Нетворкинг и социальный капитал для предпринимателей: как управлять и как монетизировать?

Нетворкинг и социальный капитал — валюта успешных людей. Сейчас объясню.

Социальный капитал — это не только доступ к контактам и ресурсам, но и способность к предвидению, распознаванию и использованию возможностей в бизнесе.

Например, исследование, опубликованное в Harvard Business Review, выявило, что предприниматели с большим числом профессиональных контактов имеют больше шансов на успех в сравнении с теми, у кого их меньше. Одна из главных причин, почему, заключается в том, что они часто имеют больше информации о рынке, бизнес-практиках и трендах, чем другие.

Давайте в этой статье поговорим о том, как предпринимателям капитализировать нетворкинг: рассмотрим трудности, стратегии и успешные примеры компаний. Но сначала представлюсь: меня зовут Искандер Ахметов, я CEO агентства Yep, в котором уже 6 лет мы системно строим частные, клиентские и внутрикорпоративные сообщества для бизнеса.

Трудности, с которыми сталкиваются предприниматели в нетворкинге, и как их решить

Нетворкинг и социальный капитал для предпринимателей: как управлять и как монетизировать?

Построение действительно эффективной сети отношений и контактов — непростая задача. Именно поэтому многие с самого начала на неё “забивают”. А зря, ведь социальный капитал за деньги не купишь — хочешь не хочешь, но придётся нарабатывать самому.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки и трудности, с которыми сталкиваются предприниматели при построении социального капитала, а также способы их решения.

  • Страх потратить время впустую

Многие люди часто считают, что знакомства могут оказаться бесполезными, и предпочитают заниматься более конкретными задачами. Не отрицаю: бывает созваниваешься с кем-то и уже через несколько минут понимаешь, что это не твой человек. В таком случае, можно вежливо сообщить о том, что вам пора, например, на следующую встречу.

Но обратная сторона медали гораздо ярче. Каждое знакомство — это возможность найти нового друга, партнера, инвестора или клиента.

Согласно Теории слабых связей, именно связи с людьми, с которыми мы общаемся редко или поверхностно, могут быть более полезным источником идей и возможностей, которые мы могли бы упустить, если бы ограничивались только своими сильными связями.

Также нельзя забывать и о том, что занимаясь нетворкингом, вы тренируете свои коммуникативные навыки, умение презентовать себя и решать конфликты.

  • Неправильный выбор контактов

Часто предприниматели слишком сильно фокусируются на своей отрасли и ищут контакты только внутри нее. Однако, важно помнить, что хороший контакт может пригодиться в любой области. Поэтому, необходимо строить свою сеть контактов с учетом широкого круга потенциальных партнеров и клиентов.

  • Неправильная стратегия коммуникации

Отправлять электронные письма и звонить своим контактам только, когда нужна помощь или поддержка — подход в корне неверный и неэффективный. Важно находить время для периодического общения с контактами, демонстрировать интерес к их проектам и идеям и быть готовыми помочь им, когда они нуждаются в этом.

  • Личная выгода

Также одной из наиболее распространенных ошибок предпринимателей является попытка использовать социальный капитал только для личной выгоды. В то время как социальный капитал может помочь вам получить больше инвестиций и новых контрактов, он должен быть основан на взаимной выгоде и долгосрочных отношениях.

Надеюсь, что мне удалось поменять в вас отношение к нетворкингу в положительную сторону. Важно помнить, что это долгосрочный процесс, но открывающий в будущем большие перспективы. Давайте посмотрим это на примерах.

Сообщество X Бизнес: Кейсы компаний, которые использовали социальный капитал в маркетинге

Сообщество и социальный капитал позволяют компаниям создавать лояльную базу клиентов и положительную репутацию вокруг своего бренда. Сейчас мы рассмотрим примеры Nike и Harley Davidson, двух компаний, которые успешно использовали социальный капитал в своих бизнес-стратегиях и маркетинге.

Nike: Создание сообщества спортсменов

Нетворкинг и социальный капитал для предпринимателей: как управлять и как монетизировать?

В 2000-х годах компания Nike начала активно создавать сообщество спортсменов вокруг своего бренда, чтобы не быть просто производителем атлетической одежды. Они перестали продавать кроссовки, и начали продавать образ жизни.

Nike — это движение, скорость, здоровый образ жизни. Это пропитывает весь их контент: они на собственном примере (и примере партнеров) показывают свой образ жизни и объединяют вокруг него людей.

Компания объединяет спортсменов и фитнес-энтузиастов со всего мира на платформе Nike+. Здесь пользователи могут отслеживать свои тренировки, делиться своими успехами с друзьями и общаться с единомышленниками. Так Nike смогла собрать в сообщество лояльных клиентов, которые идентифицируют себя с ценностям бренда.

Также Nike имеет долгую историю партнерства с профессиональными спортсменами и спонсорства крупных спортивных событий. Спонсируя топ-спортсменов, Nike смогла выстроить связь с их фан-базами. Это круто сработало на репутацию бренда: Nike смогла создать сильный имидж бренда, который ассоциируется с высоким качеством и производительностью.

