{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Обзор изменений экологического законодательства за март 2022 года

С вами Евгений Жаров, адвокат Zharov Group. Мы подготовили обзор изменений за март 2022, который включает несколько разделов: экологический надзор, ГЭЭ, ООПТ, СЗЗ, экологический сбор, отходы, выбросы, недропользование, водопользование, землепользование, лесопользование, водные биоресурсы, животный мир.

Обзор в двух форматах: краткий и подробный для вашего удобства.

Zharov Group — это эксперты с многолетним опытом в устранении проблем в области природопользования и в разрешении экологических споров.

Ключевые моменты, произошедшие в марте 2022:

  1. Разъяснены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году с учетом моратория на проведение плановых проверок в 2022 году.

  2. Уточнен порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

  3. Перенесены сроки вступления в силу обязательных требований, которые не могут быть соблюдены, в том числе ввиду технологических ограничений.
  4. Отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления федерального земельного контроля (надзора). Установлены и актуализированы формы проверочных листов.

  5. Принят закон о праве на ошибку

Установлено, что подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, если такая проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

Евгений Жаров, Основатель юридической фирмы Zharov Group. Специализация: экология. Опыт работы юристом по экологическим вопросам более 11 лет. Автор статей в журналах Экология производства, Справочник эколога, Коммерсант, rbc.ru и т.д.

Обратите внимание:

  • Уточнен порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.

  • За счет средств экологического сбора будет субсидироваться выпуск товаров из переработанных отходов.

  • Продлен срок уплаты утилизационного сбора производителями автомобильной техники.
  • Актуализированы Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности. Утверждена форма акта утилизации отходов от использования товаров.

  • Обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
  • Установлены ставки платы за НВОС и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Для включения в лицензию на пользование недрами документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода, нет необходимости обращаться в уполномоченные органы власти.

  • Из Водного кодекса РФ исключены положения, предусматривающие осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов.

  • С 2022 года снижена плата за пользование водными ресурсами для промышленных предприятий.

  • Актуализированы правовые акты Минсельхоза России, регулирующие отношения в сфере рыбного хозяйства. Установлены ограничения в отношении промышленного рыболовства креветки углохвостой.
  • Определена ставка платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с юрлицами и ИП, относящимися к коренным малочисленным народам РФ.

Обновлены правила выдачи разрешения на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ.

***

Подробно обо всех изменениях читайте ниже:

Получите методическое пособие "Инструкция по госпроверкам" В ПОДАРОК. Будет полезно, если в отношении Вашего предприятия запланированы или проводятся профилактические, надзорные мероприятия.

Евгений Жаров, Основатель юридической фирмы Zharov Group. Специализация: экология. Опыт работы юристом по экологическим вопросам более 11 лет. Автор статей в журналах Экология производства, Справочник эколога, Коммерсант, rbc.ru и т.д.

Экологический надзор

1. Минэкономразвития России разъяснены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году. Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году". Отмечено, что указанные особенности, установленные постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336, применяются при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются в том числе на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в отношении физических лиц. В письме также даны разъяснения по вопросам: определения непосредственной угрозы причинения вреда; проведения контрольных (надзорных) мероприятий на основании поступления жалоб граждан за защитой (восстановлением) своих прав; проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия; оценки исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданных после вступления в силу постановления N 336; оценки исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданных до вступления в силу постановления N 336; привлечения контролируемых лиц к административной ответственности.

2. Правительство РФ ввело мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП в 2022 году. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Установлено, что проведение запланированных на 2022 год контрольных мероприятий допускается только в определенных случаях в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, а также государственного ветеринарного контроля (надзора). Кроме того, документом определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок, в числе которых - непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

3. Уточнен порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Приказ Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 141 "О внесении изменения в порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденный приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2021 N 294". Поправки внесены с целью совершенствования надзора за соблюдением прав предпринимателей в условиях санкционных ограничений.

4. Перенесены сроки вступления в силу обязательных требований, которые не могут быть соблюдены, в том числе ввиду технологических ограничений. Федеральный закон от 26.03.2022 N 71-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 1 сентября 2022 года, срок создания системы автоматического контроля продлевается на два года; по 31 декабря 2024 года включительно переносится срок направления заявок на получение комплексных экологических разрешений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; на 31 декабря 2026 года переносится срок завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ. Внесенными изменениями из перечня запрещенных видов деятельности на территории ОЭЗ исключено производство этана, сжиженного углеводородного газа и жидкой стали.

