Инвестиции в искусство

Инвестиции в искусство

Большая картина

Отправиться в местный магазин рисования и купить холст, краски и мольберт — один из способов инвестировать в искусство, но эта статья про другое.

Хотя владельцы искусства не могут торговать картинами или скульптурами в той же степени, как акциями или облигациями, искусство само по себе является классом активов. Инвесторы обычно описывают такие активы, как «альтернативные инвестиции»: как гадкого утенка, их часто игнорируют, но многие все еще превращаются в красивых инвестиционных лебедей.

Другие альтернативные инвестиции включают в себя недвижимость и, как правило, фонды с высоким риском, краудфандинг, криптовалюты, частные инвестиции и венчурный капитал. Но они не обладают эстетикой — в конце концов, вы не можете повесить биткойн на свою стену.

Зачем инвестировать в искусство?

Если ты думаешь, что инвестиционный портфель — это как холодильник, где должны быть мясо, овощи и молочка, то ты абсолютно прав! Акции — это наша курочка, облигации — зеленушка, а искусство? Ну, это как экзотический фрукт, который не каждый решится попробовать, но который может сделать твою «инвестиционную диету» намного интереснее.

Так сколько же этого «экзотического фрукта« нужно в твоем »холодильнике»? Ну, как сказать... Если ты не готов рискнуть всем, как на покерном столе, то лучше держать в районе 1% (спасибо за инфу, UBS!). А если ты чувствуешь себя как инвестиционный Рокки Бальбоа, то можешь забить до 25% портфеля этим арт-барахлом.

Ах да, кстати, если у тебя есть лишние $860 млн, можешь сразу купить «Мону Лизу». Не забудь только уточнить, входит ли в стоимость рамка.

И последнее, но не менее важное: профессоры (да-да, те самые в очках и с книжками) говорят, что искусство растет в цене с 1875 года. Но как всегда, это не универсальный рецепт. Для кого-то это будет «вишенкой на торте», а для кого-то — просто красивым украшением на стене.

С чего начать?

Арт-инвесторы — это не только те, кто ходит в музеи с чашечкой латте в руке. Это еще и те, кто знает, как сделать бабки на красках и холсте. И вот как это работает.

Первый вариант — это как тиндер для художников. Свайпаем влево, свайпаем вправо, и вуаля — нашли начинающего художника, который еще не стал звездой Instagram. Купили его картину, и теперь ждем. Вдруг он станет новым Бэнкси, и тогда — бинго! Но помните, это как с криптой: сегодня у тебя Ламбо, а завтра — лисичка в лесу.

Второй вариант — это как VIP-клуб, только для арт-снобов. Здесь ты покупаешь работы старых мастеров или современных легенд. Да, это как купить бутылку виски за 100 лет до твоего рождения. Дорого? Ага. Но зато стабильно. Это как инвестировать в золото, только золото тут — это картина на стене.

И как узнать, насколько выгодно это будет? Ну, это как с погодой в России: хочешь узнать — выгляни в окно. Или в данном случае — на аукцион.

Ниже приведены графики сравнения индексов искусства (artprice100, artprice global index) и S&P500.

Инвестиции в искусство

Красиво, не так ли? Artprice100 — это «голубые фишки», то есть самый стабильный сегмент арт-рынка, в том числе работы 100 самых успешных художников на аукционе за предыдущие пять лет, у которых было продано более десяти крупных работ каждый год – таких как, Моне, Пикассо, Ван Гог и им подобные, в то время как глобальный индекс Artprice демнострирует динамику более широкого спектра художников и произведений.

Стоимость лучших произведений искусства росла в среднем на 9% каждый год в период с 2000 по 2008 год, в то время как фондовый рынок США рос в среднем на 3% (Российский индекс акций РТС в тот же период рос в среднем на 12%, но в те времена в нашей экономике была модернизация и пост-советский бум) . Индекс, отслеживающий ценность работы самых важных художников, корректируется ежегодно — как и индекс фондового рынка, такой как S&P 500 — с новыми успешными художниками, вытесняющими тех, кто выпадает из фаворитов.

