Как действовать предпринимателю в кризис?

Мы продолжаем наш цикл “Истории предпринимателей” и сегодня мы выкладываем интервью с Людмилой Ганджой, кадровое агентство “Good-people”, онлайн-школа “Найдем СВОИХ”.

Как действовать предпринимателю в кризис?

Расскажите, пожалуйста, про свой бизнес

Мы занимаемся подбором персонала, причем более глубоким - подбором единомышленников по авторской системе “Найдем своих”. Также у нас есть онлайн-школа для предпринимателей и менеджеров по персоналу для повышения своей квалификации, которая также называется “Найдем Своих”.

С чем Вы столкнулись?

Мы уже проходили кризис в период локдауна, в тот момент у нас был сформированный портфель клиентов. В основном это были производственные и строительные компании, и основной упор был на них. Также было небольшое количество торговых компаний и ресторанный бизнес. В период локдауна все закрыли и мы столкнулись с тем, что все наши контракты на подбор персонала подвисли, и на тот момент у нас не было каких-то годовых проектов, которые могли бы поддержать компанию. В этом была наша ошибка, так как все проекты привстали и не было финансирования. В тот период мы не смогли выбраться из этой ситуации и пришлось сокращать персонал.

Как это ударило по процессам?

В этот раз все сотрудники изначально были переведены на гонорарную систему, т.е. человек за выполненные функции получает некий гонорар. В работе с рекрутерами - это стандартная система. После того как мы перешли на такую систему, стало значительно проще. Помимо этого были заключены годовые контракты, которые на данный момент стабильно обеспечивают ресурсы компании и не дают возможности как-то проседать. Также очень важный шаг, который мы сделали еще в прошлый раз - это расфокусировка нашей клиентской матрицы. Теперь наши клиенты разноплановые и мы просто понимаем, что в одном аспекте бизнеса идет просадка, а в другом идет подъем, но это никак не сказывается на работе кадрового агентства. Сейчас мы работаем с разноплановыми клиентами, теми которые растут и теми, которые остановили процессы роста, поэтому, в принципе, мы не чувствуем какой-то сильной сложности.

Что было самое сложное?

В период прошлого кризиса самое сложное было расставаться с сотрудниками, которые были эффективны. Мне как собственнику было очень печально расставаться со своей командой, которая показывала очень высокие результаты в работе. Это была самая болезненная и самая неприятная история.

Как справились, какие ключевые решения были приняты?

По-человечески разговаривали с сотрудниками. Я даже пыталась найти им какую-то работу у своих коллег и партнеров для того, чтобы сохранить хорошие отношения между людьми. Для меня, как для собственника, очень важно в любых ситуациях, которые происходят в бизнесе, оставаться человеком. Нужно не терять рассудок и, если уж возникла такая ситуация, нести ответственность за свой персонал и помогать им в решении каких-то вопросов. Несмотря на то, что многие сотрудники в тот момент ушли из компании, мы до сих пор общаемся и сохраняем теплые отношения. Некоторые сотрудники даже вернулись в компанию.

Поэтому, если у вас будет такой период, когда вы будете увольнять сотрудников, потому что по-другому невозможно, настройте свой персонал таким образом, что сейчас вы можете расстаться, но это не навсегда, потом будут процессы развития компании и, возможно, ты сможешь вернуться. Также следует дать ему попробовать другие сферы деятельности, другие компании и дать ему возможность реализоваться как профессионалу.

Какие пожелания для предпринимателей Вы можете дать?

Главное понимать, что кризис закончится, а с каким лицом ты после него останешься, нужно подумать уже сейчас, поэтому мое пожелание многим предпринимателям: хотя период кризиса - это наша проверка на прочность, многие впадают в депрессию, многие, наоборот, в агрессию. Делать этого абсолютно не нужно, потому что это психологический процесс и лучше его проходить самостоятельно, одному, без социума. Я обычно ухожу на 2-3 дня в отпуск, в одиночное плаванье - уезжаю от родных, от сотрудников для того, чтобы прожить самостоятельно все эти моменты, вывести себя на стратегический план действий, и потом с позитивным настроем вернуться в команду, рассказать ей о том, что все замечательно, и мы никуда не сваливаемся, а действуем следующим образом. Обязательно должен быть план действий с разными вариантами развития событий.

Конечно же нужно сохранить очень дружественные отношения со своими поставщиками и клиентами, чтобы была поддержка друг друга, и не было состояния какой-то агонии. Тогда, впоследствии, эти люди обязательно вернутся в вашу жизнь и будут о вас хорошего мнения, а у вас все сложится положительным образом, даже если так не кажется в моменте. У меня на практике были клиенты, которые во время кризиса начали вести себя не очень красиво. К сожалению, отношения с ними были разорваны, и их уже было невозможно восстановить, поэтому мое пожелание для предпринимателей - всегда оставаться человеком, чтобы ни случилось. Единственное, что прочно - это наши социальные связи. Все остальное - деньги, статусы, можно приобрести или потерять в один момент. Я видела как короны слетают с людей очень быстро, видела как у моих клиентов также быстро слетала маска добросердечности, и люди превращались в адских руководителей, поэтому очень важно сохранить свое внутреннее состояние и остаться человеком.

Большое спасибо за интервью Людмиле Гандже, компания “Good people” и онлайн школа “Найдем СВОИХ”

Страница Вконтакте Людмилы - https://vk.com/hr_agent

Сайт компании - good-people.com.ru

Записывайся на бесплатную финансовую консультацию и получи 10 антикризисных инструментов в подарок

Как действовать предпринимателю в кризис?
33
Начать дискуссию