5. До конца 2022 года отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления федерального земельного контроля (надзора). Информация Росреестра "Росреестр: до конца 2022 года отменены плановые проверки земельного законодательства". Росреестр также отменил до конца 2022 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих и СРО кадастровых инженеров. Предусмотрено, что в отношении юрлиц и ИП внеплановые проверки будут проводиться: при условии согласования с органами прокуратуры только в случае угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; без согласования с органами прокуратуры по поручению Президента и Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства, согласованному с руководителем Аппарата Правительства РФ, а также по требованию прокурора.

6. Подписан закон о праве на ошибку у МСП и СОНКО. Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". В КоАП РФ внесены изменения, согласно которым за впервые совершенное субъектами МСП и некоммерческими организациями правонарушение органы контроля и суды будут предупреждать, а не сразу штрафовать нарушителя. Норма распространяется на правонарушения, не связанные с причинением или угрозой причинения вреда здоровью людей, окружающей среде и имущественным ущербом. Также уменьшены размеры штрафов для микро- и малых предприятий и СОНКО - на них распространены правила КоАП РФ о назначении административного наказания в виде административного штрафа индивидуальным предпринимателям. Поправками, в числе прочего, исключены ситуации, когда за одно нарушение одновременно привлекаются к ответственности и юридическое лицо, и его сотрудник: в случае, если виновен работник, работодатель не подлежит административной ответственности. Кроме этого, установлен запрет на наложение нескольких административных штрафов за совершение нескольких однотипных административных правонарушений, объединенных одним составом, и выявленных в ходе осуществления госконтроля. В таких случаях необходимо назначать административное наказание как за одно правонарушение.

7. Установлена форма проверочного листа, применяемого Ростехнадзором при проведении плановых выездных проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. Приказ Ростехнадзора от 25.02.2022 N 62 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами при проведении плановых выездных проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений" Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2022 N 67823. Предусматривается, что плановые выездные проверки, проводимые при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований.

8. Актуализирована форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого Росприроднадзором при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора). Приказ Росприроднадзора от 22.02.2022 N 115 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора)". Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67560. Контрольные вопросы отражают содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Признается утратившим силу приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447, которым утверждена аналогичная форма, с внесенными в него изменениями.

9. Утверждена форма проверочного листа, используемого при осуществлении госконтроля за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы. Приказ Росгидромета от 24.02.2022 N 83 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы". Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2022 N 67579. Документ содержит перечень контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, а также реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми такие требования установлены. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

10. Утверждена форма проверочного листа, используемого при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора). Приказ Росприроднадзора от 24.02.2022 N 116 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора)". Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67565. Документ содержит список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, а также реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми такие требования установлены.

11. С 1 марта 2022 г. устанавливается ключевой показатель геологического надзора. Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 238 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)". Таким показателем является соотношение разницы показателей количества объектов геологического надзора, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска, и количества объектов геологического надзора, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более высокой категории риска, к общему количеству объектов геологического надзора, которым присвоена категория риска, на дату окончания отчетного периода. Приводится порядок расчет ключевого показателя. Также предусматривается, что Росприроднадзор для проведения экспертизы может привлекать экспертов и экспертные организации, включая подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, аккредитованные в национальной системе аккредитации.

12. Установлен ключевой показатель государственного экологического контроля, подлежащий применению с 1 марта 2022 года. Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 240 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)". Таковым является отношение разницы между количеством объектов контроля, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска, и количеством объектов контроля, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более высокой категории риска, к общему количеству объектов контроля на конец отчетного года. Его положительное значение признается целевым (плановым) значением ключевого показателя. Кроме того, документом закреплено право Росприроднадзора привлекать для проведения экспертизы экспертов и экспертные организации, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ.

13. Утверждена форма проверочного листа, применяемого Ростехнадзором и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Приказ Ростехнадзора от 01.02.2022 N 23 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности". Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67515. Также установлено, что плановые выездные проверки, проводимые Ростехнадзором при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом обязательных требований. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 января 2027 года.