Следует помнить о том, что у акций существуют дивиденды — доля прибыли, которую компании выплачивают инвесторам (так, включение дивидендов в график выше увеличит доходность американского S&P 500 и отечественного РТС примерно на 50%) . Для сравнения, инвесторы не получают ничего за то, что владеют искусством (кроме эстетического удовлетворения) — выплата происходит только тогда, когда они продают его.

Арт-Стабильность в Эпоху Кризиса

Окей, давайте поговорим о том, как искусство себя ведет, когда экономика ведет себя как подросток на гормонах. Помните кризис 2008 года? Когда акции падали, как мои шансы на свидание после неловкой шутки? Ну так вот, искусство в это время было как тот парень, который всегда остается крутым, даже когда вокруг паника.

Экономисты (да, те в очках) говорят, что искусство не танцует под дудку фондового рынка. Почему? Ну, возможно, потому что искусство — это не акции Apple или Tesla, это больше похоже на винтажный винил — его ценность не меняется каждую секунду.

Когда все хорошо, картины меняют хозяев, как студенты меняют пары на вечеринке. Но когда дела идут не так, владельцы этих шедевров (которые, как правило, не бедствуют) не бегут продавать свои Рембрандты за бесценок. Они просто сидят и любуются ими, как я любуюсь моим стаканом виски в пятницу вечером.

В общем, если у тебя есть пара миллионов и ты не знаешь, куда их деть — купи картину. Хуже не будет!

Осторожно, острые грани!

Инвестировать в искусство — это не просто купить картину и ждать, пока она превратится в золото. Есть и подводные камни!

Первое, что нужно знать: подделки. Да, это как когда ты думаешь, что купил iPhone, а на самом деле это АйФан. Но не переживайте, сейчас у нас есть всякие умные технологии и даже искусственный интеллект, который лучше любого детектива найдет фальшивку. Так что, шансы нарваться на подделку сейчас меньше, чем шансы выиграть в лотерею.

Второе: рыночные колебания. Это как русская рулетка, только без пули. Однажды на аукционе Christie’s картины 20-го века ушли с молотка на 42% дешевле, чем годом ранее. Но там же была продана самая дорогая картина живого художника. Дэвид Хокни, ты крут!

Третье: вкусы меняются. Сегодня ты в тренде, а завтра тебя уже никто не помнит. Это как с поп-музыкой, только хуже.

И последнее: продать картину — это не как продать акции. Это больше похоже на попытку продать свою коллекцию покемонов. Может повезти, а может и нет.

Картина индустрии

Плати по счетам

Для инвесторов с серьезными денежными средствами (пять, шесть, семь, даже восемь цифр после запятой) покупка произведения искусства является рабочей опцией. Нравится тарелка Пикассо? Ваша за 5000 долларов. Картина маслом ее создателя? Скорее 155 миллионов долларов.

Процесс покупки и продажи дорогостоящего искусства, как правило, сосредоточен вокруг нескольких крупных аукционных домов, которые проводят регулярные публичные мероприятия, а также организуют частные продажи — Christie«s и Sotheby»s являются двумя из самых известных.

Они выступают в качестве брокеров, и поэтому им платят двойную комиссию (с покупателя и продавца) за любую продажу, как если бы инвестор купил или продал акции компании. Но в отличие от брокеров на фондовом рынке, конкуренция за поддержание низких комиссий не так велика: в Великобритании Christie’s взимает с покупателей плату в размере около 20% за свои услуги.

Как только инвесторы получат свои работы, они смогут выставить их дома или положить на хранение для безопасности. Но некоторые опытные инвесторы могут одолжить их галерее. Конечно, есть риск ущерба (помните, что мистер Бин сделал с матерью Уистлера?) или кражи (что менее вероятно, чем кажется из голливудских фильмов) , но демонстрация картин является постоянным напоминанием о ценности искусства — и может помочь продать их по более высокой цене в будущем.

