«Современные проблемы подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма и гостеприимства»

В последние годы проблема подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства становится все более актуальной и серьезной. Пандемия COVID-19 в 2020-2021 годах сильно повлияла на развитие индустрии. Значительный отток специалистов, связанный с сокращением рабочих мест и снижением заработной платы еще больше усугубил проблему. Популярность данного направления обучения в высших учебных учреждениях также сильно упала. Отдельно стоит сказать о тенденции нежелания выпускников школ идти получать высшее образование.

Стремительное развитие информационных технологий, глобализация привели к тому, что многие методы и подходы в обучении значительно устарели.

Не менее остро встала проблема недостаточного финансирования со стороны государства (что создало трудности с привлечением высококвалифицированных кадров и проблемы с оснащением) и сложный бюрократический аппарат. Значительное количество процедур, регламентов, отчетностей, согласований добавляет дополнительную нагрузка на преподавательский состав, негативно влияет на подготовку будущих кадров.

В связи с глобальными проблемами в экономике, высокой инфляцией в мире отдельно выросла проблема устойчивого развития индустрии туризма и гостеприимства.

Значительно снизилась мотивация студентов т.к. в различных электронных источниках доступна практически любая информация по любой тематике. Отсутствие в учебной программе значительного количества практических занятий привело к проблеме разрыва между теорией и практикой. Фактически студенты выходят из университета имея только базовые знания и не имея достаточного практического опыта. Вынуждены начинать карьеру с низших позиций.

Рассмотрим более подробно основные проблемы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

По оценкам всемирной туристской организации пандемия covid-19 привела к оттоку из отрасли индустрии туризма и гостеприимства свыше 30% персонала. В большей степени отток коснулся линейного персонала, рабочих самых базовых специальностей. Это привело к значительному разрыву на рынке кадров, фактически вынудив представителей индустрии начать «охоту» на персонал и зарплатные войны для привлечения линейных специалистов. Закрытие границ, а после 2022 года существенный рост цен на авиа и жд билеты привело к невозможности восполнить недостаток дешевой рабочей силы специалистами из ближнего зарубежья. Из-за указанных проблем работодатели стали делать акцент на поиск именно линейного персонала, снизилась текучка кадров на среднем и высшем уровне, при этом уровень заработной платы низшего линейного персонала значительно возрос. Видя это, студенты идут на работу на 1-2 курсах университета, начинают большую часть своего времени работать вместо того, чтобы посвящать учебе. Попадают в ловушку, так как имея хорошую зарплату уже не так сильно замотивированы учиться. Для них главной целью становиться получение диплома о высшем образовании.

Отдельно стоит сказать о проблеме карьерного роста для таких ребят. Перейти с позиции официанта или сотрудника службы приема и размещения на более высокую позицию достаточно сложно. Если у ребят и получается перейти на более высокую позицию, то как правило они должны терять в заработной плате, учиться с нуля. Многие не готовы к таким переменам и продолжают работать на текущих позициях переходя из одного отеля в другой, пока в какой-то момент не наступят серьезные обстоятельства. Тенденция сокращения количества гостиниц создает дополнительные проблемы. Из-за уменьшения потока туристов в период пандемии и из-за усиливающегося финансового кризиса туристы стали значительно экономить на путешествия, искать более бюджетные варианты отдыха, рассматривать путешествия внутри своего региона, количество иностранных туристов упало до минимума. Гости стали значительно сокращать расходы на путешествия, поездки, гостиницы. Отели начали закрываться, иностранные бренды уходить из России, часть отелей менять формат работы на апартаменты. Сместился акцент с путешествий на ж.д. поездах, круизных лайнерах, самолетах в сторону автомобилей. Клиенты стали бояться массового туризма. Это также повлияло на изменение в структуре гостиничного и туристического бизнеса. Постоянный рост цен на комплектующие, на стоимость коммунальных платежей, продукты питания, оборудование существенно увеличил затраты на обслуживание туристов. Рост инфляции и снижение дохода населения тоже не добавляют оптимизма. Как итог, расходы отеля на операционную работу, обслуживание гостей, себестоимость номера существенно выросли. Отели вынуждены поднимать стоимость проживания, чтобы оставаться «на плаву», поддерживать высокий уровень сервиса. А привлекать новых гостей становиться все сложнее, конкуренция растет, спрос сокращается, растут затраты на привлечения гостей, затраты на маркетинг и продвижение.