14. Актуализированы перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Россельхознадзором в рамках государственного контроля (надзора), и в рамках предоставления лицензий и иных разрешений. Приказ Россельхознадзора от 25.11.2021 N 1378 "О внесении изменений в Перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Россельхознадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, утвержденные приказом Россельхознадзора от 22 декабря 2020 г. N 1378". В перечнях приведены, в числе прочего, ссылки на текст нормативного правового акта на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, ссылки на положения нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

ГЭЭ

1. Уточнены условия проведения подготовительных работ в случае, если проектная документация объекта федерального, регионального или местного значения относится к объектам государственной экологической экспертизы. Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 502 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2020 г. N 1798". Установлено, что подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, если такая проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

ООПТ

1. Установлен ключевой показатель результативности и эффективности деятельности надзорного органа в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 N 382 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий". Таким показателем является отношение вреда, причиненного природным объектам и комплексам в результате хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, к общему объему охраняемых законом ценностей (процентов). Приводится порядок расчета ключевого показателя, а также его целевое значение.

2. Утверждены формы проверочных листов, применяемых Росприроднадзором и ее территориальными органами, ФГБУ, осуществляющими управление ООПТ федерального значения, и органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении переданных полномочий РФ. Приказ Росприроднадзора от 09.02.2022 N 78 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами, федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации". Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67561. Всего документом утверждено 4 формы проверочных листов, в том числе формы проверочных листов, применяемых Росприроднадзором и ее территориальными органами: при осуществлении госконтроля в области обращения с животными; при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора). Документы содержат списки контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, а также реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми такие требования установлены.

СЗЗ

1. Уточнен порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 N 286 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В соответствии с поправками, указанные решения принимает Роспотребнадзор или его территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Роспотребнадзор определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются его территориальными органами.

2. До 1 января 2025 года продлен срок действия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 7 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74" Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67699. Также указанный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 дополнен новой таблицей 7.1 "Санитарная классификация", включающая в себя такие разделы, как "Химические объекты и производства", "Металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства", "Добыча руд и нерудных ископаемых", "Строительная промышленность", и прочее. Настоящее постановление вступает в силу с 13.03.2022 и действует до 01.01.2025.

Экологический сбор

1. За I - III кварталы 2022 года крупнейший производитель самоходных машин и/или прицепов к ним будет осуществлять уплату утилизационного сбора до 23 декабря 2022 года. Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 521 "О внесении изменения в пункт 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора". Внесено соответствующее дополнение в пункт 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81.

2. За счет средств экологического сбора будет субсидироваться выпуск товаров из переработанных отходов. Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 N 467 "О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора". Правительство утвердило направления расходования средств, поступивших в федеральный бюджет от уплаты экологического сбора, в том числе: обеспечение утилизации отходов; строительство, реконструкцию объектов капстроительства для осуществления деятельности в области обращения с отходами; на обустройство мест (площадок) накопления отходов, закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО. Также утверждены правила предоставления субсидий за счет средств экологического сбора на оказание российским экологическим оператором финансовой поддержки юрлицам и ИП, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров. При этом под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ и оказания услуг. Результатом предоставления субсидии является оказание финансовой поддержки в виде компенсации части затрат утилизаторов, связанных с утилизацией отходов, в объеме не менее 50 тыс. тонн в год.

3. Продлен срок уплаты утилизационного сбора производителями автомобильной техники. Постановление Правительства РФ от 04.03.2022 N 287 "О внесении изменения в пункт 22 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора". Так, за I - III кварталы 2022 г. крупнейший производитель, средняя численность работников которого составляла за 2021 год не менее 5000 человек, а также дочерние и зависимые общества такого крупнейшего производителя осуществляют уплату утилизационного сбора до 20 декабря 2022 г. За IV квартал 2021 г. и за I - III кварталы 2022 г. крупнейший производитель, в отношении которого введены иностранные санкции, а также дочерние и зависимые общества такого крупнейшего производителя осуществляют уплату утилизационного сбора до 20 декабря 2022 г.

