Как мы нашли и наказали тех, кто скопировал наш сайт. И как вам сделать так же

На связи Илья Жарский, управляющий партнёр экспертной группы Veta. Это история о том, как у нас скопировали сайт, мы обратились в суд и добились справедливости.

Предыстория кражи сайта

Сначала разберемся с терминологией. У нас не украли сайт в полном смысле этого слова — когда воруют доступ и пароли, это совсем другая история. Наш сайт был цел и невредим, но контент, дизайн и структура были скопированы почти полностью, им пользовались другие люди. Для простоты я все же буду использовать термин «украли» вместо «скопировали».

Мы узнали о краже сайта в феврале 2020 года — нарушителем оказалась компания с похожей направленностью работы, но в другом регионе России. Мы занимаемся экспертизой и оценкой и работаем с юристами. Адекватные границы и рамки в нашей работе — одна из ключевых ценностей. Их нарушение не должно остаться безнаказанным. И в целом просто по-человечески возмутительно, когда у тебя крадут то, на что ты потратил столько ресурсов. В общем, для нас это выглядело как вызов.

Слева наш сайт, справа — украденный. Вебархив помнит все.
Слева наш сайт, справа — украденный. Вебархив помнит все.

Как узнать, что сайт украли

Короткий ответ — почти никак. Мы узнали случайно — прислал кто-то из коллег, и чуть позже это добралось до меня лично.

Если хочется проверить, использует ли кто-то ваш контент, то вариантов немного:

  • Поиск по словам. Самый легкий вариант — вставить кусок текста в поиск в кавычках (для буквального поиска) или прогнать через любую программу-антиплагиат.
  • Поиск по картинкам. Можно поискать по картинкам через сервисы Гугла или Яндекса. Эффективно, если у вас авторские иллюстрации. Неэффективно, если сайт заполнен иллюстрациями со стоков.

Но давайте честно: никто не будет параноидально вбивать все картинки и тексты в поисковик каждый день. А в случае со структурой или дизайном — достаточно немного изменить компоненты, и их уже не отследить никаким поиском. Все это понимают и, видимо, надеются, что никто не найдет и не заметит. Нашим плагиаторам в этом плане не повезло.

Как воруют сайты: краткое объяснение

Код сайтов — открытый, вы прямо сейчас можете зайти в инструменты разработчика через браузер и посмотреть код vc.ru. Именно поэтому любой может запустить парсинг — автоматизированный сбор информации с любого сайта с помощью специальных программ.

Чем это потенциально может навредить

Несколько лет назад поисковые алгоритмы могли критично понизить ваш сайт в выдаче, если у него был клон. Сейчас они изменились, и больше не пессимизируют клонов, поэтому риски больше репутационные: например, клиенты придут на чужой сайт, приняв его за ваш. Если развивать эту мысль, теоретически пользователи могут зарегистрироваться или ввести пароль на сайте-клоне, и их данные окажутся у мошенников.

Что можно сделать, когда обнаружили нарушение

Записать видео с просмотром всех страниц сайта в качестве доказательства, сделать скриншоты и заверить их нотариально. Это поможет в дальнейшем собрать доказательную базу для суда.

Как не довести до суда

По закону сначала нужно дать плагиаторам шанс исправиться — они еще могут сказать «произошло ужасное недоразумение» и все удалить. Сначала можно написать по электронной почте, которая указана на сайте, заполнить форму и т.д. Если первая просьба проигнорирована, направляется досудебная претензия.

Что писать в претензии

Рассказать своими словами, что произошло: какой именно контент и с какого сайта был украден, указать, какая статья нарушена (можно взять, например, статью 1270 Гражданского кодекса, где говорится, что правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение). Также стоит указать размер компенсации, которую вы бы хотели получить (о том, как ее рассчитать, поговорим ниже).

Документ отправляется либо по электронной, либо по обычной почте. У нарушителя есть 30 дней, чтобы ответить на претензию.

Обычно на этом месте спор заканчивается, стороны договариваются, контент удаляется, хэппи энд. Мало кому интересно доводить до суда — это долго и дорого.