Все эти факторы значительно влияют на индустрию туризма и гостеприимства, на настроение и мотивацию студентов. Снижается помощь и заинтересованность со стороны бизнеса помогать ВУЗам, помогать студентам. У них и так много проблем, они не могут уделять значительное внимание образовательному процессу, оплачивать студентам дополнительные стажировки, создавать для студентов интересные условия для работы. Как я уже отметил, в сегменте гостиниц пошел существенный переход в сторону переформатирования гостиниц под апартаменты для длительного проживания. Переоборудование и переоснащение гостиниц. И как следствие система подготовки кадров столкнулась с новыми вызовами и необходимостью адаптации.

Высокие стандарты и требования со стороны государства по подготовке студентов привели к существенному отставанию. Длительная процедура согласования рабочей программы, стандартов и методик обучения, утверждения всех планов приводит к отставанию от реального сектора на 2-3 года. К этому еще прибавляются проблемы с преподавательским составом, высокая централизация Москвы и Санкт-Петербурга, проблемы разрыва между обучением теоретическим знаниям и практической подготовкой.

И здесь мы понимаем, почему за 4-6 лет обучения в Университете студент не получает необходимых профессиональных знаний для трудоустройства. Фактически начинает карьеру на уровне специалиста, который пришел в отрасль без опыта. При этом зачастую выпускник высшего учебного учреждения проигрывает перед кандидатом на схожую позицию, но без опыта работы, т.к. требует и рассчитывает на более высокий уровень заработной платы.

Говоря про финансовую составляющую вопроса следует отметить стоимость обучения. В крупных городах, и особенно в Москве и Санкт-Петербурге стоимость обучения составляет в среднем от 120 000 до 210 000 рублей в год. Не каждый студент может позволит себе такую стоимость обучения. Это вынуждает определенный процент студентов сразу после поступления на учебу в университет искать работу и совмещать с учебой. К сожалению, в большинстве случаев это резко снижает успеваемость студентов. Т.к. отсрочка от армии положена только при очной форме обучения, многие студенты мужского пола проигрывают в качестве подготовки еще и по этому критерию. Учиться на дневной форме обучения и работать крайне сложно по сравнению, например, со студентами заочной формы. Хотя работа в гостиничной индустрии позволяет совмещать работу и учебу, т.к. гостиницы как правило имеют гибкий график работы. Отдельно стоит сказать про тенденцию последних лет, возможность удаленной работы. Это в определенной степени положительно повлияло как на возможность студентов без отрыва от работы посещать занятия. Хотя с другой стороны есть явная тенденция снижения успеваемости таких студентов. Здесь вопрос заключается в том, сможет ли преподаватель замотивировать студентов, сделать так, чтобы даже при дистанционной форме обучения студенты показывали хорошую успеваемость.

Студенты, которые обучаются на заочной форме с одной стороны имеют преимущества. Возможность совмещать работу и учебу, отрабатывать на практике полученные навыки и знания. Как правило свыше 30% студентов работают в той же отрасли, что и учатся. Но с другой стороны у студентов возникают сложности при сдачи сессии. Работодатели неохотно идут на предоставление учебного отпуска, а студенты не хотят брать полноценный отпуск как для сдачи сессии, так и для прохождения практики.Высокая нагрузка на работе опять же не позволяет в полной мере освоить все дисциплины.