Отходы

1. Актуализированы Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 326 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 1305". Поправки внесены с целью приведения Правил в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 N 356-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Установлен порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 N 388 "О порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности и осуществления контроля за ее реализацией". Инвестпрограмма разрабатывается и утверждается Госкорпорацией "Росатом" по согласованию с Минприроды России и ФАС России. В нее подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности, предусмотренных федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности. Срок действия инвестпрограммы не может быть менее срока действия предельных (максимальных) тарифов федерального оператора. Предусмотрены требования к содержанию инвестпрограммы.

3. Утверждена форма акта утилизации отходов от использования товаров. Приказ Росприроднадзора от 15.02.2022 N 90 "Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров". Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2022 N 67922. В акте указываются, в числе прочего, наименование оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), регионального оператора по обращению с TKO, юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО), перечень отходов от использования товаров, подлежащих утилизации, с указанием, в том числе, класса опасности отхода. Также указывается, было ли в процессе утилизации осуществлено повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), произведен возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), произведено извлечение полезных компонентов для повторного применения отходов (рекуперация). Настоящий приказ действует до 1 сентября 2027 года.

4. На период до 31 декабря 2026 г. установлены предельные (максимальные) тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I - II классов опасности. Приказ ФАС России от 18.03.2022 N 220/22 "Об установлении предельных (максимальных) тарифов на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I - II классов опасности" Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2022 N 67856. Применительно к отходам производства и потребления I класса опасности предельный (максимальный) тариф на услугу федерального оператора составит 222 907,36 руб. за тонну (без НДС), а к отходам производства и потребления II класса опасности - 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).

5. С 1 марта 2022 г. обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 N 271 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290". В частности, установлены порядок оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям, сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Уточнен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату, предусмотрен порядок подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

Выбросы

1. С 1 сентября 2022 года подлежит применению методика определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Приказ Минприроды России от 17.02.2022 N 106 "Об утверждении методики определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха". Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67536. Методика предназначена для определения загрязнения атмосферного воздуха как высокого и очень высокого в целях установления городов, дополнительно включаемых в эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Определено, что загрязнение атмосферного воздуха в городе определяется как высокое и очень высокое, если такое загрязнение устанавливалось не менее трех лет в течение пятилетнего периода, предшествующего году определения такого загрязнения. Настоящий Приказ действует 6 лет.

2. На 2022 год установлены ставки платы за НВОС и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Постановление Правительства РФ от 01.03.2022 N 274 "О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду". В 2022 году применяются: ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно коэффициента 1,19; ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 67,12 рубля за тонну. Настоящее Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 г.

3. С 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года на территории Сахалинской области будет проводиться эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации". Установлено, что эксперимент будет также проводиться на территориях иных субъектов РФ, включенных в него путем внесения изменений в закон. Его цель - достижение углеродной нейтральности: на территории Сахалинской области - до 31 декабря 2025 года; на территориях иных субъектов РФ, включенных в эксперимент - в сроки, установленные путем внесения изменений в Федеральный закон. В числе задач эксперимента названы: стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения; формирование системы независимой верификации; создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты. Документом определены методы учета и инструменты регулирования выбросов и поглощения парниковых газов, которые будут использоваться в рамках эксперимента. К таковым отнесены, в частности, квотирование выбросов парниковых газов, обязательное предоставление углеродной отчетности и ее верификация. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

4. Определены критерии отнесения юрлиц и ИП к регулируемым организациям в области ограничения выбросов парниковых газов. Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 N 355 "О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям". Установлено, что юрлица и ИП относятся к регулируемым организациям в случае, если их хозяйственная и иная деятельность одновременно удовлетворяет следующим требованиям: сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год; соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям таких процессов и видов деятельности, определенных документом. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 января 2025 года.

