Был ли Бетховен глухим?

Имя этого композитора наверняка тебе известно, как и то, что он был глухим. Это лишний раз доказывает, что… Что? Что он был наделен даром? Он был избранным? Он был гением? Это было его предназначением? Так сошлись звезды?

Давайте разберемся: как Людвиг ван Бетховен «стал глухим».

Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820.
Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820.

Из всех доступных документов, которые могли бы подтвердить этот факт, достоверным считаю гейлигенштадское завещание Бетховена. Согласно тексту письма: он начал испытывать дискомфорт в ушах около 30 лет. На тот момент он был уже известен.

«Но какое же унижение я испытывал, когда кто-нибудь, стоя возле меня, слышал вдалеке звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал.» © Оригинал и перевод письма полностью можно прочесть здесь.

Лариса Кириллина, Автор перевода

Современная описательная медицина поставила композитору диагноз – тиннитус: воспаление внутреннего уха, сопровождающееся шумом или звоном в ушах и неспособностью различить звуки на высоких частотах.

После этого Людвиг написал много музыкальных произведений и приобрел еще большую славу: то ли благодаря удивительному сочинительскому дару, то ли – своему недугу. Героическое противостояние болезни, приобретенный внутренний слух, опыт и связи в определенных кругах создали для композитора уникальное торговое предложение. Скорее всего, именно поэтому в широких кругах Людвиг ван Бетховен считается глухим от рождения.

В XXI веке доступность информации позволяет нам разобраться не только в исторических фактах, но и в механизме наших чувств.

Попробуем понять: как мы слышим. А также узнаем, как глухота Бетховена продвинула науку вперед.

Строение человеческого уха (упрощенное)

Можно не подходить к зеркалу. Проведи ладонью по ушной раковине: сверху-вниз и снизу-вверх. Проследи за тем, как меняется звук: в верхней части ушной раковины он как будто бы громче, а около мочки еле уловим – как будто бы этот звук «призрак» тактильных ощущений.

Ухо человека является уникальным инструментом, который выполняет роль приемника звуковых сигналов в виде волн уплотнённого воздуха.

Звуки также передаются в жидкой и твердой среде. Об этом мы напишем в другой раз.

Как известно, наши органы чувств ничего не чувствуют и объяснить нам не могут. Они лишь принимают те или иные сигналы и передают их в центр управления- мозг. Для этого необходимо обработать любой сигнал в электрические сигналы – язык нейронов.

Так ушная раковина работает как локатор и резонатор. Она улавливает и усиливает звуки, а также помогает определить направление звука. Эта информация по слуховому проходу передается в виде звуковых волн на барабанную перепонку в среднее ухо.

Если ты представишь себе, как работает барабан, то тебе сейчас будет несложно понять, как устроено среднее ухо.
Если ты представишь себе, как работает барабан, то тебе сейчас будет несложно понять, как устроено среднее ухо.

В барабанной полости расположены три самые маленькие косточки в нашем теле: молоточек, наковальня и стремя. Они усиливают механические колебания воздуха внутри полости и передают их в улитку – одну из структур внутреннего уха.

Итак, от звуковых волн мы пришли к механическим колебаниям, а теперь эти сигналы нужно превратить в электричество. Этим и займутся лимфатическая жидкость и волосковые клетки внутри улитки.

Это Немо на фоне анемонов. Наверняка ты неоднократно видел уже в разных видео, как двигаются анемоны в такт подводному течению. Приблизительно так и происходит внутри улитки.
Это Немо на фоне анемонов. Наверняка ты неоднократно видел уже в разных видео, как двигаются анемоны в такт подводному течению. Приблизительно так и происходит внутри улитки.

Удар стремечка создает механические колебания жидкости, которые улавливают волосковые клетки, преобразуют их в электричество и передают их рецепторному аппарату слухового анализатора – в мозг по слуховому нерву.

Важно! Внутри полости костной улитки находится около 200 000 волосковых клеток. Каждая из них отвечает за свою звуковую частоту: высокие частоты мы слышим теми клетками, которые расположены у раструба (наружной части), а низкие – у центра.

Из этой упрощенной схемы видно, что первыми принимают на себя удар «клетки высоких частот». Может быть, поэтому басы в музыке мы воспринимаем как более глубокий звук?
Из этой упрощенной схемы видно, что первыми принимают на себя удар «клетки высоких частот». Может быть, поэтому басы в музыке мы воспринимаем как более глубокий звук?

Занимательный факт. Конечно, Бетховен не первый и единственный человек, который имел проблемы со слухом. Первые упоминания об имитации ушной раковины в виде деревянных раструбов появились еще в XVI веке. Однако, в XIX веке слуховые трубки стали готовить из меди и латуни. В 1810-х годах друг композитора - И.Н. Мельцель, немецкий механик, - начал производство слуховых аппаратов. Некоторые из них хранятся в музее Бетховена в Бонне.

Коллекция слуховых трубок Людвига ван Бетховена. Так выглядели первые слуховые импланты.
Коллекция слуховых трубок Людвига ван Бетховена. Так выглядели первые слуховые импланты.

Научный прогресс со временем позволил создать более эргономичные и удобные устройства. Да и современная медицина совместно с профилактикой позволяют избежать большинства проблем с органами слуха.

Совет: берегите свои уши и используйте их правильно! Можно не углубляться в тонкости устройства механизма, но инструкцию желательно прочесть.

Подписывайся на этот канал!

Здесь:

  • Мифы и факты о звуке
  • История акустики
  • Личный опыт построения АС
  • Обзоры динамиков, аппаратуры и другой электроники для извлечения, записи и воспроизведения звуков
Начать дискуссию