Перспективы развития московского метро

В начале февраля 2022 года программа UN-Habitant ООН признала Москву лучшей по уровню развития инфраструктуры и уровню жизни среди 29 мегаполисов (Лондон, Париж, Сингапур, Мадрид и другие).

Сейчас мы разберемся, почему метро в Москве является одним из важнейших факторов повышения уровня жизни, и какие нововведения в метрополитене ожидают москвичей в будущем.

Расширение существующих линий и появление новых

Большая кольцевая линия (БКЛ, 11 и 11A, Бирюзовая)

Значительная часть БКЛ открылась относительно недавно. 7 декабря 2021 года были открыты станции: "Терехово", "Кунцевская", "Давыдково", "Аминьевская", "Мичуринский проспект", "Проспект Вернадского", "Новсторская", "Воронцовская", "Зюзино" и "Каховская". В данный момент станции на этой линии за счёт яркого холодного освещения и светлых стройматериалов выглядят самыми современными и технологичными в Москве. По изображениям проектов можно предположить, что вся линия будет сконструирована в одном стиле. Предлагаю посмотреть на проект станции "Сокольники", дизайн которой не нарушает общую стилистику станций БКЛ, но в то же время имеет уникальные цвета и события.

Дизайн-проект станции "Сокольники" БКЛ метро, посвященной истории метростроения
Дизайн-проект станции "Сокольники" БКЛ метро, посвященной истории метростроения

Более того, они охватывают огромный периметр, что, во-первых, позволяет добавить мобильности гражданам, а во-вторых разгружает уже существующие линии метрополитена. Мэр Москвы Сергей Собянин утверждает, что БКЛ "... это как раз ключевой проект, который является вместе с МЦК, по сути дела, новым опорным каркасом всей транспортной системы Москвы и Московского транспортного узла". На уже открытых станциях кольца проживает более 1.4 миллиона человек, в том числе и студентов, которым стало гораздо удобнее добираться до той же Юго-Западной, где РАНХиГС, МГИМО, МИРЭА, рядом РУДН.

В данный момент станции "Авиамоторная", "Лефортово" и "Электрозаводская" работают в составе Некрасовской (розовой) линии, а затем станут частью кольца.

Когда кольцо будет "замкнуто", БКЛ станет самой протяженной линией метро в мире, опередив линию Шанхайского метро.

Проект Большой кольцевой линии к моменту открытия
Проект Большой кольцевой линии к моменту открытия

Московские центральные диаметры (МЦД, D1-D5)

Московские центральные диаметры - "новый вид городского транспорта, который объединил формат пригородных электричек и метро". МЦД не относят к метро, т.к. пути находятся над землей и конечные точки находятся не близко к Москве, однако проходят через ее центр. Пускай станции МЦД и находятся на одной карте со станциями метро, график работы совпадает, стоимость проезда одинаковая, но интервал движения между поездами продолжительнее.

Проект Московских центральных диаметров
Проект Московских центральных диаметров

План до 2027 года рассчитан на открытие 5 диаметров, станции которых будут располагаться в Реутове, Мытищах, Зеленограде, Домодедово, Люберцах и дальше. Интересно, что значительная часть D5 будет располагаться на линии D4. В текущий момент работают два диаметра: D1 "Белорусско-Савёловский" и D2 "Курско-Рижский", которые разгружают поток ездящих в центр Москвы из области.

Благодаря запуску первых двух диаметров и новой билетной системе автомобилисты, пересевшие с личных автомобилей на МЦД, экономят до 44 минут в пути в сутки, а также до 75% расходов на проезд на определенных маршрутах (совокупно пассажиры МЦД смогут сэкономить до 7 млрд рублей в год).

Подробнее: https://stroi.mos.ru/moskovskiie-tsientral-nyie-diamietry-stroi_mos/chto-takoie-moskovskiie-tsientral-nyie-diamietry?from=cl

По МЦД ездят "Иволги". Внутри вагона есть климат-контроль, бесплатный Wi-Fi, USB-разъемы и прочие блага, но пассажиры обнаружили проблему: сидячих мест не хватало и они расположены друг напротив друга. В Иволге 3.0, которая еще не эксплуатируется, решили часть этой проблемы: расширили вагон и добавили еще 50 кресел. Тем не менее, пассажирам до сих пор случается разглядывать лица друг друга.

Новые линии метро

До 2027 планируется запустить всего одну станцию метро - Троицкую (Коммунарскую). Линия будет обозначена на карте метро черным контуром и носить номер 16.

Троицкая (Коммунарская) линия
Троицкая (Коммунарская) линия

"Троицкая ветка метро - один из самых больших радиусов в Москве, около 40 км - получает уже реальные очертания".

Сергей Собянин, Мэр Москвы

Сама протяженность линии будет 40.3 км, на ней будет 17 станций, 4 пересадки на другие метро и 2 пересадки на МЦК. В 2012 году был реализован план инженера С. С. Шестакова - Москва расширила свои границы в 2.5 раза. Агломерированные территории получили название "Новая Москва", однако в Новомосковском и Троицком округах (ТиНАО) еще не развито метро. Троицкую линию строят для того, чтобы пассажиры могли сократить время на затраченный путь и для разгрузки трафика. Впрочем, к вопросу ТиНАО относится не только шестнадцатая ветка.

