Обзор изменений экологического законодательства за апрель 2022 года

С вами Евгений Жаров, адвокат Zharov Group. Мы подготовили обзор изменений за апрель 2022, который включает несколько разделов: надзор, экосбор, выбросы, отходы, недропользование, лесопользование, землепользование, водопользование, биоресурсы, морское право.

Обзор в двух форматах: краткий и подробный для вашего удобства.

Zharov Group — это эксперты с многолетним опытом в устранении проблем в области природопользования и в разрешении экологических споров.
Zharov Group — это эксперты с многолетним опытом в устранении проблем в области природопользования и в разрешении экологических споров.

Ключевые моменты, произошедшие в апреле:

1. Разъяснен особый порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году. В целях исключения возможности обхода запрета на проведение проверок посредством привлечения к административной ответственности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении.

2. Установлен Порядок составления акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду. Приказ Росприроднадзора от 11.10.2021 N 691. Порядок устанавливает последовательность действий должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора при составлении акта проведения контроля, а также регламентирует содержание и форму акта.

На портале Госуслуг с 9 апреля предусмотрена возможность подачи жалобы на проверку, которая нарушает введенный ранее мораторий. Рассмотрение такой жалобы составляет всего 1 рабочий день. Ссылку можно найти в разделе "Жалоба на решения контрольных органов", далее на странице размещен раздел "Жалоба на нарушение моратория на проверки". После введения номера проверки остается заполнить несколько полей и отправить жалобу.

Евгений Жаров, Основатель юридической фирмы Zharov Group. Специализация: экология. Опыт работы юристом по экологическим вопросам более 11 лет. Автор статей в журналах Экология производства, Справочник эколога, Коммерсант, rbc.ru и т.д.

Обратите внимание:

  • В апреле введены ограничения проведения проверок, согласно в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки, за исключением проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков. Проверки, которые не завершены до 10 марта 2022 года, подлежат завершению до 16 марта 2022 г. путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки. Кроме того, сообщается об ограничениях на возбуждение дел об административных правонарушениях.

  • В Едином реестре видов контроля стали доступны описания каждого вида контроля всем желающим. Теперь на сайте ervk.gov.ru можно найти описание интересующего вида контроля и получить подробную информацию о всех видах. Можно узнать, кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. Кроме того, в реестре можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска (что нужно сделать, чтобы проверки проводились реже), какие индикаторы риска применяются в рамках вида контроля и какие контакты контрольного органа.

***

Подробно обо всех изменениях читайте ниже:

Получите методическое пособие "Инструкция по госпроверкам" В ПОДАРОК. Будет полезно, если в отношении Вашего предприятия запланированы или проводятся профилактические, надзорные мероприятия.

Евгений Жаров, Основатель юридической фирмы Zharov Group. Специализация: экология. Опыт работы юристом по экологическим вопросам более 11 лет. Автор статей в журналах Экология производства, Справочник эколога, Коммерсант, rbc.ru и т.д.

Надзор

1. Введены ограничения проведения проверок. Письмо Росреестра от 14.03.2022 N 16-1832-МС/22. Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Сообщается, что в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 в рамках видов надзора, осуществляемых Росреестром, не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки, за исключением проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков. Рассмотрены случаи, в которых внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые проверки могут быть проведены при условии согласования с прокуратурой, а также случаи проведения проверок без согласования с прокурором. Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, которые не завершены до 10 марта 2022 года, подлежат завершению до 16 марта 2022 г. путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки. Кроме того, сообщается об ограничениях на возбуждение дел об административных правонарушениях.

2. Россельхознадзором представлен обзор практики осуществления видов государственного контроля (надзора), наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований за 9 месяцев 2021 года. "Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с обзором практики осуществления видов государственного контроля (надзора) с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований за 9 месяцев 2021 года в сфере государственного земельного надзора". Документ содержит, в числе прочего: анализ практики осуществления видов государственного контроля (надзора) в сфере государственного земельного надзора, в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, в сфере федерального государственного ветеринарного надзора, в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений; анализ проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, предложения по устранению и профилактике нарушений обязательных требований.

