Обучение руководителей: о принципах, подходах и форматах

🎓 Сегодня делимся нашим подходом к обучению руководителей и методикой «Школы менеджера» BTG Consult, которая зарекомендовала себя наилучшим образом в самых разных организациях. Из материала от эксперта в области менеджмента и построении систем обучения, а также сооснователя BTG Андрея Горра вы узнаете: что такое гибридный подход в обучении и зачем он нужен; как диджитализация оптимизирует процесс подготовки; зачем сочетать разные форматы донесения информации и другие полезные подробности.

Обучение руководителей: о принципах, подходах и форматах

Одна из важных миссий BTG — научить руководителей строить процессы и управлять так, чтобы менеджмент был здоровым, эффективным, не тормозил, а стабилизировал и ускорял работу каждого сотрудника компании.

Специально для этого мы разработали схему обучения, которая строится на гибридном подходе, адресует не только конкретные знания и умения руководителя, но и ориентируется на его личностные качества, способствует сопряжению ценностей сотрудников с ценностями компании.

Гибридный подход

В процессе обучения мы обращаем внимание не только на функции, которые должен выполнять руководитель, алгоритмы, практики и стандарты, но говорим и о личностных качествах, развитии эмоционального интеллекта, понимании психологии управления.

Классическая программа обучения “Школы менеджера” состоит из набора модулей. Всего в нашем наборе их более 20 по различным управленческим тематикам.

В каждом конкретном проекте модули можно выбирать и комбинировать, определяя направления, потребность в которых ощущается наиболее остро.

Часть модулей направлена на изучение hard skills. Например: «Построение команды»; «Коммуникация»; «Работа в неопределенности».

Другая часть посвящена развитию soft skills. Например, это могут быть темы: «Устойчивость», «Лидерство», «Внутренняя клиентоцентричность».

Обычно отдельно мы включаем специальный вводный и завершающий модули. Они посвящены погружению в тему, тезисному знакомству с обучением и практической отработке пройденного материала соответственно.

Именно комплексный подход позволяет вырастить эффективного руководителя. Если выразиться образно, hard skills — вершина айсберга. То, что очевидно, заложено в функционале, прописано в процессах, зафиксировано в оффере. Однако при более глубинном рассмотрении мы затрагиваем скрытую часть айсберга — soft skills. Это эмоции, межличностные взаимоотношения, создание здоровой атмосферы внутри группы, принципы работы с командой и многое другое.

Принцип обучения

Процесс обучения руководителей в каждом модуле состоит из четырех основных этапов:

  • Доставка знаний — комплекс материалов в формате лонгридов или видео. Это основные знания по теме. Дополнительные материалы разработаны для самостоятельного изучения для более полного погружения в тему.
  • Практикум — интенсивный онлайн- или офлайн-тренинг в поддержку полученным знаниям. Эффект от тренинга усиливается за счет использования возможностей интерактивной платформы, на которой он проводится (например, «Тренинг Спейс»).
  • Мастер-майнд сессии — проводится в формате групповой рефлексии. Здесь каждый может оценить свои знания, поделиться соображениями и получить обратную связь от коллег.
  • Тестирование — оценка знаний «извне» для лучшего понимания, что было усвоено хорошо, где есть пробелы и какую тему нужно повторить.

Полный цикл обучения рассчитан на период от 3 до 8 месяцев. Между модулями есть достаточно времени для повторения и закрепления информации, подготовки домашних заданий и кейсов для обсуждения на групповых встречах.

Диджитализация

BTG важно не просто подать информацию, но сделать это наилучшим для ваших руководителей образом. Мы хорошо знаем, что у менеджеров множество задач, и не всегда у них есть возможность выделить фиксированное время на обучение.

Мы протестировали различные форматы взаимодействия с аудиторией и выработали удобную схему обучения:

📍 Первый и последний модули мы рекомендуем проводить в очном режиме. На вводной сессии, которая длится 8 часов с перерывами, мы говорим о системном менеджменте, погружаемся в тему, разбираем ее досконально. Последний модуль — практический, он рассчитан на 16 часов. На этом этапе мы отыгрываем возможные ситуации, применяем на практике все полученные знания.

📍 Практикумы в остальных модулях легко можно проводить онлайн. Длятся они по 3–4 часа с перерывом. Это сделано, чтобы у руководителя была возможность разбить обучение на блоки в течение дня, а также чтобы сохранять внимание и вовлеченность во время обучения.

Мы рекомендуем разбивать обучающихся сотрудников на несколько потоков и разводить их по времени, например, для первого потока ставить сессии на 10:00, а для второго — на 14:00. Так сотрудники при необходимости могут перейти из потока в поток — «переместиться во времени» и получить информацию, когда им удобно.

Практика сочетания онлайн- и офлайн-форматов показывает наилучшие результаты. Мы всегда говорим о важности диджитализации в управлении (особенно в компаниях с практикой удаленной работы) и уже на этапе обучения показываем, как это может быть удобно и гибко.

Подведем итог:

  • Программа обучения руководителей «Школа менеджера» — сочетание знаний и практического опыта экспертов BTG Consult.
  • Гибридный формат зарекомендовал себя как наиболее оптимальный, поэтому именно его мы постоянно развиваем, совершенствуем и дополняем.
  • Поддержание динамики обучения с помощью разных каналов информации, обмен мнениями, оценка и обратная связь от коллег — основа, благодаря которой обучение руководителей проходит вовлеченно и эффективно.
Начать дискуссию