё самостоятельно: от поиска гостей и их интервьюирования до монтажа, джингла и загрузки на хостинг.

Записываться в первый раз я решила со своим старым приятелем, благо, тематика подкаста позволяла пригласить поболтать именно его. Получилось, кринжовенько. Мы оба перенервничали, слишком много локально шутили. При повторном прослушивании стало понятно, что пилотный выпуск будет очень сложно смонтировать.

NB: даже если вы записываетесь с друзьями, нужно понимать, что вы пришли поработать. Важно быть собранным, внимательным к своим коллегам по студии, относиться к записи с должным уровнем серьезности. В противном случае, у вас будет очень много работы на этапе постпродакшена: вырезать, склеить, вырезать, вырезать, вырезать, склеить слово из букв.

Монтаж первого эпизода занял почти 12 часов. Для сравнения – на монтаж остальных восьми выпусков первого сезона я потратила суммарно примерно столько же.

Пугать джуниор-подкастеров я не хочу: это все еще невероятно интересный процесс. Опыт бесценен: встречаться с людьми, задавать вопросы, слушать их истории можно бесконечно. Но запустить подкаст самостоятельно без опыта и организационной поддержи – очень сложно. Не факт, что подкаст окажется в топах на платформах, что он получится именно таким, каким вам, автору, хочется его слышать. Это, конечно, заставляет грустить и значительно демотивирует.

Ко всему прочему, подкасты в России, хоть и стабильно растут, но всё еще не так популярны, как ТВ и видео с котиками. В каталоге Яндекса на сегодняшний день около 12 тысяч подкастов, пять тысяч из них запустились в 2021 году. Где-то – всего 1 выпуск, потому что, что-то пошло не так. У некоторых уже больше 50 эпизодов. Кстати, если задумали сделать своё: у подкастов есть трейлеры! Прям как у фильмов и сериалов. Однако, согласно последней статистике Яндекса, над аудио-анонсированием заморачивались всего 13% подкастеров.

А вот описание подкаста – отдельная тема для разговора. Попробуйте уместить его в 10 слов. Меньше – ок, больше – не очень ок. 10 слов – это причина, по которой я должна послушать ваш подкаст, о чем он, что я узнаю и получу за то, что трачу время на этот контент.

Эти 10 слов очень сложно сформулировать и поместить в одно предложение: скорее всего, у вас не получиться сделать это с первого раза. А когда вы сможете уместить большую идею в одну фразу, всё встанет на свои места. Как минимум, станет понятнее, с каким посылом можно продвигать проект.

Начинающему подкастеру стоит быть готовым к тому, что работа над проектом будет кушать очень много времени, если у вас нет денег на то, чтобы делегировать часть задач: хотя-бы по монтажу и ведению социальных сетей проекта.

Поэтому: стоит ли браться за всё это?

Мой ответ – да, если вы очень хотите. Я хотела свой подкаст два года, но он всё равно случился очень спонтанно, я наделала много ошибок, которых при запуске проекта с профессиональной командой и в неограниченные сроки можно было бы избежать. Сейчас я сижу с релизнутым первым сезоном своего подкаста и откровенно небольшим количеством прослушиваний. И пока не знаю, что делать дальше: второй сезон или что-то ещё.

И напоследок. Небольшая рекомендация: если вы никогда не делали подкасты, то перед тем, как начать, обязательно прочитайте книгу «Пошумим». Узнаете много интересного о мире подкастинга и задумаетесь над тем, а нужен ли вам свой подкаст.

Слушаете подкасты?
Да, регулярно
Иногда
Не слушаю
Чё такое подкасты?
1
4 комментария

Главный вопрос — о чем рассказывать в подкасте что бы это было интересно людям?

Ответить

Вопрос хороший, но тут я бы скорее думала о том, как рассказать так, чтобы было интересно. Есть узкие тематики – какие-нибудь редкие животные, про которых интересно слушать, если ты шаришь в этой теме.

А так – всем интересно, наверно, про то, что может быть с каждым: отношения, деньги, факапы, проблемы и способы их решения, реальные истории.

Ответить

Лучшая статья о подкастах! Интересно и увлекательно!

Ответить

спасибо, мам!

Ответить