3. В Едином реестре видов контроля стали доступны описания каждого вида контроля всем желающим. Информация Минэкономразвития России от 28.04.2022 "Единый реестр видов контроля стал доступен всем гражданам России". Ранее доступ был только у руководителей контрольных органов и самих контролеров. Теперь на сайте ervk.gov.ru можно найти описание интересующего вида контроля и получить подробную информацию о всех видах. Выбрав интересующий вид контроля и контролируемое лицо (юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, иностранные юридическое или физическое лицо) можно узнать, кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. Кроме того, в реестре можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска (что нужно сделать, чтобы проверки проводились реже), какие индикаторы риска применяются в рамках вида контроля и какие контакты контрольного органа.

4. На портале Госуслуг с 9 апреля предусмотрена возможность подачи жалобы на проверку, которая нарушает введенный ранее мораторий. Рассмотрение такой жалобы составляет всего 1 рабочий день. Информация Минэкономразвития России от 11.04.2022 "На Госуслугах можно подать заявку на досудебное обжалование проверок на бизнес". Сообщается, что ссылку можно найти в разделе "Жалоба на решения контрольных органов", далее на странице размещен раздел "Жалоба на нарушение моратория на проверки". После введения номера проверки остается заполнить несколько полей и отправить жалобу.

5. Разъяснен особый порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году. Письмо Минэкономразвития России от 25.03.2022 N 10429-АХ/Д24и "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году". Сообщается, что в целях исключения возможности обхода запрета на проведение проверок посредством привлечения к административной ответственности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием, проверки и составления акта по результатам их проведения. Минэкономразвития России просит довести информацию о необходимости неукоснительного соблюдения указанных требований до региональных контрольных органов.

6. Росрыболовством утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации. "Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации" (утв. Росрыболовством 13.04.2022 N 110-МИ). Перечень включает в себя, акты Правительства РФ и Росрыболовства. Приводятся, в числе прочего, номера нормативных правовых актов, реквизиты их структурных единиц, содержащих обязательные требования, а также гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

7. Установлен Порядок составления акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду. Приказ Росприроднадзора от 11.10.2021 N 691 "Об утверждении Порядка составления акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и его формы". Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2022 N 68087. Порядок разработан на основании Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, и устанавливает последовательность действий должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора при составлении акта проведения контроля, а также регламентирует содержание и форму акта.

Экосбор

1. Минприроды: при заполнении отчетности о выполнении нормативов утилизации, расчета суммы экологического сбора необходимо ориентироваться на наименование группы, а не на нумерацию групп товаров и упаковки. Письмо Минприроды России от 22.03.2022 N 08-25-44/9294 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с отходами от использования товаров". Сообщается, в частности, что в связи с внесением ряда изменений, из перечней товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, исключены группы N 8 "Изделия деревянные строительные и столярные прочие", N 22 "Изделия пластмассовые строительные", N 23 "Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые", N 25 "Стекло листовое гнутое и обработанное", N 27 "Изделия из стекла изолирующие многослойные", N 40 "Провода и кабели электронные и электрические прочие", а также из группы N 1 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)" позиции с кодами по ОК 034-2014 с 13.92.12.110 по 13.92.12.119. Таким образом, в 2022 году в связи с указанными изменениями, обязанности по предоставлению отчетности об исполнении нормативов утилизации, по расчету суммы экологического сбора и по уплате экологического сбора за 2021 год по исключенным группам товаров не установлено. Кроме того, разъяснены особенности формирования отчетности о выполнении нормативов утилизации в отношении отдельных групп товаров, а также расчет суммы экологического сбора.

Выбросы

1. Установлен порядок согласования Ростехнадзором методик расчета выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, разработанных юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Приказ Ростехнадзора от 01.10.2021 N 344 "Об утверждении Порядка согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методик расчета выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками". Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2022 N 68114. Заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо представляет при личном обращении в экспедицию Ростехнадзора следующие документы: сопроводительное письмо, содержащее контактную информацию заявителя и опись прилагаемых документов; копии документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя заявителя; методику расчета с приложением материалов обоснования ее применимости. Приведены, в числе прочего, порядок и сроки рассмотрения представленных документов, основания для отказа в согласовании методики расчета.

