Разбор шаблона публичной оферты для интернет-магазинов

Текст публичной оферты у интернет-магазинов, как правило, длинный и никто его не читает. Документ должен иметь направленную коммуникацию между теми, кто его заключает. Каждый, кто выражает согласие с публичной офертой, должен в действительности ознакомиться с условиями (а вдруг внутри злобный юрист написал что-то такое, с чем вы бы не согласились, если бы прочли?).

Разбор шаблона публичной оферты для интернет-магазинов

Я как юрист с проф.деформацией хотел бы, чтобы все читали документы, которые подписывают. Но как их читать, если это невыносимо? Мне, например, больно каждый раз читать канцелярит и длинные сложносочиненноподчиненные предложения в 4 строки. Я теряю нить и мне приходится перечитывать. А разве обычный пользователь будет это делать? Нет, не будет!

Хочу представить свое видение того, как можно составить публичную оферту, чтобы и продавец был защищен, и пользователь ознакомился с условиями. Я ни в коем случае не настаиваю на своей позиции, также это не является руководством к действию. В конечном счете у нас нет никаких ГОСТов и иных стандартов, по которым должна быть написана оферта.

Прошлую свою статью я разбирал по пунктам. Здесь сделаю также.

  • РЕКВИЗИТЫ
Для заключения договора, индивидуализации стороны и перевода денежных средств большего и не требуется: ни кор. счет, ни даже наименование банка (для этого можно указать только БИК -- он уникален для каждого банка). 
Для заключения договора, индивидуализации стороны и перевода денежных средств большего и не требуется: ни кор. счет, ни даже наименование банка (для этого можно указать только БИК -- он уникален для каждого банка). 

Их можно сделать в самом начале оферты, потому что какая-то часть пользователей пытается их найти неважно по какой причине. У многих эти реквизиты располагаются в самом конце, что не очень удобно для пользователя. Если они все равно должны быть размещены на сайте, не лучше ли упростить письменную коммуникацию для пользователей?

  • СОДЕРЖАНИЕ
Разбор шаблона публичной оферты для интернет-магазинов

Мало в каких документах в принципе я вижу удобную навигацию. А разве это плохо? Каждый пользователь обычно не читает всю оферту сразу, скорее всего, прямо сейчас его интересует способы доставки или срок возврата. Обозначив с помощью гиперссылки нужные разделы пользователь тыкает на интересующий и знакомится с ним. И не нужно вызывать команду ctrl+f, чтобы пытаться найти необходимое. Следует не поощрять читателей к тому, что это документ ради документа, поэтому согласись и всё. Нужно направить его психологию в нужное русло, что побудит читать, хоть и частями. Это тем не менее не отменяет общего правила, что нужно понимать, на что соглашаешься, и читать весь документ.

В чем удобство для продавца?

  • Это транспарентно для пользователя: не создается ощущение, что продавец якобы “хочет обмануть” запутанной структурой документа пользователя. Возможно, для какого-то покупателя это повысит лояльность для следующих покупок.

В чем удобство для пользователя?

  • В моменте ему не требуется анализовать весь документ, чтобы понять, к примеру, условия о доставке или возврате.
  • ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ

В начале я сказал, что не все читают документы, потому что они написаны заумно, сложно, по-канцеляритски. Как это исправить? Писать понятнее.

Формулировки должны быть достаточно четкими и явными, чтобы каждый мог однозначно понять, что предлагает продавец и на что соответственно соглашается пользователь.

Вот пример запутанной формулировки, которую я заметил в одной из публичных оферт:

Заказ Товара на сайте Интернет-магазина – позиции указанные Покупателем из ассортимента Товара, предложенного к продаже, при оформлении заявки на приобретение Товара на сайте Интернет-магазина или через Оператора

При синтаксическом разборе получается, что заказ — это позиции. Но заказ предполагает какое-то действие (а именно: поручение исполнить). Тогда разумнее будет указать, что заказ — это добавление в корзину товара для дальнейшей оплаты. Проще и понятнее, на мой взгляд. Если вы считаете иначе или я не прав, то всегда готов обсудить в комментариях конструктивную критику.

А что если разбросать по сайту условия, чтобы пользователь имел возможность ознакомиться в конкретный момент только с тем, что ему интересно? Например, условия об оплате вынести рядом с ценой за товар на “витрине”. А в самом тексте оферты дать ссылки на нужные разделы с помощью гиперссылок.

Отдельно хочу отметить, что не всегда необходимо вводить общепринятый понятийный аппарат — это неэффективное занятие текстового пространства. Предпочтение следует отдавать сути и смыслу содержания перед формой. Если продавец хочет донести до своих пользователей, что означает непосредственно “публичная оферта” и если такой пользователь не ознакомлен с этим понятием, то я предлагаю сделать гиперссылку на Гражданский кодекс, где продавцу это будет удобно по тексту. Например, само название документа “Публичная оферта” выделить гиперссылкой со ссылкой на Гражданский кодекс. Так продавец решит проблему с тем, чтобы не возникало иного толкования этого термина, и пользователь будет осведомлен. Тем пользователям, кому такая информация неактуальна, конечно, не перейдет по ссылке и будет знакомиться с теми условиями, которые его интересуют.

Хорошая идея это предоставление всей законодательной базы в отношении дистанционной купли-продажи где-нибудь в конце. Это решит проблему с тем, что продавцу не придется доказывать, на каком основании смартфон или нижнее белье не подлежит возврату или обмену (это указано в постановлении правительства).

Их, конечно, больше. Сейчас я демонстрирую их часть для наглядности, которую используют абсолютно все продавцы, кто работает в B2C
Их, конечно, больше. Сейчас я демонстрирую их часть для наглядности, которую используют абсолютно все продавцы, кто работает в B2C

Не могу не заметить, что некоторые продавцы называют документ “договор публичной оферты”, хотя это неверно, поскольку любая оферта — это только предложение заключить договор, а не сам по себе договор (то есть соглашение).

Продавец может проявить еще большую лояльность к покупателю, если по определенным причинам покупатель намерен совершить возврат товара (брак или не использовал в период 7 дней). Для этого загрузить на сайт форму заявления, по которой продавцу будет удобно принимать подобные заявления, и сделать гиперссылку, откуда это можно скачать.

Никаких CTA в конце не будет) Спасибо, что дочитали!

22
2 комментария

Шрифт подскажите?

Ответить

Helvetica neue

1
Ответить