У нас вышло иначе.

Мы направляли претензию на почтовый и юридический адрес. В письме объяснили ситуацию и попросили компенсировать убытки. Но нарушители ее не получили — либо потому что специально уклонялись от получения, либо просто забыли или не успели забрать письма.

Если суд неизбежен

Если претензия оказалась проигнорирована, можно собираться в суд. Мы обратились к партнерам, с которыми работаем в сфере защиты интеллектуальной собственности, и они помогали собирать доказательства для суда. Я рекомендую обращаться к юристу, который специализируется на таких делах, — он поможет именно со сбором доказательств, потому что если уж вы дошли до суда, нужно подходить к нему во всеоружии.

Что такое сайт с точки зрения закона

«…13) сайт в сети “Интернет” — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее — сеть “Интернет”) по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети “Интернет”.»

П. 13 ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Но если вы пойдете искать сайт в авторском праве, то ничего не получится, такого пункта там нет. Сайт с точки зрения интеллектуальной собственности — сложное составное произведение. Он рассматривается как совокупность отдельных объектов. То есть, правами на текст может обладать один автор, на дизайн — другой, на код — третий, и т.д.

Поэтому собрать доказательства, что ваш сайт — действительно ваш, бывает проблематично.

Примерный список доказательств ваших прав на сайт

  • Договор на разработку сайта.
  • Акт приема-передачи результата выполненных работ, подтверждающий факт перехода исключительного права на сайт вашей компании.
  • Фиксация страниц сайта из веб-архива, которая подтверждает наличие у вас спорного контента и дизайна сайта на определенную дату.
  • Нотариальная фиксация сайта нарушителя — полезно, чтобы в процессе обосновать довод о нарушении исключительного права на сайт, если оппонент убрал его со своего домена, как только началось судебное разбирательство (у нас, кстати, именно так и вышло).

В нашем случае кража была очевидна — страница скопирована один в один, нарушители даже взяли наш слоган, который был частью зарегистрированного товарного знака.

Следующий большой шаг — обосновать сумму компенсации.

Как обосновать сумму убытка

По закону вы можете претендовать на компенсацию от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей. Разброс немаленький :)

При расчете нужно опираться на все данные о расходах, которые у вас есть, — разработка сайта, верстка, тексты, контент-стратегия, вот это все.

Финальную сумму смело умножайте на два. Почему так? Для расчета убытков используются не только количественные критерии (фактическая сумма затрат на работы над сайтом), но и качественные — например, объем использования спорных объектов, востребованность, масштаб деятельности, основная она или нет, и так далее.

В отдельных случаях можно еще взыскать упущенную выгоду — то есть, доходы, которые вы могли получить от клиентов, пришедших на сайт-клон вместо вашего, но не получили. Расчет и доказывание упущенной выгоды — достаточно кропотливое дело, но для крупных бизнесов имеет смысл хотя бы оценить ее масштаб, наняв юриста с достаточной экспертизой по вопросу.

И помните: суд может снизить сумму компенсации, но не даст выше той, что вы заявили.

На этом этапе у нас возникла заминка с текстами: мы активно публиковали статьи для блога, но официального подтверждения от подрядчика, с которым на тот момент работали, получить не смогли. Не делайте так.

Что предоставить в качестве обоснования суммы убытка

— Договоры с подрядчиками с полным перечнем услуг.

— Акты приема-передачи работ.

Что решил суд

Нарушители отрицали свою вину, их представитель утверждал, что компания не оказывает услуг оценки, не связана с оценочной деятельностью и не могла влиять на размещение информации на сайте. Представитель ссылался на то, что исковое заявление нужно предъявлять к администратору доменного имени.

То есть, по факту, ответчик пытался переложить вину с компании на того, кто владеет доменом, и вызывал его в качестве свидетеля. Суд запросил информацию у регистратора, который предоставил данные о владельце домена. Мы ходатайствовали о привлечении его в качестве соответчика, суд так и сделал.