2. За 2021 год осуществляется инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов в целях определения баланса выбросов и поглощений на территории Сахалинской области. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 678 "Об установлении периода, за который осуществляется инвентаризация выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов в целях определения баланса выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов на территории Сахалинской области". Реализованы положения Федерального закона "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации". Баланс выбросов и поглощений парниковых газов учитывается при определении проектируемых квот выбросов для региональных регулируемых организаций. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует по 31 декабря 2028 г. включительно.

3. С 1 сентября 2022 г. устанавливаются порядок представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, а также форма отчета. Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 707 "Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Отчеты представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов" в электронном виде в сети Интернет посредством заполнения формы отчета в реестре выбросов парниковых газов, подписываются электронной подписью и представляются в Минэкономразвития России с использованием программно-аппаратных средств реестра. Определена периодичность представления отчета. Кроме того, утверждены Правила создания и ведения реестра выбросов парниковых газов. Порядок и форма отчета действуют 6 лет.

4. С 1 сентября 2022 г. Минэкономразвития России наделяется полномочиями координатора эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории отдельных субъектов РФ. Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 708 "Об определении координатора эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории отдельных субъектов Российской Федерации". Эксперимент, предусмотренный Федеральным законом от 06.03.2022 N 34-ФЗ, проводится на территории Сахалинской области с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года включительно, на территориях иных субъектов РФ, включенных в эксперимент, - в сроки, установленные путем внесения изменений в настоящий закон. Задачами эксперимента являются: стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения; формирование системы независимой верификации; создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.

5. В 2022 году допустимый объем потребления в РФ веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит госрегулированию, в чистом виде и смесях составит 46292794 тонны эквивалента CО2. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2022 N 930-р О допустимом объеме потребления в Российской Федерации веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию. Утверждены на 2022 год объем таких веществ, планируемый к ввозу в РФ юридическими лицами, обеспечивающими поставку указанных веществ для нужд производства фармацевтической продукции, для иных нужд, а также объем производства таких веществ в РФ предприятиями - производителями.

6. Рассмотрен вопрос о предоставлении отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах. Письмо Минприроды России от 29.03.2022 N 20-47/10445 "О рассмотрении обращения". Сообщается, что указанную отчетность за 2021 год необходимо представлять в соответствии с Приложением 1 к Постановлению Правительства РФ от 24.03.2014 N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой". Отчетность за 2022 год следует представлять в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 18.02.2022 N 206 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой", то есть без информации об использовании озоноразрушающих веществ в действующем оборудовании.

Отходы

1. Рассмотрен вопрос о порядке обращения с медицинскими отходами в розничных аптеках. Письмо Роспотребнадзора от 30.03.2022 N 09-6591-2022-19 "О рассмотрении обращения". Сообщается, что в период эпидемиологического неблагополучия по инфекциям с преимущественно воздушно-капельным путем передачи для сотрудников розничных аптек необходимо использование таких средств индивидуальной защиты, как маски для защиты органов дыхания и, при необходимости, перчатки. Кроме того, отмечается, что ввиду возможного инфицирования микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности, а также контакта с биологическими жидкостями, использованные одноразовые маски работников организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность, в том числе розничных аптек, а также при возможном загрязнении биологическими жидкостями использованные одноразовые перчатки относятся к медицинским отходам класса Б.

2. Актуализированы Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Приказ ФАС России от 25.02.2022 N 145/22 "О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные приказом ФАС России от 21 ноября 2016 г. N 1638/16". Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2022 N 68154. Предусмотрен порядок расчета тарифа на энергетическую утилизацию отходов, а также внесены поправки с целью приведения Методических указаний в соответствие с действующими нормативными правовыми актами.

