{"id":13456,"url":"\/distributions\/13456\/click?bit=1&hash=6bf95d5850d39a632d71d9ebb94b8a4e644bc6a23b4e4c2644b39e47003b100d","title":"80 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u044b\u0440\u044f\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043d\u043e\u0441\u043a\u0443 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430","buttonText":"\u0427\u0442\u043e\u043e\u043e?","imageUuid":"a05ce1a7-0771-5520-b8cb-45c9bdd65351","isPaidAndBannersEnabled":false}
ProCATT

Прогнозы: Как дроны и автоботы перепишут всю мировую логистику

Тема автономной логистики будоражит умы уже не только фантастов, но и предпринимателей, умеющих считать деньги. Довольно интересные прогнозы приведены в отчете «Большие идеи» от инвестиционного фонда Кети Вуд. Вот их мы сегодня и оценим.

В данный момент рынка этой самой автономной логистики практически нет. Исключение составляют разве что шестиколесные роботы-доставщики Яндекса, засветившиеся в Эстонии и под Петербургом. Так какого объема может достигнуть этот рынок к 2030 году? Прогноз из отчета - 900 млрд долларов. Назовем эту оценку мегаоптимистичной, но прислушаемся к доводам евангелистки технологий.

Итак, что входит в понятие «автономная логистика»? Это широкое разнообразие автономных грузовиков, грузовичков, беспилотных вертолетов, летающих, катящихся и, чем черт не шутит, шагающих дронов. Заполнив небо, дороги и тротуары, они сделают доставку разного рода вещей чем-то очень простым, быстрым и дешевым.

Насколько значительной может быть выгода от робологистики? В отчете имеются любопытные расчеты. Например, если посчитать стоимость доставки грузов автомобильным транспортом, то за перемещение одной тонны на одну милю с привлечением живого водителя на дизельном монстре придется отдать 7 центов, тогда как себестоимость доставки того же груза автономным электрогрузовиком составит всего 3 цента. Разница более чем в два раза. Правда, за скобками остается стоимость грузовика.

А что будет, если сравнить стоимость локальной доставки в пределах города обычной машиной и шестиколесным луноходом? Одна доставка курьером (если он едет сразу на вереницу заказов) обойдется в $2,4, тогда как робот справится за 40 центов. Разница в 6,5 раз. При таком раскладе вполне можно ожидать, что роботы потеснят людей в этой профессии.

Но самое сладкое - это сравнение стоимости доставки всякой мелочевки в пределах квартала-двух пешим курьером и с помощью летающего дрона. Здесь в погоне за сногсшибательной цифрой автора исследования слегка занесло: стоимость сервиса доставки она оценила в $5,4. Тогда как дрон готов сгонять и отнести пиццу или 3 кило картошки за 25 центов. Разница в 22 раза! Но честнее оценить стоимость доставки в 1,5-2 доллара, тогда дрон окажется выгоднее в 6-8 раз. Согласитесь, тоже немало. Настолько заметное снижение логистических расходов действительно может раздуть рынок онлайн-торговли и доставки еды до невиданных размеров. Уже практически вижу обшарпанные заниженные дроны, жужжащие над ухом с шаурмой «от Вазгена» на борту.

С точки зрения серьезной логистики, когда речь идет о перевозке тысяч тонн груза, наиболее перспективными являются электрические беспилотные грузовики. По себестоимости доставки (3 цента за тонно-милю) такие автоботы сравнимы с морским и железнодорожным транспортом. А по скорости доставки, если считать «от двери до двери», эти грузовики уступят разве что авиадоставке. Что же, беспилотный грузовой транспорт в скором времени подвинет конкурентов? Не везде. В США с их развитой сетью дорог это вполне возможно. Но, скажем, в России или какой-нибудь гористой стране дорог может быть мало, они уже и сейчас достаточно загружены. Так что наши моряки и железнодорожники могут спать спокойно, а вот водителям фур стоить напрячься и записаться на курсы робототехники.С точки зрения серьезной логистики, когда речь идет о перевозке тысяч тонн груза, наиболее перспективными являются электрические беспилотные грузовики. По себестоимости доставки (3 цента за тонно-милю) такие автоботы сравнимы с морским и железнодорожным транспортом. А по скорости доставки, если считать «от двери до двери», эти грузовики уступят разве что авиадоставке. Что же, беспилотный грузовой транспорт в скором времени подвинет конкурентов? Не везде. В США с их развитой сетью дорог это вполне возможно. Но, скажем, в России или какой-нибудь гористой стране дорог может быть мало, они уже и сейчас достаточно загружены. Так что наши моряки и железнодорожники могут спать спокойно, а вот водителям фур стоить напрячься и записаться на курсы робототехники.

Как дроны могут изменить ритейл? Их появление станет значительным драйвером роста электронной коммерции, лишая обычные магазины клиентов и доходов. Если в 2020 году на долю онлайн-продаж приходилось не более 20% от розницы, то через десять лет не менее 60% товаров будут покупаться онлайн, и треть из них - доставляться дронами.

С доставкой продуктов произойдут похожие изменения. Люди начнут лениться ходить в магазины, заказывая готовые блюда и продукты. Смысл что-то брать про запас, когда доставка ничего не стоит и занимает несколько минут, совсем пропадет. Так, по прогнозам аналитиков, в 2030 году больше 40% продуктов будут заказываться онлайн с доставкой на дом, и половина из них будет доставляться дронами.

Эту красивую картину будущего портят только разного рода производственные барьеры и неравномерная урбанизация территорий. Нет сомнений, что те же дроны быстро приживутся в крупных городах, а в глубинке еще долго будут оставаться «столичной диковинкой».

Интересную картинку, близкую к российской действительности, могут дать исследования применимости дронов, проводимые МАДИ. Согласно им, в ближайшие годы беспилотные аэрокурьеры займутся доставкой грузов в труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока. Беспилотники самолетного и вертолетного типов уже сейчас оказываются экономичнее классических вертолетов при доставке грузов до 150 кг на расстояния до 250 км.

Но вернемся к оценке рынка автономной логистики от аналитиков Кети Вуд. Откуда возьмутся 900 миллиардов? Большую часть из них, до 700 млрд, обеспечат беспилотные грузовики, а колесные и летающие дроны дадут еще по 100 млрд долларов. Когда эти цифры услышали знакомые эксперты по авиации и машиностроению, для возвращения в реальность они предложили использовать коэффициент 0,3-0,4. Но даже при оценке в 300 млрд долларов этот рынок остается лакомым кусочком, ради которого нашим разработчикам авто и авиатехники стоит пошевелить мозгами в сторону автономных КАМАЗов и МИшек.

А как вы считаете, какие логистические задачи разумно было бы передать беспилотному транспорту в России? Пишите в комментарии, обсудим.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null