Искусство по частям

Если вышесказанное кажется вам недостижимым (по крайней мере, прямо сейчас), не волнуйтесь. Благодаря достижениям в области технологий, включая блокчейн, в наши дни инвесторы, у которых нет свободных миллионов, могут также инвестировать в изобразительное искусство.

Подобно тому, как робо-советники помогли демократизировать доступ к финансовым консультациям и созданию портфеля, существуют платформы, которые позволяют инвесторам, которые не являются достаточно богатыми, владеть частью произведения искусства и пользоваться доступом к его инвестиционному потенциалу всего за несколько тысяч долларов.

По большому счету, арт-инвестиционные платформы работают как управляющие капиталом. Они покупают отдельные художественные работы сами, затем на их основе создают и размещают акции, которые могут купить другие инвесторы — взимая плату за управление процессом, а также за хранение и страхование искусства от имени инвесторов.

Когда произведение в конечном итоге продается, платформы также получают часть прибыли. Другие платформы могут не покупать работы напрямую, вместо этого связывая инвесторов с владельцами, которые могут захотеть продать часть своих работ.

Существуют также платформы, нацеленные на то, чтобы позволить инвесторам покупать и обменивать работы пока не обнаруженных современных художников. Художники могут продавать акции своих произведений, а затем распределять доход между держателями акций от любых полученных комиссионных, если произведения переданы в аренду галереям или проданы напрямую.

Вот несколько из таких платфом:

Создайте свой шедевр

Прежде чем раскрывать свою собственную палитру инвестиций, вот четыре ключевых момента, на которые следует обратить внимание перед покупкой, согласно платформе арт-инвестиций Masterworks

Историческая значимость художника

  • Хорошо ли признан художник крупными институтами или искусствоведами?
  • Если художник умер, есть ли у него доверительные лица, готовые заботиться о работах, помогая сохранить и повысить их ценность?
  • Является ли художник частью движения? Например, импрессионистское движение подняло профиль многих художников за пределы Моне и Дега.
  • Является ли художник признанным и высоко оцененным дилерами и критиками, и поэтому его картины могут иметь хорошую стоимость при перепродаже?

Искусство первым, художник вторым…

  • «Роза под любым другим названием будет пахнуть так же сладко»? — только потому, что произведение принадлежит известному художнику, не гарантирует, что это шедевр.
  • Например, большая часть произведений Пикассо не считается такой же востребованной, как его блокбастеры (отсюда и относительно дешевая керамика, упомянутая выше).

Платите за доступ:

  • У вас есть доступ к сетям дилеров, которые покупают и продают интересующее вас искусство?
  • Доступ может иметь большее значение, чем цена, поэтому, возможно, стоило бы заплатить немного больше за данный экземпляр, чтобы купить не только его, но и связи, которые могут привести к новым возможностям, как покупок, так и продаж.

Не разменивайтесь на мелочи

  • В инвестировании в искусство логика немного другая. Вместо того чтобы разбрасываться и покупать кучу дешевых картин, лучше всего вложиться в одну-две дорогущие шедевры. Почему? Потому что картины, которые уже признаны шедеврами и стоят как космический корабль, имеют больше шансов расти в цене со временем.
  • Это как с технологическими акциями. Вспомните 2018 год: акции крупных технологических компаний росли как на дрожжах. Но когда рынок шел ко дну, эти же компании получили по полной. Так что, если вы хотите вложиться в искусство, лучше выбрать что-то действительно ценное и признанное.

В этом руководстве я осветил, какие существуют методы инвестирования в искусство и подводные камни, связанные с данным классом активов. Если вы только начинаете свой путь инвестора, то имеет смысл сконцентрироваться на традиционных классах (акции, облигации), оставив шедевры до момента появления «свободных творческих денег» на ваших счетах.

Если вам было интересно, приглашаю в свой ТГ канал

Начать дискуссию