Плохой уровень проведения практических сессий на предприятии. Студентам не дают возможность поработать за реальной системой бронирования, как правило студенты проходят практику в отделе «Горничных» или «Прачечная», или на «стойке приема и размещения» но в качестве паспортистов, занимаются рутинной и под час не самой нужно работой. Это отбивает у многих студентов после получения диплома идти работать по специальности. Отельеров тоже можно понять. Они не имеют возможности выделять наставников, тратить много времени на подготовку студентов. Не могут брать на себя риски и, например, давать студентам доступ в систему управления отелем, CRM систему, доступ к миграционному учету и базе гостей. Работать с деньгами также студенты не могут, так как для этого нужно заключать договор материальной ответственности, а без него риска для владельца отеля значительно возрастают.

Также к сожалению, существует большая проблема в части отлаженной коммуникации бизнеса и вузов в части запросов на персонал. Отельеры ввиду отсутствия четкой системы не предоставляют консолидированную статистику по количеству мест для будущих специалистов. И это приводит к тому, что ВУЗы готовят больше специалистов, чем необходимо. Другая проблема связана с системой финансирования учебных учреждений, которая завязана на количестве обучающихся студентов, стандартах профильных организаций и министерства. Это не позволяет университетам максимально гибко выстраивать учебный процесс. Хотя можно отметить, что в последние годы в этом направлении есть значительные сдвиги.

Отдельно стоит также сказать и про рабочие программы, которые формируются в ВУЗах с участием преподавательского состава и позволяют адаптировать часть учебных дисциплин под современные требования бизнеса. При этом оторванность бизнеса от высших учебных учреждений все еще большая проблема.

Высокая нагрузка на преподавательский состав сохраняется. Помимо обучения требуется значительное время на подготовку к занятиям и проверку работ, ведение электронного журнала, публикации в профильных изданиях, научная работа, проф-ориентационные встречи, общественная деятельность, посещение со студентами выставок и мастер-классов. Отдельная работа по подготовке студентов к сдаче выпускных квалификационных работ.

Проведя небольшое исследование в открытых источниках я сделал ряд выводов относительно общих тенденций. Я решил взглянуть на современные проблемы подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма и гостеприимства более шире и изучить в том числе зарубежный опыт и другие отрасли. Понять, сталкиваются ли в ит индустрии, нефтегазовой отрасли, строительстве с похожими проблемами. К сожалению, проведенный анализ подтвердил общую тенденцию. Если смотреть на индустрию гостеприимства, многие крупные отели делают акцент на создание собственных образовательных центров. Например, IHG создали IHG Skill academy, гостиничная сеть Hilton онлайн тренинги Hilton e-training. Всемирная туристская организация создала UNWTO academy, где часть курсов можно пройти бесплатно, часть платно. У нас тоже идет активное развитие данного направления. Это и различные программы отелей на платформе iSpring, бесплатные курсы от Ростуризма, примером из других отраслей могут служить курсы «Нетология Групп», принадлежащей «Севергрупп».

Дополнительную остроту проблеме добавляет демографический кризис. Молодые кадры не хотят идти работать в университеты. Преподавательский состав ВУЗов по возрасту в среднем составляет свыше 50 лет. Как правило совмещать работу в университете и продолжать работу в гостинице решаются не многие. А если сотрудник отеля решается полностью посвятить себя образованию, через несколько лет работы в ВУЗе ему потребуется проходить повышение квалификации. Вообще постоянное поддержание уровня квалификации сейчас стоит очень остро. Мы живем во времена, когда вопрос постоянного обучения, повышение своей эффективности и квалификации не вызывает сомнений. На примере компании Трэвел Лайн, платформы по бронированию гостиничных услуг, могу отметить, что компания в течении года внедряет 5-10 новых инструментов. При таком интенсивном развитии ни один ВУЗ или академия не будут успевать подтягивать свои программы обучения.

Современные технологии позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным. Плазменные телевизоры, проекторы, смартфоны делают учебу гораздо легче. Появление интернета дало и преподавателям, и студентам безграничные возможности для развития. Однако я отмечу еще несколько проблем подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма и гостеприимства. В современных условиях требуется максимальное раскрытие потенциала студентов, возможность создавать интересные проекты и делать новые открытия. Но мы сейчас только в начале пути, только делаем первые шаги. Нет понятных инструментов, чтобы выявить таких талантливых ребят. Большой проблемой по-прежнему является значительное количество студентов в группах, а также невозможность разделять группы внутри потока на сильных и слабых.

