ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ШКОЛА В США И В СНГ

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ШКОЛА В США И В СНГ

Чем отличается школа в США и в СНГ

Кто-то считает, что образование в России и странах СНГ самое лучшее. Другие уверены, что именно американские школы дают лучший старт в жизни. Однако в любой системе есть свои плюсы и минусы. Мы расскажем об основных различиях, а вы уже сами решите, что вам больше импонирует.

Конечно, в каждой школе могут быть какие-то свои особенности, в разных городах и странах постсоветского пространства и в разных штатах в Америке могут быть внутренние регламенты. Однако в целом есть общие черты, которые характерны для образования в конкретной стране. О них мы и расскажем.

Программа образования

В школах СНГ программа едина для всех школ. Есть небольшие вариации, например, в России — программа «Перспектива» или «Школа России», еще несколько программ, но все они включают одни и те же предметы. Т. е. биология, физика, химия, литература, технология, музыка и другие предметы — обязательная часть каждой аккредитованной государством программы.

В США более свободный подход. Английский, математика, история и наука должны изучаться обязательно. Остальное в средней школе — по предпочтениям. Возможен такой вариант: ученик выбирает шесть предметов из 12 предложенных на свой вкус. Может быть требование, чтобы распределение часов по каждому виду предметов было равномерным, т. е. нельзя выбрать только предметы по направлению «Искусство» и совсем не учить языки или что-то из естественно-научного направления.

Время в школе

В школах стран СНГ дети учатся обычно 11 лет. В США — 12 лет. Например, в России дети могут пойти первый класс с 6, 5 лет до 8 лет. В США минимальная граница для первого класса — пять–шесть лет.

Учебный год в странах СНГ начинается 1 сентября, это торжественное событие. В начале учебного года отмечается День знаний, в школах проходит торжественная линейка, дети дарят своим учителям цветы, как правило. В США учебный год начинается в разное время: в одних школах это может быть в конце августа, в других — в начале сентября. И никаких цветов и торжественных собраний.

Отдых

Каникулы в американских школах обычно бывают два раза в год — зимой и летом, таким образом образовательный процесс в течение года разбит на две части. В школах СНГ учебный год делится на четыре или три части, которые называются четверти или триместры, соответственно.

В школах постсоветского пространства считают важным уделять время отдыху между занятиями, поэтому перемены должны быть не меньше 10 минут, а одна перемена — 20 минут. В американских школах времени между уроками в среднем и старшем звене хватает только чтобы взять нужные учебники и дойти до класса. В младшем звене дети не проводят весь урок за партами, поэтому у них есть возможность передохнуть и размяться во время занятия.

Доступ к знаниям

В российских и других странах, где активно говорят на русском, дети обычно учатся в одной и той же школе все 11 лет. Иногда родители принимают решение перевести ребенка в другую школу из-за переезда или поиска углубленной программы, но это не обязательное требование.

А в американской системе младшее, среднее и старшее звено обычно располагаются в трех разных местах. Кроме того, часто бывает, что разные предметы ученик посещает в составе разных классов. Например, ребенку хорошо дается математика и науки, а вот английский не очень хорошо. Тогда он может учиться в классе с сильными учениками по математике, а на английский ходить с другим классом, где собрались такие же по уровню ученики.

Оценка знаний

В школах СНГ знания учеников оцениваются по пятибалльной системе, где пятерка — наилучший результат. Разнообразие вносят плюсы и минусы, которые добавляются к основным оценкам, но в аттестатах этих знаков нет.

В американских школах можно встретить несколько вариантов оценивания. Например, буквенный — от A до F, где А — лучший вариант. Причем, в рамках одного предмета у ученика могут быть разные оценки: за чтение — B, а за письмо — D. Это называется дифференцированной системой. Второй вид оценок — стобалльная система, которая дает учителю больше простора для оценки знаний.

Коммуникация в школе

В американской школе дети не привязаны к одному классу и одному педагогу. Даже младшее звено не всегда учится под руководством одного и того же учителя весь период. В первом классе может быть один учитель, во втором — уже другой. Поскольку в среднем и старшем звене нет постоянного коллектива (дети могут учиться в разных классах в зависимости от выбранных предметов), то нет и классного руководителя. В старших классах появляется советник (тьютор), который помогает определиться с поступлением в вуз.

В российских школах всегда есть классный руководитель, с первого по четвертый класс — один человек, который обычно ведет все основные предметы, с пятого по одиннадцатый — другой, он преподает какой-то один предмет. Последнее время в некоторых школах в СНГ стали появляться тьюторы, но распространенной традицией это пока не стало.

Инклюзивность

В американских школах слабослышащие дети, ученики с нарушениями речи, маломобильные, с нарушениями аутического спектра и другими проблемами со здоровьем чаще всего учатся в тех же классах, что и остальные дети. Когда нужно, школа может выделить специального педагога, который будет помогать именно ребенку с психическими или физиологическими особенностями.

В школах СНГ для детей с особенностями здоровьями обычно есть отдельные школы или, реже, классы в общеобразовательных школах. Идея инклюзивности понемногу продвигается, но пока это очень редкие и отдельные случаи.

Надеемся, что теперь вам стало понятнее, чем отличаются общеобразовательные школы в США и СНГ. Какая система лучше, говорить сложно, потому что необходимо сравнение на практике. Но если вы планируете переехать и учить ребенка в американской школе, вам точно понадобится знание английского языка. И в этом вам помогут в школе иностранных языков EnglishPapa.

Начать дискуссию