3. С 1 сентября 2022 г. устанавливается перечень общедоступных сведений и информации, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов. Распоряжение Правительства РФ от 11.04.2022 N 836-р Об утверждении перечня размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведений и информации, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов, а также сведений и информации, размещаемых в форме открытых данных. В перечне информация о юрлице и индивидуальном предпринимателе, которые используют пестициды и агрохимикаты, кадастровые номера земельных участков, где применяют такие вещества, даты запланированных работ по их применению, название используемого пестицида и агрохимиката, действующее вещество, способ и дозировка применения. Создание указанной системы предусмотрено Федеральным законом от 30.12.2020 N 522-ФЗ. Эта система создается, в том числе в целях обеспечения учета партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении (производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировке), применении, реализации, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении). В целях обеспечения учета обращения пестицидов и агрохимикатов юрлица и индивидуальные предприниматели регистрируются в этой системе, представляют в нее достоверные и полные сведения и информацию. Распоряжение действует до 1 сентября 2028 г.

4. Обновлен Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Приказ Минприроды России от 19.10.2021 N 765 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов". Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2022 N 68112. Также утвержден новый Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов. Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минприроды России от 14.05.2019 N 303.

5. С 1 сентября 2022 г. устанавливается порядок формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение пестицидов и агрохимикатов и оказывающих связанные с хранением услуги, в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов. Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 709 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение пестицидов и агрохимикатов и оказывающих связанные с хранением услуги, в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов". Ведение реестра осуществляется Россельхознадзором. Реестр является государственным информационным ресурсом. Обладателем информации, содержащейся в реестре, является Российская Федерация. Внесению в реестр подлежат сведения об организации, адрес места ее регистрации и адрес места осуществления деятельности по хранению пестицидов и агрохимикатов (при наличии у организации нескольких объектов, где осуществляется указанный вид деятельности, для каждого объекта формируется отдельная запись в реестре). Сведения вносятся в реестр на основании заявления регистрируемой организации, которое подается в уведомительном порядке. Настоящее Постановление действует до 1 сентября 2028 г.

6. Разъяснен порядок присвоения номеров лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Информация Росприроднадзора "О порядке присвоения номеров лицензий". Сообщается, что для указанных лицензий номер присваивается в формате Л020-00113-ХХ/ХХХХХХХХ. Присвоенный реестром номер не подлежит изменению, в том числе в случае изменения сведений в реестре. Реестровые записи, содержащие информацию о лицензиях, предоставленных до вступления в силу Правил формирования и ведения единого реестра учета лицензий и присвоения лицензиям регистрационных номеров с использованием указанного реестра, направлены Росприроднадзором в единый реестр учета лицензий для присвоения им новых номеров. Номера лицензий, присвоенные до момента вступления в силу указанных Правил, могут использоваться наравне с номером лицензии, присвоенным единым реестром учета лицензий.

Недропользование

1. С 1 сентября 2022 г. устанавливается новый порядок проведения экспертизы проектной документации на осуществление геологического изучения недр. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 674 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение и о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 N 123-ФЗ порядок проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размер платы за ее проведение устанавливаются Правительством РФ. Определены объекты и предмет экспертизы проектной документации, порядок представления документов для ее проведения, сроки проведения экспертизы, порядок оформления и выдачи заключений, форма заявки на проведение экспертизы, размеры платы за ее проведение. Правила и размер платы, утвержденные настоящим Постановлением, действуют до 1 сентября 2028 г.

2. Внесены уточнения в требования к расположению объектов обустройства нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений. Приказ Ростехнадзора от 19.01.2022 N 10 "О внесении изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 534" Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2022 N 68300. В новой редакции изложено приложение N 3 "Наименьшее расстояние между зданиями и сооружениями объектов обустройства нефтяных, газовых, газоконденсатных месторождений, м" федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Рассмотрен вопрос о постановке на государственный учет объектов, на которых осуществляется деятельность по добыче подземных вод. Письмо Минприроды России от 28.03.2022 N 12-47/10354. "О постановке объектов на государственный учет". Кроме того, Минприроды России напоминает об административной ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Лесопользование

1. Утвержден перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Распоряжение Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Установлено, что возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим Распоряжением, допускаются, если такие строения, сооружения предусмотрены перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р, и до вступления в силу настоящего Распоряжения начато их возведение, и указанные строения, сооружения предусмотрены проектом освоения лесов, который получил положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Приводится перечень актов Правительства РФ, признаваемых утратившими силу.