Появление новых станций метро на уже существующих линиях

На Сокольнической линии в 2024 г. откроется станция Новомосковская, продолжающая развитие красной ветки на юг (после м. Коммунарка). На Солнцевской линии на юго-западе откроются еще две станции: Пыхтино и Внуково, которые упростят маршрут до аэропорта Внуково.

Проект станции "Внуково" Солнцевской линии метро
Проект станции "Внуково" Солнцевской линии метро

Планируется открыть еще несколько станций на разных ветках. Среди них: Гольяново, Строгино, Живописная, Бульвар Карбышева, Физтех и другие.

Новые вагоны

Новые модели поездов еще не были анонсированы, но планируется расширение и обновление составов.

"В этом и следующем году суммарно закупим более 660 новых вагонов, уже в конце 2023-го у нас будет самый молодой парк поездов среди США и Европы. За 10 лет мы снизили средний возраст поездов с 22,5 до 12 лет и продолжаем дальше повышать комфорт ваших поездок в транспорте".

Ликсутов Максим, Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы

В 2021 году в метро появилось 337 новых вагонов "Москва-2020", которые ходят по Кольцевой и Калужско-Рижской линиям метро. Они оснащены широким дверным проемом, большим количеством USB-портов, системами обеззараживания воздуха, интерактивными дисплеями и более инновационными технологиями шумоподавления.

Перспективы развития московского метро

Можно предположить, что в следующих моделях будет сохраняться тенденция по оборудованию дисплеями и экранами, USB-портами и будет решаться проблема перегрузки в час-пик. Имеет смысл продолжать ставить системы обеззараживания воздуха. Так, пассажиры будут чувствовать себя в относительной безопасности. Про психологию поведения и настроение среднестатистического пассажира в метро написала Оксана Запорожец.

Инновационные технологии в метро

Интернет

Это скорее тенденция, которая развивалась все десятые годы. В начале десятых под землей доступ к сети практически не был возможен, но в декабре 2014 года заработал бесплатный Wi-Fi, а со временем появилась возможность пользоваться достаточно стабильным мобильным интернетом. Следует ожидать, что доступ к мобильной сети будет доступен абсолютно на всех станциях метро.

Система распознавания лиц

В 2019 году появились первые биометрические идентификаторы, и через полгода их пробного использования постановили распространить устройства еще на 26 станциях метро. В целом, идентификаторы нацелены на выявление "криминогенных точек" и борьбы с различного рода преступностью. Не стоит забывать, что такие инструменты в руках недемократических режимов - вещь страшная.

Система распознавания лиц в Московском метро 
Система распознавания лиц в Московском метро 

FacePay

Эта технология была введена не так давно и по сей день развивается. Ее суть заключается в оплате проезда через использование скана лица. По словам пресс-службы Департамента транспорта, такая система поможет отслеживать загруженность поездов. Но у этой системы, на мой взгляд, есть еще несколько минусов (на один из них я намекнул в абзаце выше). Если посмотреть объективно, на данный момент оплата с использованием технологий биометрии - не такая стабильно работающая система, как банальная оплата пластиковыми картами. Могут происходить сбои в распознавании лиц, будут создаваться очереди, что усилит перегрузку в метро, которая и так в час-пик составляет 40%.

Турникеты, оборудованные системой FacePay
Турникеты, оборудованные системой FacePay

Голографические экраны

8 августа 2020 года в Телеграм-канале Дептранс Москвы объявил о начале тестирования первых голографических экранов. "Голографические экраны станут самым современным каналом информирования пассажиров. На пилотном этапе, полгода, мы разместим экраны на нескольких станциях — они будут показывать информацию о полезных сервисах метрополитена", - пишет Дептранс.

Про голографические экраны новой информации нет, да и лично я их не видел никогда, может, не обращал внимания.

Проект голографического изображения

Поезда без машиниста

В 2020 году объявили, что планируется тест беспилотных вагонов в метро. Случилось это или нет - информация отсутствует. Впрочем, глава компании «Локотех-сигнал» Андрей Романчиков рассказал "Ведомостям", что "полная автоматизация движения в метро – вопрос ближайших 2–3 лет". Важное уточнение, речь шла о Казани, и первое беспилотное метро планируется запустить именно в ней, т.к. это самый молодой метрополитен России.

Проект беспилотного вагона
Проект беспилотного вагона

Зачем развивать метро?

Во-первых, уровень жизни в городе действительно повышается. Так, например, это экономия любых ресурсов: от денег до времени.

Перспективы развития московского метро

Во-вторых, это визитная карточка столицы. Некоторые станции ведают истории о советском прошлом (м. Площадь Революции), некоторые представляют собой художественные инсталляции (м. ЦСКА), а некоторые демонстрируют технологическое развитие ( м. Новаторская).

P.S. пробую перо, принимаю любую критику, мне это важно

33
Начать дискуссию