Блогер или журналист? Чем журналист отличается от блогера

Соцсети как инструмент пиара, монетизации и быстрого заработка, видимо, скоро сойдут на нет. Я, классический пиарщик, всю жизнь работающий на базе информационных поводов и коммуникаций со СМИ, смотрю на это с тайной радостью. Объем контента, продвигаемого в соцсетях, и сами соцсети в ближайшие год-полтора время сильно подрихтуются, а то, что останется на поверхности, снова будет требовать пресс-релизов и пресс-конференций. Конечно, соцсети умрут не сразу, и ваш босс, по-прежнему будет требовать, чтобы о его бизнесе или сервисе писали не только журналисты, но и блогеры. Но и СМИ подсократятся, вне всяких сомнений. До недавнего времени объемы информации, проходящей через СМИ и соцсети, были примерно сопоставимы, и поэтому неизбежные риски сотрудничества с блогерами оказывались не так заметны, если ежемесячный объем публикаций, выходивших в СМИ, обеспечивал большее покрытие аудитории, чем усилия блогеров.

Сейчас риски могут возрасти кратно. И здесь на первое место выступает главный риск. Это то, что деятельность блогеров, как распространителей информации, не регулируется законодательно.

Деятельность СМИ регулируется так называемым, «Законом о СМИ» (ФЗ 2124-1 от 27 декабря 1991 г.). Также работа СМИ лицензируется Роскомнадзором РФ. Без этой лицензии СМИ не может существовать. Кроме того, косвенно на работу СМИ влияют такие федеральные законы, как «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О персональных данных», «О рекламе». И в последнее время были приняты еще два закона: «О СМИ – иноагентах» и так называемый, «Закон о фейках», который в реальной жизни звучит, как Федеральный закон от 4 марта 2022 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Не всякий пиарщик понимает, какой у него имеется мощный рычаг, позволяющий успешно решать конфликтные ситуации с изданием, если они опубликовали порочащую или недостоверную информацию. Решать до суда, а особенно, в суде. Вплоть до отъема лицензии.

Деятельность блогера не лицензирована и ничем не регулируется. В ответ на претензию о публикации поста с порочащей или недостоверной информацией, он запросто может заявить, что публиковал не информацию, а свое частное мнение, и будет прав. Конечно, формально существует так называемый, «Закон о клевете» (звучащий, как Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 538-ФЗ "О внесении изменения в статью 1281 Уголовного кодекса Российской Федерации"), которым можно припугнуть особо впечатлительного блогера. Но если отношения СМИ и общества выстроены институционально, и редактор знает все свои красные линии, то в отношениях с блогерами такой системы нет. Это значит, что системно, по умолчанию, он не может регулярно получать в лоб за то, что он публикует. Оговорюсь. В крайнем случае, можно дожать ресурс, чтобы он забанил блогера или удалил его аккаунт, но повторяю, институционального рычага нет.

По этой причине журналист всегда несет ответственность за информацию. Журналист – перед своим редактором. Редактор – перед главным редактором. Главный редактор – перед акционерами издательского дома. Блогер не несет никакой ответственности.

У журналиста, в штате он или внештатник, всегда есть редакционный план. Он должен выдавать определенное количество строк в месяц. Иначе он будет уволен, или просто умрет с голоду, если он внештатник. Соответственно, ежедневно он вынужден утюжить рынок в поисках информации. И это его вынуждает постоянно держать с вами связь, если вы – пиарщик, публиковать, часто авансом, ваши иногда тупенькие пресс-релизы, лишь бы держаться в границах своего плана. Блогер нередко пишет, когда у него левая пятка зачешется. Никакими информационными поводами и пресс-релизами вы, как пиарщик, блогера не заинтересуете. Только деньгами.

Журналисту дают редакционное задание. Именно исходя из этого задания он формирует контуры своей будущей статьи и начинает искать спикеров, чтобы собрать их мнения и комментарии. А взяв у спикера комментарий, он, хотя бы пару предложений, а поставит из него. По причине, которую мы описывали выше: ему надо сохранять лояльность своих комментаторов и пиарщиков, иметь свой лист экспертов, к которым он всегда может обратиться за комментарием. Блогер ни о чем подобном не думает. Ему вообще не нужны спикеры и их комментарии. Он сам себе и спикер, и комментатор. Пиарщики ему тоже не нужны. Если только они не приносят ему рекламные контракты.

Журналист, который пишет для определенного рынка, ежедневно пропускает через себя десятки единиц информации. По большому счету, профильный журналист часто гораздо более компетентен в своем рынке, чем специалист, работающий в компании. Поэтому и статьи у него выходят профессиональными. Хороший журналист часто во время интервью использует известный профессиональный прием. Он становится на ступеньку ниже, имитируя слабую компетентность, чтобы дать спикеру возможность поделиться более глубокой информацией, что нередко вызывает у спикера гомерический хохот над якобы, тупостью журналиста…

Блогер чаще всего не обладает такой высокой компетентностью. Конечно, бывают исключения, когда блогер специализируется на каком-то определенном рынке. Но как правило, это профессиональный журналист, открывший свой канал. Но таких, повторяю, единицы. Рынка СМИ они не составляют.

Меня клиенты часто просят меня включать в пул СМИ по проекту и блогеров. Я включаю, не без того. Но отношусь очень осторожно. По тем причинам, которые я описала выше. Кроме того, следует понимать, что для непродуктового пиара, так называемого, B2B, продвижение контента через блогеров вообще неэффективно как инструмент. Ведь мы в этом случае прокачиваем и наращиваем репутацию, а не продаем товар. Что здесь работает больше? Публикация в «Ведомостях» или пост у Васи Пупкина, даже, если он блогер-многотысячник?...

Скоро можно будет подписаться на мой курс «Классический PR. Базовый курс профессиональных знаний». А пока меня можно найти в Телеграм. https://t.me/Yulia_abashi

55 показов
1.7K1.7K открытий
Начать дискуссию