Как объяснить, что я слышу: словарь терминов для описания качества звучания акустики

Как объяснить, что я слышу: словарь терминов для описания качества звучания акустики

Субъективность оценки звучания АС

Большинство споров владельцев акустических систем об их качестве вызваны разницей в личных экспертных мнениях и обстоятельствах, при которых они получены.

Когда человек любит то, что он делает, — количество разговоров, размышлений и споров о предмете обожания увеличивается. То же самое происходит и со словарным запасом.

Количество лексических единиц, используемое в повседневной жизни значительно меньше всего массива слов, которое хранится в нашем мозге. Поэтому активный словарный запас может приобретать субъективные значения за счет неиспользуемого набора слов из книг и разговоров, а также уникального жизненного опыта.

Поэтому встреча искусствоведа с программистом бывает неловкой, а их разговор непродолжителен. В русском языке для обоих есть слово «архитектура» с разными значениями.

Звук присутствует в нашей жизни постоянно. Мы можем описать голос любимого человека как глубокий, но измерить его в метрах не получится. То, что очевидно вам, не очевидно другим.

Для того, чтобы понимать друг друга, эксперты в области акустики неоднократно предпринимали попытки унифицировать понятийный аппарат.

Пожалуйста, дочитайте эту статью до конца, в ней совсем немного о физике звука простыми словами, чтобы в полной мере понимать терминологию специалистов в области домашней акустики, а также аудио глоссарий.

Итак, приступим.

Физические свойства звука

Высота, громкость, и тембр — неоспоримо самые точные параметры для описания механических волновых колебаний в воздухе.

Некоторые из этих параметров определяются наслушанными людьми без расчетов и измерений.

Так число колебаний воздуха в секунду, попавших на вашу барабанную перепонку, можно определить на слух приблизительно: это и будет высота звука. Конечно, человек не считает количество волн в воздухе, а приобретает наслушанность и пользуется терминологией определения высоты звука, выражаемой в герцах (Гц).

Напомним, что мы слышим не все частоты, поэтому звуковыми колебаниями принято считать диапазон от 20 до 20 000 Гц.

Есть у нас гипотеза, что меньше всего спорят о «гладкости АЧХ» азиаты, т.к. тоновые языки позволяют развить абсолютный слух.

Как объяснить, что я слышу: словарь терминов для описания качества звучания акустики

Понять, что такое громкость, еще легче. Поднесите ладони друг к другу на расстоянии 2 см, сделайте хлопок. А теперь увеличьте расстояние до 100 см и еще раз соедините ладони с той же силой. Таким примитивным способом можно понять, что от амплитуды колебаний зависит сила звука, громкость или звуковое давление (P). Комфортный диапазон принимаемых децибел (дБ) для каждого свой, но и здесь есть пороги слышимости от 10 до 120 дБ.

Как объяснить, что я слышу: словарь терминов для описания качества звучания акустики

Используя такие сравнительные рисунки и таблицы, можно научиться на слух определять уровень громкости

В музыке дополнительно используется понятие длительности звука. Она может выражаться в единицах времени или с помощью относительных значений ритма и метра.

Пока что эти графики, рисунки и цифры никак не приблизили нас к самому главному: по отдельности ни один из них не может описать весь звуковой спектр. На самом деле, тембр любимого голоса окрашен в обертона и может выглядеть вот так.

Как объяснить, что я слышу: словарь терминов для описания качества звучания акустики

Сложность формы звуковой волны образуют призвуки

Просто попробуйте что-нибудь напеть вместе с другом. Взяв одну ноту, можно услышать, что ваши голоса “окрашены” по-разному. Все потому, что вместе с основными колебательными волнами рождаются дополнительные — гармоники.

Может быть, из-за них и появились мягкие, густые, сладкие, прозрачные, воздушные и теплые звуки?

Обычному человеку, который только встал на путь меломана бывает невдомек, что имеет в виду эксперт или гуру акустики. Все потому, что критики используют критерии субъективной экспертизы звучания.

Как так вышло?

Источником зарождения современного словаря терминов описания качества звучания АС можно считать переводы статей журнала Hi-Fi World опубликованные или используемые в журнале «Аудиомагазин».

В 1995 году в этом издании вышла статья С. Таранова, поднимающая проблему терминологии в относительно новой развивающейся теме аудиоаппаратуры.

На критику об отсутствии должных терминов в этом же журнале в 1996 году поступила критика на бессистемный вид используемых понятий, что привело к тому, что мы наблюдаем и по сей день:

«Ученики чародея» воспользовались волшебной метлой, и даже эта статья вряд ли поможет остановить чудесным образом разгулявшихся экспертов. - Анатолий Маркович Лихницкий — автор 15 изобретений в области звуковоспроизведения, коллекционер звукозаписей и искатель ответа на вопрос “Что такое качество звучания?”. Журнал “Аудиомагазин”, № 5, 1996 год

В этой же статье он предлагает решение проблемы - систематизированную таблицу терминов. Мы ее обработали и теперь она доступна в хорошем качестве. Если будете использовать ее на своих ресурсах, не забывайте указывать авторство в виде ссылки на этот канал.

Ассоциативные термины основного словаря для описания качества звучания А.М. Лихницкого

Как объяснить, что я слышу: словарь терминов для описания качества звучания акустики

Сам Анатолий Маркович в статье упоминает, что среди таких терминов около 200 полярных пар. Напомним, что это 1996 год. В таблице указаны лишь 50 описательных характеристик, поэтому вы можете добавить свои термины и их значение в комментариях: так мы сможем актуализировать аудио глоссарий.

2 комментария

Интерестная статья, спасибо!

1

Лютый диванный "аудиофильский" бред. Есть точные измеряемые критерии.
Включаешь белый шум и замеряешь (смотришь) АЧХ. Чем ровнее АЧХ в диапазоне 20-20000 тем акустика лучше. Точка.