5. С 1 сентября 2024 года подлежат применению правила оценки достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 449 "Об утверждении Правил оценки достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов и о внесении изменения в подпункт "а" подпункта 9 пункта 5 Положения о Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции". Установлено, что оценка достижения целевых показателей осуществляется ежегодно, начиная со 2-го года, следующего за годом, в котором установлены общеэкономический показатель и отраслевые показатели экономики РФ, по следующим секторам экономики: энергетика - нефтяная, газовая и угольная отрасли, электроэнергетика и теплоснабжение (в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), магистральный трубопроводный транспорт; строительство и ЖКХ, включая выбросы от сжигания топлива; промышленное производство, включая выбросы от сжигания топлива - черная металлургия, цветная металлургия, промышленность строительных материалов, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность; транспорт - автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и внутренний водный транспорт; сфера обращения с отходами производства и потребления. Целевые показатели считаются достигнутыми в случае, если показатели выбросов парниковых газов по итогам периода, на который они устанавливаются, не превышают целевые показатели.

6. С 1 сентября 2022 года подлежат применению правила верификации результатов реализации климатических проектов. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 455 "Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов". Предметом верификации является проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчете о реализации климатического проекта. Отчет о реализации климатического проекта подготавливается по форме, устанавливаемой Минэкономразвития России. Верификация осуществляется юрлицом или ИП, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов и не являющимся аффилированным лицом исполнителя климатического проекта или иного лица, с которым исполнитель климатического проекта заключил договор о подготовке отчета о реализации климатического проекта. Настоящее Постановление действует до 31 августа 2028 года.

7. Компетенции ряда федеральных органов исполнительной власти дополнены полномочиями в сфере ограничения выбросов парниковых газов, включая прогнозирование объемов таких выбросов. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 310 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов". Речь идет о Минприроды, Минтрансе, Минэнерго, Минэкономразвития, Минпромторге, Минсельхозе, Минстрое, Росгидромете и Рослесхозе.

8. Определен порядок ежегодного расчета допустимого объема производства в РФ веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, и ежегодного расчета объема таких веществ, планируемого к ввозу в РФ, в допустимом объеме их потребления. Приказ Минприроды России от 18.03.2022 N 197 "Об утверждении порядка ежегодного расчета допустимого объема производства в Российской Федерации веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 N 206, и ежегодного расчета объема веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 N 206, планируемого к ввозу в Российскую Федерацию, в допустимом объеме их потребления в Российской Федерации" Зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2022 N 67957. Приведены, в том числе: формулы расчета суммарного допустимого объема производства регулируемых веществ списка F в РФ; формулы расчета суммарного объема регулируемых веществ списка F, планируемого к ввозу в РФ; порядок распределения допустимого объема потребления регулируемых веществ списка F; порядок распределения объема регулируемых веществ списка F, планируемого к ввозу в РФ.

Недропользование

1. Для включения в лицензию на пользование недрами документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода, нет необходимости обращаться в уполномоченные органы власти. Письмо Росприроднадзора N СР-08-03-34/8490, Роснедр N ЕП-02-31/5415 от 28.03.2022 "О направлении разъяснений". Разработку месторождений необходимо осуществлять в границах лицензионного участка с учетом уточненных границ горного отвода, в соответствии с оформленными Ростехнадзором горноотводными актами, внесенными в базу данных Федеральной государственной автоматизированной системы лицензирования недропользования.

2. Закреплен порядок заключения соглашения о сервисных рисках при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья и соглашения об управлении финансированием указанной деятельности. Федеральный закон от 01.04.2022 N 75-ФЗ "О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах". По соглашению о сервисных рисках стороны обязуются осуществлять деятельность по разработке на определенном участке недр, части участка недр или нескольких участках недр в соответствии с условиями пользования участком недр и в случае добычи углеводородного сырья и попутных полезных ископаемых распределять между собой добытые полезные ископаемые либо денежные средства или иное имущество, вырученные от реализации добытых полезных ископаемых. По соглашению об управлении финансированием одна сторона обязуется осуществлять финансирование участия другой стороны в соглашении о сервисных рисках, а другая сторона (управляющий товарищ) обязуется от своего имени в общих интересах осуществлять права и исполнять обязанности оператора по соглашению о сервисных рисках в целях последующего распределения между сторонами добытых в результате исполнения соглашения о сервисных рисках полезных ископаемых либо вырученных от их реализации денежных средств или иного имущества.

3. Роснедра: действующим законодательством установлена необходимость предоставления пользователями недр отчетности по формам государственного статистического наблюдения исключительно в электронном виде. Письмо Роснедр от 28.12.2021 N ДД-02-30/21919 "О нарушениях при предоставлении пользователями недр форм государственной отчетности". С 01.01.2022 в случае предоставления отчетности в бумажном виде может быть инициирована процедура досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минприроды России и Роснедр от 13.10.2021 N 743/08.

