Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Мы каждый день гнем копья, пытаясь обучить менеджеров «работе с возражениями»... хотя должны научить их профессионально «играть в карты».

Эмоциональный покер

Представьте, что вы играете в необычный покер. На картах вместо мастей нарисованы эмоции. На одной карте нарисовано гневающееся лицо - это карта "ГНЕВ". У нас также есть "УДИВЛЕНИЕ", "СМУЩЕНИЕ", "АПАТИЯ", "ВОСТОРЖЕННОСТЬ" — еще целая колода разных карт с разными выражениями лиц. Это вся палитра человеческих эмоций.

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Правила покера удивляют:

1. Один игрок бросает на стол свою карту-эмоцию. Второй должен ответить правильной картой.

2. При этом в конкретной раздаче учитываются не только эмоции, но и несколько предыдущих раздач... и несколько последующих. Какие карты выбрасывались там? Как на них отвечали оппоненты? Какие карты можно будет использовать в будущем? Не попадем ли мы в западню, когда нужные карты закончатся?

3. В начале игры игроки получают случайный набор карт. Вроде бы и хочется погневаться - да нечем. Или в какой-то ситуации игрок вынужден использовать "СТРАХ", чтобы поберечь "СМЕЛОСТЬ" для следующих раундов.

4. Правила победы могут различаться для разных игроков. Для одного победа - это дружба и внимание. А для другого - забросать оппонента картами, желательно попутно унизить и разозлить, и добиться того, чтобы он встал из-за стола.

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Вот ваша жена решила "сыграть партеечку" и вдруг бросает в вас карту “ОБИДА”. Чем ответить? Можно ответить картой “БЕЗРАЗЛИЧИЕ”... но потом нарвешься на карту “ЗЛОБА”, и придется собирать свои вещи под окном.

А что если ответить картой “РАДОСТЬ”? Необычный ответ, так обычно не отвечают... Или лучше не рисковать и выбрать традиционный ответ “СОПЕРЕЖИВАНИЕ”? Хотя ее несложно перепутать "ЖАЛОСТЬЮ", а эта карта часто вызывает бурю темных эмоций в ответ.

Менеджеры по продажам — это профессиональные игроки в эмоциональный покер. Они должны играть по 8 часов в сутки 5 дней в неделю. Регулярно играют партии с незнакомцами. Иногда играют с другими профессиональными игроками (закупщиками, например).

И это выматывает, если вы не любите игру, или если вам постоянно не везет с раздачей!

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Есть люди, у которых в колоде только одна карта. "АГРЕССИЯ", например. Такая неглубокая колода характерна для многих мужчин, особенно подвергшихся профессиональной деформации в иерархических системах - армии или органах. У этих же мужчин в колоде есть еще одна карта - "ЛЕБЕЗЕНИЕ". Нельзя же отвечать агрессией на агрессию начальника?

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Многим людям не везет, и у них в колоде оказывается только "АПАТИЯ" и "ТРЕВОЖНОСТЬ". Такие люди умудряются запороть любые шансы в жизни, причем совершенно не понимают причины своих несчастий.

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

А еще некоторые люди просто плохо играют. Нам всем звонят незнакомцы, которые с первых же слов вытаскивают карту "НЕВЕРОЯТНЫЙ ВОСТОРГ":

- У вас есть две минуты? Не кладите трубку! У меня для вас есть невероятное предложение!

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Что такое EQ?

Emotional Quotient - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Популяризатор EQ Дэниэл Гоулман говорит следующее: "Нам нужен поиск творческих решений в социально-сложных ситуациях".

Перефразирую: Высокий EQ дает толстую колоду и хорошие навыки в игре.

Что мы знаем про EQ?

Современная наука говорит, что:

• Женщины в среднем эмоциональнее мужчин. У них лучше развит EQ.

• У психопатов и социопатов эмпатии нет. Они плохо воспринимают эмоции, медленно них реагируют. Речь не только про сострадание, но и про страх, беспокойство и другие эмоции.

