Acustica_PB

Был ли Бетховен глухим?

Имя этого композитора наверняка тебе известно, как и то, что он был глухим. Это лишний раз доказывает, что… Что? Что он был наделен даром? Он был избранным? Он был гением? Это было его предназначением? Так сошлись звезды?

Давайте разберемся: как Людвиг ван Бетховен «стал глухим».

Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820.

Из всех доступных документов, которые могли бы подтвердить этот факт, достоверным считаю гейлигенштадское завещание Бетховена. Согласно тексту письма: он начал испытывать дискомфорт в ушах около 30 лет. На тот момент он был уже известен.

«Но какое же унижение я испытывал, когда кто-нибудь, стоя возле меня, слышал вдалеке звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал.» © Оригинал и перевод письма полностью можно прочесть здесь.

Лариса Кириллина
Автор перевода

Современная описательная медицина поставила композитору диагноз – тиннитус: воспаление внутреннего уха, сопровождающееся шумом или звоном в ушах и неспособностью различить звуки на высоких частотах.

После этого Людвиг написал много музыкальных произведений и приобрел еще большую славу: то ли благодаря удивительному сочинительскому дару, то ли – своему недугу. Героическое противостояние болезни, приобретенный внутренний слух, опыт и связи в определенных кругах создали для композитора уникальное торговое предложение. Скорее всего, именно поэтому в широких кругах Людвиг ван Бетховен считается глухим от рождения.

В XXI веке доступность информации позволяет нам разобраться не только в исторических фактах, но и в механизме наших чувств.

Попробуем понять: как мы слышим. А также узнаем, как глухота Бетховена продвинула науку вперед.

Строение человеческого уха (упрощенное)

Можно не подходить к зеркалу. Проведи ладонью по ушной раковине: сверху-вниз и снизу-вверх. Проследи за тем, как меняется звук: в верхней части ушной раковины он как будто бы громче, а около мочки еле уловим – как будто бы этот звук «призрак» тактильных ощущений.

Ухо человека является уникальным инструментом, который выполняет роль приемника звуковых сигналов в виде волн уплотнённого воздуха.

Звуки также передаются в жидкой и твердой среде. Об этом мы напишем в другой раз.

Как известно, наши органы чувств ничего не чувствуют и объяснить нам не могут. Они лишь принимают те или иные сигналы и передают их в центр управления- мозг. Для этого необходимо обработать любой сигнал в электрические сигналы – язык нейронов.

Так ушная раковина работает как локатор и резонатор. Она улавливает и усиливает звуки, а также помогает определить направление звука. Эта информация по слуховому проходу передается в виде звуковых волн на барабанную перепонку в среднее ухо.

Если ты представишь себе, как работает барабан, то тебе сейчас будет несложно понять, как устроено среднее ухо.

В барабанной полости расположены три самые маленькие косточки в нашем теле: молоточек, наковальня и стремя. Они усиливают механические колебания воздуха внутри полости и передают их в улитку – одну из структур внутреннего уха.

Итак, от звуковых волн мы пришли к механическим колебаниям, а теперь эти сигналы нужно превратить в электричество. Этим и займутся лимфатическая жидкость и волосковые клетки внутри улитки.

Это Немо на фоне анемонов. Наверняка ты неоднократно видел уже в разных видео, как двигаются анемоны в такт подводному течению. Приблизительно так и происходит внутри улитки.

Удар стремечка создает механические колебания жидкости, которые улавливают волосковые клетки, преобразуют их в электричество и передают их рецепторному аппарату слухового анализатора – в мозг по слуховому нерву.

Важно! Внутри полости костной улитки находится около 200 000 волосковых клеток. Каждая из них отвечает за свою звуковую частоту: высокие частоты мы слышим теми клетками, которые расположены у раструба (наружной части), а низкие – у центра.

Из этой упрощенной схемы видно, что первыми принимают на себя удар «клетки высоких частот». Может быть, поэтому басы в музыке мы воспринимаем как более глубокий звук?

Занимательный факт. Конечно, Бетховен не первый и единственный человек, который имел проблемы со слухом. Первые упоминания об имитации ушной раковины в виде деревянных раструбов появились еще в XVI веке. Однако, в XIX веке слуховые трубки стали готовить из меди и латуни. В 1810-х годах друг композитора - И.Н. Мельцель, немецкий механик, - начал производство слуховых аппаратов. Некоторые из них хранятся в музее Бетховена в Бонне.

Коллекция слуховых трубок Людвига ван Бетховена. Так выглядели первые слуховые импланты.

Научный прогресс со временем позволил создать более эргономичные и удобные устройства. Да и современная медицина совместно с профилактикой позволяют избежать большинства проблем с органами слуха.

Совет: берегите свои уши и используйте их правильно! Можно не углубляться в тонкости устройства механизма, но инструкцию желательно прочесть.

Подписывайся на этот канал!

Здесь:

  • Мифы и факты о звуке
  • История акустики
  • Личный опыт построения АС
  • Обзоры динамиков, аппаратуры и другой электроники для извлечения, записи и воспроизведения звуков
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null