Водопользование

1. Из Водного кодекса РФ исключены положения, предусматривающие осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов. Федеральный закон от 01.04.2022 N 82-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Водного кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О защите конкуренции". Установлено, что указанный вид государственного контроля осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Изменения внесены в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере развития конкуренции.

2. С 2022 года снижена плата за пользование водными ресурсами для промышленных предприятий. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 456 "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509". В частности, ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, будут применяться в 2022 году с коэффициентом 2,93 (ранее - 3,06), а в 2023 году с коэффициентом 3,22 (ранее - 3,52).

3. Расширен перечень оснований для предоставления в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований. Постановление Правительства РФ от 22.03.2022 N 438 "О внесении изменения в подпункт "з" пункта 2 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование". Таким основанием, в числе прочего, будет являться удаление затонувшего имущества.

4. Установлены максимальные и минимальные значения уровня воды в озере Байкал в 2022 - 2023 годах. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 N 379 "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2022 - 2023 годах" Кроме того, документом до 1 января 2024 года приостановлено действие постановления Правительства РФ от 26 марта 2001 г. N 234 "О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности".

Землепользование

1. Уточнена Госпрограмма эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 N 381 "О внесении изменений в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации". В частности, внесены поправки с целью установления предельной стоимости работ для определения размера затрат, возмещаемых из бюджета субъекта РФ получателям средств, не только по гидромелиоративным, культуртехническим мероприятиям, но и агролесомелиоративным и фитомелиоративным мероприятиям, а также мероприятиям в области известкования кислых почв на пашне.

Лесопользование

1. Разъяснен порядок обеспечения древесиной граждан, юрлиц и предпринимателей. Письмо Рослесхоза от 10.03.2022 N ИС-02-54/5395 "Об обеспечении граждан древесиной для собственных нужд". Сообщается, в частности, что реализация древесины, заготовленной государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в статье 19 Лесного кодекса РФ, гражданам для собственных нужд (в целях отопления, возведения строений и иных собственных нужд), осуществляется по договорам между учреждением и гражданином, заключаемым без проведения торговых процедур. Реализация древесины юрлицам и ИП должна осуществляться на организованных торгах.

2. До 31 декабря 2022 г. включительно вводится запрет на вывоз некоторых видов лесоматериалов в государства, совершившие недружественные действия в отношении РФ. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 313 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100". Речь идет о товарах, классифицируемых в товарных субпозициях 4401 21, 4401 22, 4403, 4408 ТН ВЭД ЕАЭС. Также приводится перечень таких иностранных государств и территорий. Указанный запрет не распространяется, в частности, на товары, перемещаемые между частями территории РФ через территории иностранных государств, товары, вывозимые в целях обеспечения деятельности воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, товары, вывозимые в целях обеспечения деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. С 1 марта 2022 г. установлена новая форма проверочного листа, применяемого при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора). Приказ Рослесхоза от 31.01.2022 N 29 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, федерального государственного лесного контроля (надзора) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации". Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2022 N 67503. Форма содержит список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, применяемый Рослесхозом, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ, при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, федерального государственного лесного контроля (надзора) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, изъяты у органов государственной власти субъектов РФ, федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ. Признан утратившим силу Приказ Рослесхоза от 07.05.2018 N 404.

4. Актуализированы акты Правительства по вопросам защищенности сотрудников, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану. Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 N 263 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Реализованы положения Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

5. Утверждена форма проверочного листа применяемого органами Рослесхоза при осуществлении госнадзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними. Приказ Рослесхоза от 04.02.2022 N 36 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами, государственными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству лесного хозяйства, при осуществлении федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними" Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2022 N 67474. Проверочные листы включают в себя, в числе прочего списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований).