Дальше ничего интересного и непредсказуемого не случилось. Ответчик не смог предъявить ничего в свое оправдание, так как доказательства были исчерпывающими. Мы выиграли суд. Компенсацию разделили солидарно между компанией и физическим лицом — владельцем домена.

А что с компенсацией?

Мы запросили сумму в 650 000 рублей за незаконное использование контента, 50 000 рублей — за незаконное использование товарного знака и 33 740 рублей за услуги нотариуса по осмотру сайта нарушителей.

В итоге суд уменьшил сумму компенсации до 350 000 рублей. На финальную сумму влияет множество факторов — начиная от того, насколько грубым было нарушение, первое оно или повторное, и т.д. В нашем случае суд учел, что наша компания и компания нарушителей находятся в разных субъектах Российской Федерации, поэтому решил, что наша территориальная деятельность не пересекается.

Почему у нас получилось?

Во-первых, потому что сайт был очень похож, конечно.

Если сходство не настолько разительное, доказать свою правоту будет гораздо сложнее. По факту, если нет прямого копирования или уверенности в своих доказательствах, лучше два раза подумать, прежде чем ввязываться в процесс.

Во-вторых, потому что мы знаем, как много значит качественная досудебная подготовка. Она помогла нам получить компенсацию за сайт, который к тому времени по сути уже не использовался!

Как защититься от кражи контента

Учитывая, что парсинг доступен кому угодно, и нажать copy-paste тоже всякий может, от самой кражи никак не защититься. Но можно предотвратить последствия и не доводить до суда.

Для этого нужно:

— Сохранять все исходники, черновики, наброски материалов.

— Регистрировать права на объекты — товарные знаки и т.д.

— Составлять подробные договоры, ТЗ, акты приема-передачи работ (и прав) на весь контент и сохранять их.

Чаще всего контент и сайты воруют конкуренты. Когда у людей не получается придумать ничего своего, или хотя бы вдохновиться и повторить иначе («кради как художник»!), они уныло копируют то, что создано другими. Если это не спускать на тормозах, люди наконец начнут понимать, что сайт — чья-то интеллектуальная собственность, и за ее воровство придется отвечать.

Выводы из всего этого

  • Если у вас украли сайт, скорее всего, вы узнаете об этом случайно.
  • Постарайтесь урегулировать вопрос до суда, суд — это долго и больно.
  • Если все-таки решили идти в суд, наймите юриста и соберите максимум доказательств, что контент — ваш.
  • Завышайте сумму компенсации, если снизят, вы ничего не теряете.
  • Документируйте все действия с контентом, и все будет хорошо.
44
20 комментариев

Ну вы и сказочники)) авторского права на код нет, но мы доказали, что есть и грузанули лоха на 300 штук! Американский веб архив прокатил в российском правовом поле? Это все не очень то профессионально, выкладывать 2 скрина каких то полусайтов и писать такую.статью, забыв приложить хотя бы решение суда, которое вступило в силу!

3
Ответить

Вроде никто не писал про то, что плагиат был именно в коде. Вы внимательно читали статью? Код приведен как в пример.

Как я понимаю в статье основной причиной для претензии послужило копирование дизайна и всего контента, а он уже уникальный.

1
Ответить

Кейс неплохой, но когда читаю, вспоминаю японских производителей табачки, которые с завидной постоянностью меняют дизайн упаковки, чтобы время на подобное не тратить.Сомневаюсь, что 350 покрыло затраты вообще, не говоря уже про какой-то профит.
Ну а нарушение интеллектуалки и мошенничество - это, как говорят, две большие разницы. Так и до тяжких дофантазировать можно)))

2
Ответить

Да, о профите тут говорить сложно, но ощущение восстановления справедливости — бесценно. У каждого действия должны быть (и есть) последствия.

2
Ответить

Ради любопытства - у вас на обновленном сайте куплена лицензия скрипта fancybox?

2
Ответить

а еще вопрос про лицензию скрипта mmenu. Есть ли?

1
Ответить

блин, а еще увидел картинку из ваших новостей на другом сайте. и опубликована она на год раньше вашей новости(

1
Ответить