Harley Davidson: Преданность к бренду

Нетворкинг и социальный капитал для предпринимателей: как управлять и как монетизировать?

Этот культовый производитель мотоциклов может гордиться сообществом преданных фанатов, которые страстно увлечены брендом и его продуктами.

Одна из наиболее успешных инициатив Harley Davidson в области социального капитала — это программа HOG (Harley Owners Group).

HOG — это сообщество, которое предлагает эксклюзивные преимущества владельцам мотоциклов Harley-Davidson, включая доступ к специальным мероприятиям и совместным мотопробегам с развлечениями по пути, скидки на товары и, конечно же, единомышленников.

"Harley Owners Group" пропагандирует стиль жизни в движении и помогает своим членам вести такой же образ жизни, создавая условия для встреч, мероприятий и путешествий. Сообщество становится дополнительной семьей для многих владельцев Harley-Davidson, которые наслаждаются своими мотоциклами и образом жизни, связанным с ними.

Маркетинговая стратегия компании демонстрирует жизнь в движении и передает эту динамичность клиентам. Так она транслирует свои ценности в массы и объединяет людей, которым они близки.

Сообщество помогло компании увеличить продажи и укрепить лояльность клиентов к бренду, так оно сокращает дистанцию между продуктов и потребителей благодаря чувству общности и принадлежности. Также оно постоянно дает приток выручки с ежемесячных оплат, что окупает бюджет на организацию любых мероприятий.

Nike и Harley Davidson подчеркивают важность создания социального капитала не только вокруг личности, но и вокруг бренда.

Инвестирование в создание отношений, персональное взаимодействие с клиентами и предоставление им уникальных преимуществ внутри сообщества позволяет компаниям создавать сильный имидж бренда и способствует формированию чувства лояльности среди их клиентов. Социальный капитал, безусловно, будет играть все более важную роль в создании успешных брендов.

Большой и малый бизнес: социальный капитал в сравнении

Социальный капитал может принести пользу бизнесам любого размера. Разница только в масштабе: говорим ли мы о всемирной корпорации или о маленькой кофейне возле вашего дома. Эффект, который дает сообщество, может быть одинаковым.

Когда люди ощущают, что они являются частью сообщества, это делает их более лояльными к бренду.

Наверняка у каждого из нас есть небольшое заведение, куда мы любим ходить благодаря приятным людям и атмосфере. Мы становимся постоянными клиентами и не хотим искать другие заведения, когда мы находимся поблизости. Такая же лояльность может возникнуть и к большому бренду, если мы чувствуем, что являемся частью его сообщества.

Важно понимать, что сообщество — это не только клиенты, но и партнеры, поставщики и даже конкуренты. Все они могут внести свой вклад в развитие бренда и компании, и важно уметь строить отношения с каждым из них, независимо от размера компании.

Нетворкинг и социальный капитал для предпринимателей: как управлять и как монетизировать?

Как предпринимателю эффективно управлять своим нетворкингом?

Нетворкинг и социальный капитал для предпринимателей: как управлять и как монетизировать?
  1. Перед началом сбора своей сети контактов, определите, что именно вы хотите получить от этого процесса, чтобы сосредоточиться на соответствующих контактах и действиях. Цели могут варьироваться от поиска друзей до привлечения новых клиентов или партнеров.
  2. Присоединяйтесь к бизнес-сообществам, чтобы знакомиться с людьми из вашей сферы и узнавать новости вашей отрасли. Можно воспользоваться специальным каталогом бизнес-сообществ с фильтром по интересам, например, нашим Навигатором.
  3. Чтобы получить максимальную выгоду от нетворкинга внутри сообщества, важно быть в нём активным и стремиться занять лидирующую позицию. Это поможет вам быть “увиденным” и общаться на равных с теми, чей социальный статус превосходит ваш.
  4. Ходите на профессиональные мероприятия. Личные контакты всегда более эффективны.
  5. Ведите заметки о том, кто эти люди, что они делают и как они могут помочь вам.
  6. Не забывайте о том, что создание сети контактов – это процесс взаимодействия и обмена опытом. Важно не только наладить контакт, но и сохранить его. Оставайтесь на связи, делитесь актуальными статьями или обновлениями, приглашайте их на мероприятия или предлагайте свою помощь. Регулярное поддержание связи с вашей сетью может помочь вам оставаться на виду, когда возникают возможности.
  7. Наконец, важно быть подлинным и искренним в процессе нетворкинга. Не подходите к нетворкингу со сделками в голове — вместо этого сосредоточьтесь на построении значимых отношений с людьми. Будьте собой, проявляйте интерес к другим и не бойтесь просить о помощи или совете, когда вам это нужно.

Нетворк — это о построении отношений, а не просто о сборе визиток.

Построение крепких отношений с клиентами, инвесторами и другими заинтересованными лицами может помочь создать крепкий бренд, увеличить продажи и создать лояльную клиентскую базу.

Больше о сообществах и нетворкинге:

2
3 комментария