Ozon: продать нельзя развить

В октябре 2020 года Ozon объявил о выходе на IPO. В 2019 году это бизнес с выручкой 80 млрд.р. Но после этой новости в сети разгорелись споры: а действительно ли это хороший бизнес, а не просто «развод инвесторов на деньги»?

Первые говорят: «Да, компания за 22 года ни разу не была прибыльна, но она строила инфраструктуру и будет владеть половиной логистической инфраструктуры России. На это нужно много денег, но зато когда она все отстроит, то у неё не будет конкурентов и она за счет монопольного положения на рынке отобьет все расходы.»

Вторые говорят: «Не нужно много ума, чтобы продавать 1 рубль за 80 копеек. Это не бизнес.»

А действительно, Ozon это хороший бизнес или нет?

Озон, как интернет-магазин

Если смотреть на Озон, как на интернет магазин, то можно сказать, что он потерпел фиаско. До 2013 года, когда трафик был почти бесплатным, он не смог закончить ни один год прибыльно. В то время, как на рынке сформировалось много компаний достаточно крупных и прибыльных.

Нельзя сказать, что они маленькие и поэтому прибыльные, а озон вкладывался в рост. Они тоже выросли до сопоставимых уровней. Итак, чтобы было понимание: интернет-магазин Озон, это плохой бизнес. Пока он потратил 30 млрд рублей, остальные зарабатывали. Заявленной цели, обеспечить половину логистической инфраструктуры он не достиг. Разумеется сам зон этого не признает, т.к. для инвестиционного бизнеса это смерть.

Озон, как маркетплейс

Если интернет-магазин озон, потерпел фиаско, то что же будут продавать инвесторам на IPO? Сейчас популярная тема это маркетплейсы и все видят будущее за ними. В идеале это отсутствие торговых посредников между конечным потребителем и производителем (d2c). Маркетплейс делает всю работу остальных торговых посредников. Рассмотрим его конкурентов. Amazon — это уже маркетплейс. Он стоит больше 1 трлн. $. При этом прибыль маркетплейса составила 11,5b$ при выручке 280b$. При этом операционная прибыль маркетплейса 7b$, дл сравнения операционная прибыль Amazon Web Services 9,2% . Т.е. бизнес маркетплейса низкомаржинальный. Даже для Амазона.

Будет ли успешным Озон, как маркетплейс? Особенно если учесть, что у него много конкурентов а России таких как Wildberries (117 млрд.р. и прибылью 9.7 млрд.р.), Lamoda (35 млрд.р. и с убытком 1,5 млрд.р.), Beru (20 млрд.р.). Для сравнения у Озона 80 млрд.р. выручки без разделения на маркетплейс и интернет- магазин.

У Озона было все, чтобы быть самым успешным маркетплейсом: это инвестиции, время кадры, положение на рынке и пр. Но он не смог, Вайлдберриз его обогнал, Ламода и Беру не сильно отстают. Очевидно, что что-то внутри Озона идёт не так, раз они не могут реализовать свои преимущества. Мне кажется Озон уже перерос себя. Там до сих пор работают сотрудники, которым дали опцион со времён идеи IPO Озона, как интернет магазина. Жалко увольняться и потерять опцион, а это ведь могут быть миллионы долларов. Но они же как не смогли сделать успешный интернет магазин, так и не могут сделать лучший маркетплейс.

По этим причинам я не верю в успех Озона. Но есть одно, но. Американский фондовый рынок работает так что, компании без прибыли выходят на IPO и стоят много денег. Поэтому нет причин, почему IPO будет неуспешным. Это бизнес по-американски. Пока в сети идут ожесточенные споры на счёт Озона, значит ещё не всё потеряно и вера в него есть. Когда не будет споров вокруг него, тогда пиши «пропало». В ближайшее время посмотрим, получится ли Озону придать драйва бизнесу и стать русским Амазоном или его постигнет судьба ebay.

У меня у самого магазин керамической плитки 3Dplitka.ru и пишу про свой бизнес в телеграм-канале Дневник плиточника. Подписывайтесь!

Та же статья в видеоформате.
11
Начать дискуссию