• Люди с высоким EQ им активно пользуются — у таких людей много друзей, они ярко проявляют эмоции, плачут и смеются, любят быть в центре внимания.

• Люди с низким EQ делают ровно наоборот! Они прячутся за терминами "скромность" и "вежливость", сторонятся шумных вечеринок и никогда не попадают в центр внимания... Хотя на самом деле просто не хотят и не умеют играть в эмоциональный покер.

• Эмоции заразительны, как вирус. Они передаются от более активного к более пассивному собеседнику.

• EQ развить можно! IQ — нет.

Что относят к EQ

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

Принято выделять три главных навыка:

1. Работа с собственными эмоциями (это наш Poker Face и толщина колоды). К этому навыку относят способность мотивировать себя и стремиться к цели, несмотря на провалы; сдерживать порывы и откладывать получение удовольствия; осознавать свое собственное настроение и эмоции

2. Узнавание чужих эмоций (это способность различить выброшенную оппонентом карту). Сюда относят способность считывать невербальные проявления, такие как мимика, распознавать чувства, тон голоса и так далее.

3. Выражение своих эмоций (какие карты мы выбираем). Состоит из правильного выражения эмоции, способности к сопереживанию и эмпатии, к тому, чтобы поддержать общение.

Почему же не работают скрипты?

Потому что они совершенно не учитывают эмоциональную сторону вопроса и то, какими картами и когда надо играть.

И вот мы находим менеджера со слабым EQ, учим его обрабатывать возражение "Дорого" и отправляем в поля. С какими эмоциями-картами наши Клиенты могут озвучить данное возражение? ЕХИДСТВО, АГРЕССИЯ, АПАТИЯ, УСТАЛОСТЬ, ВОСТОРГ, СТРАХ - и десяток других.

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

А наш менеджер на каждую вариацию отвечает одной и той же картой, и почти всегда проигрывает.

Учите людей играть в карты

Собеседования. Искать хороших игроков следует уже на этой стадии.

1. Задавайте им правильные вопросы:

• Как вы справляетесь со стрессом? Гневом? Страхом?

• Если Клиент тревожится - как вы его успокоите?

• Как вы заводите друзей?

• Расскажите о ситуации, когда вам пришлось справиться с неожиданным и сложным эмоциональным вызовом.

В первую очередь вам нужны люди, которые легко и разнообразно рассказывают о своих эмоциях, и у которых уже есть эмоциональные рецепты для решения разных сложных ситуаций.

2. Добавьте тест на лица-эмоции. Это изображения лиц, и кандидату нужно напротив каждого изображения написать эмоцию, которую выражает лицо человека. Люди с низким EQ потрясающе часто ошибаются в этом задании.

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

3. Используйте тесты на оптимизм.

Обучение.

1. Давайте установку по работе с конкретной эмоцией Клиента. Например “Клиент тревожится за свой груз, вам нужно уверить его, что с грузом все будет хорошо”. Оценивайте не слова, а эмоции, которые демонстрирует стажер. Можно даже зафиксировать текст, и дать задачу оперировать только эмоциями. Это очень похоже на метод обучения театральных актеров.

Эмоциональный интеллект как ответ на вопрос «Почему скрипты не работают?»

2. Учите делать неправильно! Если показать человеку неправильное поведение, он сможет легче воспроизвести правильное:

• “Выйди с клиентом на конфликт”

• “Вызови у Клиента беспокойство”.

Нужно сконцентрировать внимание стажера на эмоциях, и это проще сделать с такой необычной задачей.

3. Обучайте стажеров работе с тревожностью и страхом, позитивному взгляду на мир и т.п. Дайте им инструменты, которые помогут пережить первые тяжелые этапы.

Работа

1. Сделайте свой собственный эмоциональный покер. При разборе кейсов, звонков, неуспешных и успешных продаж привлекайте внимание к эмоциональной стороне вопроса, а не к тексту!

Надеюсь, что статья поможет вам по-другому взглянуть на нашу жизнь и увидеть всё то, что прячется за словами, которые мы произносим.

3
1 комментарий

Отличная статья!

Ответить