Тренды ритейла. Магазины без людей. Технологии и ошибки, phygital и роботы. Часть 1

Текущий формат магазинов скучен и не интересен для посещения, все больше людей выбирают онлайн заказ и доставку, без контактов с навязчивыми продавцами и потери времени на выбор, физические перемещения, и т.д.
Но посещение ТЦ и ТРЦ, а также магазинов всё же является определенной культурной потребностью, способом проведения досуга и в обозримом будущем часть людей ещё будут приобретать в магазинах и для них опыт посещения магазинов должен трансформироваться.

Что уже есть в СНГ?

Тренды ритейла. Магазины без людей. Технологии и ошибки, phygital и роботы. Часть 1

Что есть повсеместно?
Есть онлайн-кассы, с камерами и потенциально с распознаванием лиц и трекингом человека с привязкой не только к банку, но и по бонусным системам, карты магазинов, пробивая которые можно создать качественный профиль потребляемых вами продуктов, категорий товаров, акций и спецпредложений.

Лично наблюдал за связкой покупки в магазине (даже без бонусной карточки), с цифровым идентификатором Google и рекламой в Youtube сервисов по подписке от x5 retail следующие две недели. Возможно, отследили mac адрес по bluetooth/wi-fi ловушкам, но реклама была именно по товарам определенной категории.

Кстати, реклама напоминала гипертаргетированную, и сгенерированную автоматически (полуавтоматически), с учетом приобретаемых товаров.

Новый этап продуктового ритейла?

Ритейл «на максималках» способен обойтись с минимальным участием людей, но очевидно при текущем уровне развития автоматизация, распределения и раскладки товара невыгодна. Пока выгоднее платить средние по рынку зарплаты, а не переоборудовать магазины, в этом плане все останется как есть. (Ну все слышали про опыт Amazon, например, с магазинами с минимальным участием сотрудников).

Крупные продуктовые ритейлеры разработали новые форматы магазинов, в которых участие человека минимально.Как правило, используется приложение, человек производит привязку карты, для входа идентифицируется по зашифрованному токену и проходит либо один или даже с кем-то, но оплата происходит по карточке, привязанной к аккаунту, приложению и текущему токену сессии.

Для слежения за покупателями Азбука вкуса (в специальных магазинах take & go формата), например встраивает весы в полки, для определения насколько она "полегчала", это конечно добавляет технологических процессов, но автоматизирует процесс. Вместе с этим можно успешно решить проблему обновления ценников, данные о цене могут выводиться на экранах или в приложении и отображать текущую, актуальную стоимость продукта, что снижает возможность для разного рода человеческих ошибок.

Ну и совершенно понятно, что за всеми передвижениями разного рода объектов по магазину следит система видеонаблюдения высокого разрешения, данные с которых обрабатываются и анализируются, помимо стандартного анализа траекторий и поведения пользователя, происходит распознавание объектов в зоне действия камер и их последующие передвижения по магазину.

Тренды ритейла. Магазины без людей. Технологии и ошибки, phygital и роботы. Часть 1

То есть, товар стоящий на полке, посылает сигнал что он на месте с помощью полки с контролем веса (дорогое решение) и камера фиксирует его неподвижность. Потом, покупатель берет в руки данный товар, происходит сработка по триггеру, исходя из брутто веса товара и камера фиксирует куда далее этот товар отправился, вернулся ли на полку, или же оказался в корзине. Чтобы "вернуть" товар на полку, убрать его из корзины его нужно поставить четко на то же место, что обусловлено особенностями системы.

Понятно, что система имеет свои недостатки и конечно возможны ошибки, когда не купленный товар не убрался из корзины, или цена не подгрузилась/подгрузилась неправильно. Опять же, учитывая "смекалочку" высока вероятность что в системе будут баги и уязвимости, но в любом случае, имеем пример технологий, которые применяются целесообразно, не ради красного словца, а для оптимизации бизнес-процессов в ритейле.

Phygital, роботы и mixed used.

Часто фиджитал ограничивается тем, что ты можешь встать в очередь в банке с помощь приложения на телефоне и получить уведомления по мере того как очередь приблизится. Ну или авторизоваться без ввода паспортных/контактных данных, по системе авторизации, основанной на биометрии (hi-tech в деле). Фактом дистанционного обучения сотрудников или организации системы удаленного тестирования никого в 2022 году не удивить, это скорее красивые слова для отчетности перед акционерами, да и просто необходимость.

Ритейл по различным отделочным и стройматериалам потихоньку, с перенимает опыт виртуального дизайна и создает платформы для отсмотра потенциальных решений, причем не только в заданных параметрах, но и в существующем положении, используя реальные фотографии помещений (что уже интереснее)

Тренды ритейла. Магазины без людей. Технологии и ошибки, phygital и роботы. Часть 1

Понятно, что постепенно ритейл будет обращаться к mixed used при разработке показательных офисов (в любом случае, рядовые сотрудники по стране, думаю таки будут зависать в офисах B и С класса)
Новые способы доставки продуктов с помощью наземных дронов тестировались уже давно, понятно, что пока распространению технологий в России мешает здравый смысл: )

Тренды ритейла. Магазины без людей. Технологии и ошибки, phygital и роботы. Часть 1

Чаще такие решения используются для создания PR активностей, нежели для решения конкретных задач и запросов целевой аудитории.
Как, например, применение наверняка очень технологичных, и способных к решению простых задач роботов.
Тяжело сказать, проводились ли какие-либо исследования на этот счет и какова будет реакция и целесообразность применения именно такого формата автоматизации работы с посетителями, до «Зловещей долины» ещё далеко, но это для нас, а в сознании среднего посетителя МФЦ выглядит это не очень соответствующим ситуации, хотя, наверное, дает повод для гордости.
Пожалуй, можно было обойтись сенсорным экраном с устройствами ввода и вывода, и очаровательный виртуальный помощник очень неплохо смотрелся бы там, благо технология создания чат-ботов, распознавания слов и генерации речи сделал шаг вперёд.
Технологии ради технологий — полезно для развития сферы, но решает ли это должным образом поставленные задачи?
В продолжении статьи расскажем о том, какие технологии мы будем использовать в будущем, и какие есть плюсы и минусы, а также тенденции развития. Оставайтесь с нами, будет интереснее

1
2 комментария

формат конечно интересный, но кто тогда будет создавать рабочие места, кто будет работать???

1
Ответить

Работать будут разработчики и обслуживающие эти системы люди в первую очередь

Ответить