Современное поколение студентов широко используют различные технологические продукты, приложения, программы. Преподаватели из другого поколения и используют технологии только, чтобы быть на волне со студентами, говорит с ними на одном языке.

Студенческая жизни – это не только обучение и проектная работа, это еще и общественная деятельность, волонтерство. К сожалению загрузка современных студентов такая высокая, что у них не остается времени на что-то еще. Это большая проблема. Интегрировать общественную деятельность в учебный процесс достаточно сложно, но нужно делать определенные шаги в этом направлении. Волонтерство позволяет развивать дополнительные качества, навыки, формировать личность. И здесь не стоит забывать, что переход из школы в университет- это сложный период. Студентам требуется поддержка родителей, родственников, друзей. Часто родители принимают решение, куда пойти учиться ребенку после школы. Студенту может не понравиться учиться в той индустрии, куда он поступил. Сейчас индустрии и сегменты бизнеса часто сильно пересекаются, и даже если студенту не очень интересна учеба, он может расширить свой кругозор, получить базовые знания, возможно в процессе учебы раскрыть свой потенциал и дополнительные возможности. Это важный период в жизни всей семьи и требуется взаимодействие всех сторон, коммуникация, общение.

Такие проекты как «Мастера Гостеприимства» на платформе АНО Россия страна возможностей», Worldskills, межвузовские чемпионаты позволяют решить часть проблем и раскрыть потенциал студентов. «Мастера Гостеприимства» - конкурс для талантливых и инициативных специалистов индустрии гостеприимства, направленный на создание благоприятных условий их развития и кадровое обеспечение туристской отрасли. Глобальная цель – раскрыть туристический потенциал страны и вывести туризм в России на новый уровень. Как отметил в одном из интервью генеральный директор проекта «Россия-страна возможностей» задача этого конкурса — дать новых людей, которые будут работать в отрасли. Также сделать так, чтобы как можно больше иностранных гостей и россиян прониклись нашей страной, ее красотой и душой, узнали ее. В конкурсе 2020 года было получено 20 тыс. заявок, это немало. В финал прошло 50 конкурсантов. Важно что это региональный проект, и возможность показать себя есть у студентов из любого уголка нашей страны.

И благодаря таким проектам мотивация студентов учиться и развиваться значительно возрастает.

Заключение

В заключение я хотел отметить, что несмотря на все вызовы и сложности в отрасли существующая система образования работа гораздо эффективнее чем раньше. Инновационное развитие страны требует не просто рабочей силы, стране нужны талантливые люди, способные в минимальные сроки и с наименьшими затратами труда реализовать самые смелые идеи и проекты, решать наукоемкие задачи и создавать оптимальную интеграцию вузовской и отраслевой науки.

Обучение в университетах рассматривается мировым сообществом как основная движущая сила устойчивого развития экономики. Наше государство понимает проблему высокого разрывы между теоретическими знаниями и отсутствием достаточного количества практических занятий, поэтому в последние годы активно поддерживает инициативу университетов по привлечению практиков с частичной занятостью, по договору гпх и на часть ставки преподавателя. Активно поддерживает привлечение практиков для проведения мастер-классов, открытых лекций и выездных занятий.

Для достижения более высокого результата государством и бизнесом должны быть созданы условия, которые позволили бы развивать отрасль и экономику в целом.

Формирование системы подготовки специалистов требует незамедлительного решения кадровой политики в сфере инноваций. А это значит, что современные университеты не должны быть превосходными образовательными учреждениями, которые занимаются обучением ради обучения, а должны разрабатывать механизмы переноса на рынок научных разработок молодых специалистов.

ВУЗам необходимо взять на себя роль активного игрока в развитии экономики через генерирование научных и технологических знаний/ инноваций, развиваться на благо развития индустрии туризма и гостеприимства, и нашего государства в целом.

Начать дискуссию