6. С 1 марта 2023 г. вступает в силу порядок оснащения автотранспорта, на котором осуществляется транспортировка древесины, и техники, используемой при тушении лесных пожаров, техническими средствами контроля. Приказ Минприроды России от 21.02.2022 N 121 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом), и техники, используемой при тушении лесных пожаров, техническими средствами контроля, их видов, требований к их использованию и порядка их функционирования". Зарегистрировано в Минюсте России 04.03.2022 N 67615. Предусмотрены виды технических средств контроля, требования к их использованию и порядок их функционирования. Приказ разработан в соответствии с частью 3 статьи 96.3 Лесного кодекса РФ и действует до 1 марта 2029 г.

Водные биоресурсы

1. Актуализированы правовые акты Минсельхоза России, регулирующие отношения в сфере рыбного хозяйства. Приказ Минсельхоза России от 27.01.2022 N 30 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере рыбного хозяйства, в части уточнения наименования рыбной продукции" Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67555. Внесены поправки в части уточнения наименования рыбной продукции.

2. В Госдуму внесен законопроект о повышении эффективности госконтроля за осуществлением иностранных инвестиций в сфере рыболовства. Проект Федерального закона N 95537-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Согласно законопроекту, госконтроль будет осуществляться не только в отношении обществ, осуществляющих добычу водных биоресурсов (изъятие водных биоресурсов из среды их обитания), но и осуществляющих иные производственные процессы в сфере рыболовства. В частности, иностранные инвесторы (группа лиц), владеющие акциями (долями) в уставном капитале юридического лица, осуществляющего рыболовство, в размере не менее чем 25% акций (долей) такого лица, обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля или снизить долю своего участия в уставном капитале такого лица до уровня менее 25% акций (долей).. Непредставление ходатайства и/или неосуществление действий по отчуждению акций (долей) в предусмотренный законопроектом срок будет выступать основанием для лишения иностранного инвестора в судебном порядке права голоса на общем собрании акционеров (участников) юридического лица.

3. На 2022 год установлены ограничения в отношении промышленного рыболовства креветки углохвостой. Приказ Минсельхоза России от 09.02.2022 N 63 "Об установлении ограничения промышленного рыболовства креветки углохвостой в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2022 году" Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2022 N 67791. По 31 декабря 2022 г. вводится запрет на использование тралов для добычи (вылова) креветки углохвостой в подзоне Приморье севернее 49°00' северной широты во внутренних морских водах РФ и в территориальном море РФ. С 10 по 15 апреля 2022 года и с 1 по 31 мая 2022 года устанавливается запрет промышленного рыболовства креветки углохвостой в подзоне Приморье к северу от параллели 47°20' северной широты. Ограничения введены в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

Животный мир

1. Установлен ключевой показатель федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 465 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания". Таковым является отношение вреда, причиненного объектам животного мира в результате хозяйственной и иной деятельности, к общему объему охраняемых законом ценностей. Отчетным периодом для расчета значения ключевого показателя является календарный год. Целевое значение ключевого показателя определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя на 1 процент.

2. С 1 сентября 2022 года применяются обновленные правила выдачи разрешения на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Постановление Правительства РФ от 11.03.2022 N 343 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Установлено, что в период с 1 января 2023 года до 1 сентября 2028 года выдача разрешений на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также разрешений на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, подтверждается Росприроднадзором записью в соответствующем реестре. Содержание в неволе объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается только в целях их сохранения и воспроизводства в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительских целях. Их выпуск в естественную природную среду осуществляется в целях сохранения и (или) пополнения природных популяций. Ряд актов Правительства РФ признан утратившим силу, в том числе - постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156, изданное для регулирования аналогичных вопросов. Утвержденные настоящим Постановлением правила действуют до 1 сентября 2028 года, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их действия.

3. Определена ставка платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с юрлицами и ИП, относящимися к коренным малочисленным народам РФ. Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 N 358 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 490". Согласно документу, для юрлиц, являющихся общинами коренных малочисленных народов РФ или союзами (ассоциациями) таких общин, а также индивидуальных предпринимателей, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, указанная ставка составляет 0,1 рубля за 1 гектар охотничьего угодья.

***

Появились вопросы?

Напишите нам в комментариях или на сайте! И подписывайтесь на рассылку актуальных новостей в сфере экологического законодательства.

Хотели бы получить помощь юриста по экологическому праву? Проведем анализ перспектив бесплатно! Оставьте вашу заявку на zharov.eco

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда