Антикризисные рекламные каналы в условиях санкций на 2022-2023 год

После введения санкций и блокировки рекламных каналов 24 февраля 2022 года рекламодатели испытывают большие трудности. Несколько основных маркетинговых инструментов на территории РФ теперь запрещены.

Многие компании были вынуждены останавливать рекламные кампании, вместе с тем магазины, салоны красоты, медицинские клиники и блогеры лишились аккаунтов в соцсетях, которые зачастую были единственным источником клиентов и дохода в целом.

Но есть альтернативные варианты продвижения в интернете, о которых мы расскажем в этой статье – и которые будут эффективно работать, привлекать новых клиентов в бизнес и обеспечивать продажи.

Содержание

Какие рекламные площадки больше не работают

Ввод новых санкций от 4 марта 2022 года привел к отключению рекламных кабинетов в Google AdWords, Facebook Ads*, Instagram*, а также YouTube и TikTok. Блокировка рекламы в Facebook* и Instagram* произошла 21 марта после признания Meta* экстремистской организацией. В TikTok же, возможность публиковать контент и размещать рекламу была приостановлена 6 марта на неопределенное время.

Вокруг этой темы ходит много обсуждений. Многие растерялись и не понимают, как им рекламировать свои товары или услуги в новой реальности, где нет возможности использовать в этих целях уже привычные соцсети.

*Тверской суд Москвы 21 марта 2022 года запретил деятельность Instagram* и Facebook* в России и признал её экстремистской, но пользоваться ими по-прежнему возможно, хотя и с некоторыми ограничений. Ответственность за использование Instagram* и Facebook* может наступить за размещение рекламы и за другие действия в этих социальных сетях.

Чем можно заменить заблокированные рекламные каналы

Например, контекстную рекламы Google AdWords можно заменить на Яндекс.Директ, а вместо таргетированной рекламы в Facebook Ads*, Instagram* и TikTok можно использовать платформы ВКонтакте и myTarget.

Не стоит недооценивать возможности ВКонтакте и myTarget, ниже в статье есть статистика по myTarget. Это не просто цифры, а реальные пользователи и ваши потенциальные покупатели.

Дневная аудитория «ВКонтакте» на территории Росии выросла на 8,7% — на 4 млн., до рекордных 50 млн. пользователей (данные на 14 марта 2022 года).

Более 40% пользователей ВКонтакте приходится на людей в возрасте 25–34 лет, у которых доход выше среднего составляет около 32%, а это на секундочку более 6,4 млн. платежеспособных ваших потенциальных клиентов.

Для SMM-продвижения (текстовые и видео посты) хорошей альтернативой заблокированным соцсетям может стать создание сообщества ВКонтакте, блога в Яндекс.Дзен и конечно же размещение экспертных статей на нашем любимом vc. ru.

Яндекс.Дзен – это популярный канал, который успешно используется с 2017 года в том числе блогерами для написания статей и публикации видео. Был даже период когда в нём были Stories назывались они тогда «Нарративы», но формат не зашёл. Сейчас Дзен активно развивается и улучшает алгоритмы, чтобы контент показывался чаще именно вашей целевой аудитории.

Аудитория Яндекс.Дзен сейчас составляет более 21 млн. человек в день и более 65 млн. в месяц. Если вы не сидите в Дзене, это не значит что людей там нет… тоже самое относится к ВКонтакте

Если говорить конкретно о блогерстве, хорошей альтернативой для общения с подписчиками стали каналы в Telegram и сообщества (группы) Вконтакте, а для публикаций видео контента переход на Rutube, так как, старый добрый YouTube, отключил монетизацию (заработок на рекламе) в России.

Сегодня 4 апреля 2022 года мы запустили Маркетинговый клуб – это открытое Telegram-сообщество (чат) рекламодателей, маркетологов, специалистов по рекламе. В клубе можно бесплатно задать вопрос и получить ответ или рекомендацию от эксперта по привлечению клиентов из интернета https://t.me/open_marketing_club вступайте.

Бурмистров Леонид, Руководитель агентства KeyClient

Для коммерческих аккаунтов – магазинов в Instagram*, которые продавали товары, хорошей альтернативой является создание сайта в формате интернет-магазина. Этот вариант гораздо надежнее не только для пользователей, но и для бизнеса.

Во-перых сайт будет принадлежать именно вам (забрать, заблокировать или наложить санкции просто так никто не сможет) и во-вторых способов продвижения сайта, а именно интернет-магазина гораздо больше чем страницы в Инстаграм* или Фейсбук*, например, контекстная и таргетированная реклама, SEO-продвижение и т. п. Примеры сайтов интернет-магазинов можно посмотреть здесь.

Для замены Twitter можно использовать Telegram, только продвижение Telegram каналов и чатов сильно отличается от продвижения сайтов или аккаунтов социальных сетей. Если интересно как раскрутить Telegram – пишите в комментариях и в следующих статьях мы расскажем!

Также для замещения Twitter можно рассмотреть деловую соцсеть Tinychat по типу LinkedIn, где можно общаться по бизнес-темам, обсуждать рабочие моменты, заработок, быстро писать сообщения, использовать голосовой и видео-чат.

Социальная сеть LinkedIn, которая предназначена для поиска и установления деловых контактов – заблокирована на территории Российской Федерации с 17 ноября 2016 года и внесена в реестр запрещенной информации. Но до сих пор пользователи успешно используют VPN чтобы обойти блокировку и поддерживать бизнес коммуникации.

Как обойти блокировку через VPN ранее мы уже рассказали здесь там была речь про Facebook*, но сути это не меняет.

Использование VPN конечно позволяет использовать тот или иной ресурс, но некоторые функции (тех же соц. сетей) работаю некорректно. Например если вы запустите VPN из Румынии и будете постить контент – социальные сети будут добирать вам аудиторию из Румынии и это только верхушка айсберга.

Я бы не рекомендовал использовать Tinychat потому что это Американская компания основанная в Нью-Йорк, надеюсь дальнейшая аргументация не потребуется.

Бурмистров Леонид, Руководитель агентства KeyClient

ТОП-14 актуальных каналов продвижения

Чтобы и дальше продвигать свой бизнеса в интернете и получать новых клиентов, следует рассмотреть новые инструменты, которые сейчас доступны и ещё не задействованы.

Ниже приведена таблица рекламных каналов с учётом их значимости и эффективности, с распределением по виду бизнес взаимодействий, нишам, минимальным бюджетам, срокам и потенциалу масштабирования:

Для удобства ссылку на Google-таблицу оставим вам <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fspreadsheets%2Fd%2F1nNeYZsx9bXb3Tk9xBOWZ3xd74bIEXHt1qZauv3RXJaA%2Fedit%3Fusp%3Dsharing&postId=391101" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>, можете её сохранить (для этого в таблице нажмите слева наверху Файл → создать Копию).
Для удобства ссылку на Google-таблицу оставим вам здесь, можете её сохранить (для этого в таблице нажмите слева наверху Файл → создать Копию).

Далее о каждом канале чуть подробнее:

Корпоративный сайт, интернет-магазин или лендинг

Корпоративный сайт, интернет-магазин или лендинг – это базовая платформа для бизнеса, где есть информацию о вашем бизнесе и продукте (товар или услуга). Главные и основные секции (блоки), которые должны быть на сайте:

  • Дескриптор – это короткое и понятное описание сайта, например «Магазин офисной мебели» или «Огнезащитные и теплоизоляционные материалы из базальтового и стеклянного супертонкого волокна»
  • УТП (уникальное торговое предложение) или ОФФЕР – как правильно составить ОФФЕР можно изучить здесь
  • Информация о товаре или услуге (что предлагаете), если это интернет-магазин должна быть витрина товаров с фильтрами, сортировкой и корзиной
  • Про компанию и преимущества (почему должны купить у вас)
  • Портфолио, кейсы и отзывы (артефакты, которые вызываю доверие)
  • Контакты и призыв к действию (оставить заявку или получить консультацию)

Для большинства рекламных каналов обязательным инструментом остаются корпоративные сайты, интернет-магазины или одностаничники (лендинги). Такой вид веб-ресурса даёт возможность масштабировать бизнес и охватывать большое количество аудитории не только в своем регионе, но и за её пределами.

Для того чтобы создать такой сайт, который оправдает ваши ожидания и будет продавать – необходимо написать правильное технические задание на разработку сайта (ТЗ). Причём без разницы будите делать сайт вы своими руками или где-то закажите разработку. Статья про правильное написание ТЗ здесь.

Интернет-магазин — это удобный инструмент для оформления покупки не выходя из дома для клиента но и обработки заказов для компании. Ваши товары в круглосуточном доступе и имеют повышенный иммунитет к санкциям и блокировкам. Без собственного сайта вы теряете возможность рекламировать свой продукт в интернете. Из минусов — стоимость качественного сайта, необходимость в его администрировании и продвижении.

Если нужна консультация по вопросу разработки сайта – можете перейти по ссылке и оставить заявку или задать свой вопрос в Telegram-чате.

Контекстная реклама (Яндекс.Директ)

Это хорошее решение для быстрого запуска и привлечения новых клиентов, где оплата происходит за переход по рекламе (клик по ссылке) на ваш сайт или в сообщество ВКонтакте, а вообще рекламу можно вести почти куда угодно, вплоть до чата в WhatsApp.

В первые рекламные позиции попасть бывает достаточно дорого и как правило их занимают более крупные игроки (ваши конкуренты). В то же время, контекстная реклама работает быстро и сразу приводит клиентов. А если она настроена профессионально (хороший CTR и т.п.), тогда стоимость клика может быть даже ниже, чем платят другие рекламодатели.

Реклама: профессиональную настройку Яндекс.Директ можно заказать здесь.

Таргетированная реклама (MyTarget и ВКонтакте)

Таргетинг может стать одним из самых эффективных инструментов комплексной стратегии для продвижения товаров или услуг в интернете. Но рассчитывать только на таргетированную рекламу не стоит, так как у этого канала есть не только плюсы, но и минусы.

Вообще лучше всего иметь в своём арсенале как минимум 3 источника клиентов – это называется Диверсификация или «Не класть все яйца в одну корзину».

Дорогайкин Алексей, Ведущий специалист по рекламе в агентстве KeyClient

Настройки таргетированной рекламы ориентируется на целевую аудиторию – по интересам, истории поисковых запросов, демографическим признакам (пол, возраст и география) и другим.

Профессионалы также умеют настраивать рекламу по подписчикам групп или аккаунтов конкурентов, по клиентской базе или по похожей на ваших клиентов аудитории (называется это look-alike), которая собирается по сотням разных параметров.

Про myTarget – дневная аудитория 51 млн., а месячная более 141 млн. человек – и это по данным comScore, desktop only, Worldwide, Mail. Ru Group, на январь 2016 года!

Официальные источники Mail. Ru Group говорят что myTarget охватывает 95% десктопной (ПК) и 90% мобильной аудитории всего интернета.

Телемаркетинг (холодные звонки)

Это один из видов прямого маркетинга, который предполагает коммуникацию с целевой аудиторией, а также продажу товаров и услуг с помощью телефона. Одним из плюсов холодных звонков является низкие затраты и относительно быстрая реализация.

Также есть компании, которым можно передать телемаркетинг на аутсорсинг, они всё сделают за вас – изучат конкурентов, составят скрипты звонков, обучат менеджеров, подключат специальную CRM-систему (например Скорозвон), будут контролировать менеджеров, в общем запустят систему холодных звонков, а вам будут передавать контакты заинтересованных в вашем продукте клиентов.

Однако, использовании звонков в холодную сейчас стало настолько частым явлением, что процент отказов очень велик. Компаниям приходится идти на разные ухищрения, чтобы заинтересовать и удержать абонента. Тем не менее способ остаётся рабочим и почётно занимаем 4 место в нашей статье.

Email-маркетинг (рассылки на почту и мессенджеры)

Рассылка писем и сообщений один из первых рекламных каналов интернет-маркетинга. Всё начиналось в Египте (1146−1173 гг.) и называлось это тогда «Голубиная почта», правда тогда это служило больше как оповещения, как сейчас push-уведомления, которые в свою очередь заменили СМС-ки.

Вернёмся в 2022 год – до сих пор рассылки являются эффективным инструментом для удержания и привлечения новых клиентов. Повышать лояльность к бренду за счёт рассылки специальных предложений, скидок и акций очень удобно и экономически выгодно. Из минусов — некоторые пользователи не просматривают почту и рекламная рассылка остается незаметной.

По-этому можно задействовать рассылки в Telegram, Вконтакте, WhatsApp в личные сообщения и Push-уведомления в мобильных приложениях. Уже пришло время, когда большая часть людей перешла в мессенджеры и мобильные приложения.

Маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, Lamoda)

Это нишевые, большие торговые площадки (агрегаторы) в интернете. Самые популярные: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, Aliexpress, Amazon, Ebay, CDEK.Маркет, Lamoda – через которые можно продавать товары или услуги. Маркетплейсы дают возможность предлагать продукт широкому кругу аудитории.

Из минусов — большая конкуренция, так как здесь много других продавцов с аналогичными предложениями.

А главным и неоспоримом плюсом является минимальная и удобная логистика (доставка). Если у ваш товар имеет маленькую цену тогда маркетплейсы вам точно подойдут. И вообще с маркетплейсами можно неплохо сэкономить на доставке. Главное уметь правильно вести статистику и аналитику.

Одна из моих знакомых после нескольких лет торговле на Wildberries составила аналитическую таблицу (называется ОПиУ – отчёт о прибылях и убытках), в которой учла все расходы и доходы соотвественно, после чего выяснилось что каждый проданный товар приносил убыток в 19 рублей 33 копейки, при том что оборот был почти десяток миллионов рублей.

Бурмистров Леонид, Руководитель агентства KeyClient

Контент-маркетинг (Яндекс.Дзен, VC. ru и Telegram-канал)

Это одно из перспективных направлений интернет-маркетинга, которое строится на доверии и донесении до аудитории полезной информации по тематическим вопросам связанных с продуктом компании (как та статья, которую вы сейчас читаете).

Это работа над контентом статей на разных площадках, таких как Яндекс.Дзен, VC. ru, Telegram-канал, блог на собственном сайте компании или публикации в СМИ и да, их можно просто купить, например здесь.

Как пример оформления, написания и ведения постов посмотрите Telegram-канал «Избранное про маркетинг» https://t.me/keyclient

Главными плюсами является возможность масштабирования, привлечения целевой аудитории и в конце концов информирования большого количества пользователей с повышением их вовлеченность и лояльности к бреду компании или блогера.

Из минусов — это постоянный процесс поиска востребованных тем, составление контент-планов, поиск реально профессионального копирайтера, формирование правильных технических задания для написания статей, необходимость корректного оформления и регулярных публикаций.

Самая сложная часть в создании качественного контента. Найти копирайтера, заплатить ему 1 000 рублей и получить 100 клиентов не получится.

Карты (Яндекс.Бизнес, Google Мой бизнес и 2ГИС)

Реклама на картах – это отличный инструмент для салонов красоты, автосервисов, аптек, АЗС, ресторанов, ветеринарные клиник, розничных магазинов одежды, строительных товары или хозтоваров, ремонтных сервисов, спортивных залов и фитнес клубов.

Другими словами для всех бизнесов которых могут искать через карты.

Кстати, не так давно Яндекс создал сервис Яндекс.Бизнес, который позволяет запускать рекламу на всех проектах Яндекса соответственно. Это удобный и недорогой инструмент для малого бизнеса, если рекламный бюджет не большой и нет возможности привлекать подрядчиков или настраивать рекламу самостоятельно.

Я рекомендую использовать Яндекс.Бизнес только для размещения на картах или в ином случаи как медийную рекламу – для охватов аудитории (это уже ближе к PR а не Promo). И не стоит расчитывать на Performance результаты, по типу: вложили 100 тыс. руб. и получили 2 млн. руб. – такого точно не будет.

Бурмистров Леонид, Руководитель агентства KeyClient

Торговые площадки и агрегаторы (Avito и Юла)

Само понятие «Агрегатор» – заключает в себя смысл конкретного ресурса или сайта если хотите, который собирает и распределяет данные о разных продуктах компаний в одном месте. Торговые площадки Avito и Юла для владельцев товарного бизнеса это хорошая возможность продавать свой продукт на достаточно большую аудиторию.

Плюсы и минусы торговых площадок, такие же как у маркетплейсов. С одной стороны — это возможность расширить рынок без относительно больших вложений в рекламу, с другой — высокая конкуренция.

По данным SimilarWeb количество посещений сайта avito.ru составило 279,6 млн, а среднее время нахождения одного человека на сайте составляет около 11 минут. За это время посетитель успевает просмотреть более 11 объявлений

Хорошая новость заключается в том, что есть определённые методики, которые позволяют делать этот инструмент реально эффективным. Появились даже такие профессии как «Авитолог».

SEO-продвижение сайта (вывод в ТОП-10)

Это комплексная работа над сайтом, чтобы он соответствовал алгоритмам поисковых систем. Если оптимизировать сайт, то он считывается, как подходящий под запросы пользователей и показывается в первых строках поисковой выдачи Яндекс и Google.

А поисковая система Google после всеми известных событий на Украине показывает отличные результаты по CTR, то есть соотношение показов к кликам уменьшилось, проще говоря рекламы больше нет, а люди стали чаще нажимать на объявления которые формируются в органической SEO-выдаче.

SEO-продвижение приводит заинтересованную аудиторию, которая делает покупки и заказывает услуги. Недостаток инструмента состоит в том, что результаты не будут быстрыми. Потребуется несколько месяцев, а может быть и лет, чтоб продвинуть сайт на первые страницы поиска Яндекс и Google.

Полезные статьи по теме SEO-продвижения:

SMM-продвижение (ВКонтакте, YouTube, Одноклассники)

SMM (Social Media Marketing) – это интернет-маркетинг в социальных сетях, который включает в себя создание и оформление сообщества ВКонтакте, группы в Одноклассниках и канала на YouTube.

SMM-маркетинг способствует сбору и вовлечению аудитории (подписчиков) в активное обсуждение поста или видео, которые в свою очередь могут сделать репост поста, который напрямую влияет на ранжирование (продвижение) аккаунта в соцсети.

А так же можно настраивать рекламу к SMM-продвижению и если её настроить правильно, то через соцсети можно успешно продавать товары и услуги.

Активные продажи (бизнес-встречи и выставки)

Суть заключается в привлечении внимания к своему продукту с помощью выставок, бизнес-встреч, проведению обучающих семинаров и так далее. Это хорошая возможность показать товар или услугу и заинтересовать потенциального клиента (партнёра).

Самым большим преимуществом данного способа – это большая конверсия в сделку или продажу. Например провели 1 выставку и получили 10 клиентов и 2 партнёра.

Лайфхак – можно быть не только организатором данных мероприятий, а можно выступать в роли участника, делать Питчи – это короткая (на 25-30 секунд) устная презентация продукта перед потенциальными клиентом или инвестором

Проблема заключается в том, что тематические (узкоспециализированные) выставки проходят достаточно редко. И тут конечно нужно поднимать одно место с дивана и организовывать или учавствовать в подобных мероприятиях, иначе нужно нанимать человека, которого в свою очередь нужно обучать.

Партнёрская сеть (реферальные программы)

Этот формат продвижения помогает расширить рынок сбыта за счет привлечения партнёров, которые в свою очередь рекламируют ваш продукт.

Один из вариантов – это реферальная программа. Вы создаёте промокод или реферальную ссылку для партнёров, они распространяют их и в случае если они приводят вам клиентов получают конкретный определенный вами процент вознаграждения (процент с продажи или выручки).

Данный маркетинговый-инструмент имеет сильный потенциал к масштабированию, отлично подходит для бизнесов работающих по схеме SaaS.

Главное сделать качественный продукт и создать маркетинговые материалы для партнёров и собственно найти и стимулировать партнёров.

Аромамаркетинг (использование запахов)

Это сравнительно новый канал, построенный на способности аромата вызывать ассоциации, воспоминания и эмоции. Который располагает людей к большему нахождению времени в определенном месте, чаще всего его используют в магазинах, особенно премиального сегмента.

Уже дано используется аромаобуродование и системы, которые размещаются в невидимых для покупателя местах.

В аромамаркетинге нужного эффекта достигают за счёт обогащения запахом торговой точки, который будет ассоциироваться с качеством товара. Это улучшает настроение покупателя, помогает расположить к себе и становится важным преимуществом перед конкурентами.

Главные выводы (резюме)

Если привычные каналы больше вам недоступны, то нужно проработать альтернативные варианты. Добавить в маркетинговую стратегию в VK и Telegram. По охватам аудитории за месяц ВКонтакте был и остается одной из главных площадок в РФ — 58% в сравнении с 49% Instagram*.

После блокировки Instagram* объем контента вырос: ВК на 11%, Telegram 6%. Также выросло количество активных авторов в Telegram их число увеличилось на 23%, в ВК на 14%. Главное не останавливаться и продолжать рекламировать с помощью альтернативных каналов и инструментов.

Вопрос не в том «Кто сколько знает», а в том «Кто это реализует». Победит тот, кто придёт в офис 9 утра понедельника, определить 2-3 фокуса и начнёт имплементировать (реализовывать) – подтянет ресурсы, распишет тайминги, определит ответственных, проконтролирует выполнение и сделает максимально быстро.

Евгений Александрович Черняк, Украинский бизнесмен, глава наблюдательного совета алкогольного холдинга Global Spirits, ведущий YouTube-канала о бизнесе «Big Money»

В условиях санкций и нарастающего кризиса необходимо быстро принимать решения, только главное без паники. Начать стоит с создания Антикризисного предложения, разработать и запустить сайт (если его ещё у вас нет) и после внедрять поочередно каждый из вышеизложенных способов.

Не стоит брать сразу все 13 типов рекламных каналов и пытаться их запустить 25 инструментов одновременно. Правильно оцените свои ресурсы (деньги и время). Внедряйте поочередно доступные и подходящие рекламные каналы. В случае успешного запуска рекламы сфокусируйтесь, масштабируйте, увеличивайте рекламный бюджет и следите за эффективностью, а именно за показателями ROI или ROMI – на формулы и калькулятор их расчёта ссылку оставлю здесь. Отдельное спасибо хочу выразит всем участникам в создании данной статьи, а именно, копирайтеру Ирине, редактору Наталье, Татьяне и Алексею. От всей души желаю всем прибыльной рекламы.

Бурмистров Леонид, Руководитель агентства KeyClient

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией

Начать дискуссию