2. Утвержден перечень машин и оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса. Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2022 N 730-р. Об утверждении Перечня машин (в том числе самоходных машин, других видов техники) и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса. Приводится наименование таких машин и оборудования, код Общероссийского классификатора основных фондов, наименование вида основных фондов, код ТН ВЭД ЕАЭС.

3. ФГБУ "Рослесинфорг" уполномочено подготавливать документы, на основании которых осуществляется кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование. Приказ Рослесхоза от 02.03.2022 N 88 "Об определении подведомственного Федеральному агентству лесного хозяйства федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование". Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2022 N 68290. Реализованы положения Федерального закона от 02.07.2021 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Внесены уточнения в перечень товаров, классифицирующих лесоматериалы и древесину, вывоз которых осуществляется через установленные пункты пропуска. Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 N 717 "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 521". В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 521 "Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров" слова "(коды ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4403 (за исключением 4403 11 000, 4403 12 000 1, 4403 12 000 2, 4403 12 000 3, 4403 21, 4403 22, 4403 23, 4403 24, 4403 25, 4403 26 000 0, 4403 91, 4403 93, 4403 94 000 0 и 4403 99 000 1), 4404, 4406, 4407)" заменены словами "(коды ТН ВЭД ЕАЭС 4401 (за исключением 4401 21 000 0, 4401 22 000 0, 4401 31 000 0, 4401 32 000 0 и 4401 39 000 0), 4403 (за исключением 4403 11 000, 4403 12 000 1, 4403 12 000 2, 4403 12 000 3, 4403 21, 4403 22, 4403 23, 4403 24, 4403 25, 4403 26 000 0, 4403 91, 4403 93, 4403 94 000 0 и 4403 99 000 1), 4404, 4406, 4407)".

5. Актуализированы формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также их содержание и порядок представления. Приказ Минприроды России от 01.03.2022 N 144 "Об установлении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений". Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2022 N 68285. Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 28 декабря 2015 г. N 565, которым утверждены аналогичные формы, с внесенными в него изменениями. Настоящий приказ действует по 31 декабря 2024 г.

Землепользование

1. Упрощен порядок предоставления земельных участков российским гражданам и организациям. Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году". Так, в частности, установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается регионом. Кроме того, в том числе допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения ЛПХ за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду гражданину, при условии отсутствия информации о выявленных и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка.

2. В 2022 году планируется установить особый порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности. Проект Приказа Росреестра "Об особенностях осуществления лицензирования геодезической и картографической деятельности в 2022 году". Предусматривается, что при предоставлении государственной услуги по лицензированию геодезической и картографической деятельности (за исключением отдельных видов деятельности) прием заявлений соискателей лицензии, лицензиатов и иных заинтересованных лиц будет осуществляться в форме электронных документов посредством портала госуслуг и в форме документов на бумажном носителе. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут выполнять работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории без лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.

3. Установлен особый порядок подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию. Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575 "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию". Реализованы положения Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности: на один год продлевается срок действия разрешений на строительство объектов капитального строительства, срок действия которых истекает в период со дня вступления в силу настоящего Постановления до 1 августа 2022 г.; на один год продлевается установленный Градостроительным кодексом РФ срок использования указанной в градостроительном плане земельного участка информации для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства и внесения в него изменений в случае, если указанный срок истекает в период со дня вступления в силу настоящего Постановления до 1 января 2023 г. качестве осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

4. Росреестром разъяснены особенности реализации права общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений в многоквартирных домах. Письмо Росреестра от 10.02.2022 N 14-01167/22@ "О праве общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений в многоквартирных домах". Даны разъяснения, в частности, по следующим вопросам: является ли земельный участок, который был образован для целей строительства МКД перед началом стройки, а затем никаких кадастровых или регистрационных действий с участком не производилось, однако строительство МКД завершено, земельным участком, на котором расположен МКД в смысле ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ"? переходит ли такой земельный участок целиком в общую долевую собственность собственников помещений в МКД автоматически после регистрации права собственности на первое помещение в таком МКД? зависит ли это от наличия видов разрешенного использования земельного участка застройщика, в том числе с кодом 2.7 "обслуживание жилой застройки"? Росреестром также разъяснены иные вопросы, связанные с земельным участком, на котором велось строительство МКД и правом на такой земельный участок.

