С самого начала маркетинговую деятельность можно разделить на три этапа:
- 1860-1920 годы. Мировая экономика на фоне развития технологий и улучшения способов передачи информации начинает работать над моделями маркетингового поведения. В развитых странах растет соотношение спроса и предложения, поэтому рынок начал активно увеличивать количество товара.
- 1920-1930 годы. Благодаря росту количества и разнообразия товаров, увеличивается и уровень их качества. На тогдашнем рынке начинают формироваться основные лидеры, принципы монополии.
- 1930-1960 годы. Из-за войн, которые были в мире, спада экономики во многих странах, предложение начало преувеличивать запрос. Владельцы бизнеса, производители продукции осознают, что в это время больше усилий нужно прилагать не на производство, а на модернизацию процесса торговли. Исследуется поведение рынка, реакция, психология покупателей, модели поведения потребителя. Благодаря этому формируются основные принципы коммерции, маркетинга, которые фактически с тех пор не изменились.
После окончания Второй мировой войны торговля и мировая экономика делает резкий поворот. Рынок начал производство с ориентацией на психологию потребителя и исследования экономистов.Люди покупают доверие прежде, чем они купят товары.
Марк Стивенс, автор книги “Ваш маркетинг - отстой”
Маркетинг превратился в полномасштабный процесс, которым занимались специалисты. Теперь не только отдельные люди могли заниматься этим, но и все торговые фирмы открывали отдельные отделы маркетинга.
Первым, кто это сделал, стал Сайрус Маккормик. Он основал компанию McCormick Harvesting Machine Company, которая была одной из крупнейших по производству сельскохозяйственной техники. Особенностью фирмы было то, что там открыли отдел маркетинга, где работали менеджеры. Из задачи считались одними из важнейших, так как именно они продумывали стратегии продаж и способы влияния на существующих покупателей и потенциальных потребителей.
После этого начался период появления компьютеров. Он отличается тем, что происходит кардинальное преобразование всего процесса продаж и работы торговых площадок. Маркетинг и реклама стали основной философией продажи и эффективным средством коммуникации между потребителем и клиентом. Продажи стали комплексной системой, связанной с процессом изготовления товаров, так как сами менеджеры и маркетологи влияли на особенности продукта, его внешний вид. Изучались психология и потребности рынка.
Начинает появляться понятие интернет-маркетинга. С появлением компьютеров, у потребителей и владельцев бизнеса появилась возможность намного проще обмениваться информацией, сообщениями, рекламой товаров. Крупные компании и организации сразу оценили новую альтернативу и дополнение к классическому способу продажи. В 1990 году не считали, что персональные компьютеры будут так распространении, поэтому сначала предприятие ориентировались на общение с точками продаж, оптовыми покупателями товаров и подобных компаний. Но со временем рынок все больше заполнялся новинками техники, поэтому организации начали создавать собственные веб-ресурсы с возможностью публикаций самых популярных товаров, а затем и презентации всех продуктов.