5. Рекомендован порядок исправления реестровых ошибок, выявленных в рамках осуществления учетно-регистрационных действий, рассмотрения обращений граждан и организаций, документов об установлении границ административно-территориальных образований и территориальных зон. Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 28.03.2022 N 10-0586/22 "О направлении информации для сведения и учета в работе". Рассмотрен порядок действий в следующих ситуациях, в том числе: поступление в орган регистрации прав обращения гражданина, организаций или органов государственной власти о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков; выявление реестровой ошибки при осуществлении учетно-регистрационных действий; выявление возможной реестровой ошибки при внесении в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, населенных пунктов.

Водопользование

1. Внесены изменения в санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы". Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 8 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 N 45" Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2022 N 68323. В частности, установлено, что территория зоны санитарной охраны (ЗСО) относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, где размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства допускается с учетом правил и режима хозяйственного использования такой территории, в том числе с учетом ассимиляционной способности почв и водных объектов (их способностью к самоочищению). Также внесены уточнения в схему ЗСО и составляющих ее поясов, включая разрешенные виды деятельности.

2. Рассмотрен вопрос о постановке на государственный учет объектов, на которых осуществляется деятельность по добыче подземных вод. Письмо Минприроды России от 28.03.2022 N 12-47/10354. "О постановке объектов на государственный учет". Кроме того, Минприроды России напоминает об административной ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Биоресурсы

1. В 2022 году предусмотрены межбюджетные трансферты на компенсацию части расходов организаций рыбохозяйственного комплекса, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов в акватории Азовского моря. Постановление Правительства РФ от 22.04.2022 N 736 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении компенсации части операционных расходов организациям рыбохозяйственного комплекса, осуществляющим добычу (вылов) водных биологических ресурсов в акватории Азовского моря". Возмещению подлежат операционные расходы организаций в размере, не превышающем 20% стоимости среднегодового объема продукции, добытой (выловленной) и (или) произведенной за 3 года, предшествующих получению средств, исходя из средней стоимости продукции в размере 35 рублей за 1 килограмм при условии: подтверждения вылова (добычи) водных биологических ресурсов в акватории Азовского моря в течение 3 лет, предшествующих получению средств, сохранения до 31 декабря 2022 года среднесписочной численности работников в размере не менее 90 процентов численности работников по состоянию на 1 марта 2022 года.

Морское право

1. Планируется установить особый порядок исполнения договоров лизинга морских судов, судов внутреннего водного или смешанного (река-море) плавания в 2022 году. Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении особенностей исполнения договоров финансовой аренды (лизинга) морских судов, судов внутреннего водного или смешанного (река-море) плавания в 2022 году". Проектом предусматривается возможность в рамках заключенных договоров лизинга избежать санкционных ограничений, введенных недружественными РФ государствами. Рассматривается возможность при согласии сторон оформлять право собственности на судно на лизингополучателя (судоходную компанию) с одновременным как запретом на распоряжение (отчуждение, передачу в залог, за исключением залога для обеспечения обязательств лизингодателя по кредиту, предназначенному для приобретения предмета лизинга, и т.п.) предметом лизинга, так и возможностью при нарушении лизингополучателем согласованных сторонами и указанных в договоре лизинга существенных условий договора изъятия предмета лизинга и переоформления права собственности на него на лизинговую компанию.

Появились вопросы?

Напишите нам в комментариях или на сайте! И подписывайтесь на рассылку актуальных новостей в сфере экологического законодательства.

Хотели бы получить помощь юриста по экологическому праву? Проведем анализ перспектив бесплатно! Оставьте вашу заявку на zharov. eco

44
реклама
разместить
Начать дискуссию