Цифровой аутизм, информационная псевдодебильность и образование

Социальная потребности является одной из важнейших потребностей для примата под названием Человек.

Эволюционно мы нуждаемся в социальных контактах просто потому, что без этого было не выжить, по сравнению с большинством хищников человек ну совсем уж беззащитен в одиночку, группа же людей способна одолеть любого “монстра”.

Цифровой аутизм, информационная псевдодебильность и образование

Человек всегда обменивался знаниями, они передавались от родителя к ребенку, от племени к племени, порой чтобы знания раздобыть приходилось прикладывать немалые усилия, иногда нужные знания приходилось кому-то усиленно прививать, например родителю ребенку, чтобы тот мог выжить. Потребность в информации заложена генетически, нужно всматриваться в кусты, чтобы распознать хищника, именно поэтому многие так любят проводить время в Instagram, вглядываться в те самые кусты, но об этом позже.

Возьмем времена более современные, скажем пару веков назад, когда в образовательных заведениях могли и розгами отлупить. Самим обществом прививалось безукоризненное послушание, преподаватель был мощным авторитетом, который мог одним взглядом усмирить и заставить учиться юнца, даже если ну совсем вот не хочется и не интересно.

Цифровой аутизм, информационная псевдодебильность и образование

Без знаний, без образования, без социальных связей - шанс на достойную жизнь сводился к нулю, конечно дети это не понимали, но понимали их родители, само общество диктовало такие условия.

Взрослые в большинстве своём осознавали - если знаком с мясником, то можешь рассчитывать на мясо получше, знаком с генералом - имеешь авторитет и безопасность, заболел ребенок - лучше иметь знакомого врача, или того, кто знаком с врачом. Хочешь сыну должность в канцелярии - нужно грамоте обучить, а чтобы еще куда-то пристроить нужно подмаслить одного, второго, третьего.

Весь мир человека был пропитан социальными связями.

Переместимся чуть ближе к нашему времени, век эдак в XX, СССР. Все те же поведенческие паттерны, розгами уже конечно не лупят, но авторитет преподавательский значителен, давление социума помогает учиться и выбирать профессию, планировать свое будущее, а социальные контакты становятся как никогда важны, чтобы что-то раздобыть придется пройти “три круга ада” и кучу рук пожать.

Цифровой аутизм, информационная псевдодебильность и образование

Что имеем сейчас.

Дефицита информации нет, дефицита товаров нет, жизненной необходимости в социальных контактах нет, все потребности удовлетворены.

Зачем что-то учить, если все есть в гугле и википедии, достаточно запомнить путь к информации, достать товар можно потратив пару минут и лежа на диване, безопасности ничто не угрожает, а социальную потребность в общении можно удовлетворить социальным сетями.

Рычагов давления на человека у общества почти не остается, родитель не знает как своего ребенка побудить учиться и слушаться, что уж говорить об учителях и преподавателях.

Выходит на арену новый псевдорычаг - интерес! Теперь чтобы побудить человека к действию его нужно заинтересовать, отсюда и доминирующее мнение что обучение должно быть интересным, работа должна быть интересной, все должно быть интересно!

Ребенок не хочет учиться - дайте ему свой смартфон с интерактивной обучающей игрой. Ребенок не хочет ходить в школу - выдайте ему планшет на уроке, а вместо скучного монолога учителя включите видеоролик или фильм.

И вообще на ребенка будут плохо влиять в школе (учителя идиоты, сверстники имбецилы и наркоманы, а на физкультуре ребенок вообще может умереть), заберу на домашнее обучение, тем самым лишая ребенка социальных контактов и ускоряя его аутизацию, но об этом стоит написать отдельную статью, не стану на этом сейчас заострять внимание.

А что же на счет взрослых: что-то заболело - не нужно сразу звонить доктору, можно начать с изучения симптомов в гугл, начитались там ужасов и решились пойти к доктору - не нужно узнавать у знакомых и друзей кто из докторов можем помочь, почитали отзывы на сайте и пошли к тому, у кого рейтинг выше, вот она информация, вся как на ладоне, ну и пусть не структурированная, структурировать информацию у себя в голове вообще сложно, легче запомнить где ее найти.

Подытожим.

Digital-среда: гаджеты, смартфоны, социальные сети, интернет - удовлетворяют все потребности человека на самом примитивном уровне.

Налаживать социальные связи, реальные социальные связи, уже мало кто стремится. Люди добровольно старадют от одиночество, но думают что 5000 друзей на фейсбук имеет значение.

Современные методы обучения, ввиду утери обществом рычагов давления на своих детей привели к тому, что единственный шанс повлиять на них - интерес, в этом приходят на помощь цифровые инструменты (VR\AR, планшеты и другие всевозможные гаджеты и приложения для них), но обучение неразрывно связано со сложностями, повторение одной и той же скучной информации, постройка сложных интеллектуальных объектов заставляют мозг “страдать” и ничуть его не развлекают.

Цифровой аутизм, информационная псевдодебильность и образование

Мозг всегда стремиться оптимизировать затраты энергии, он ленивый, все что упрощает ему жизнь воспринимается на ура. Но оборотная сторона этой “оптимизации” - в погоне за интересностью и развлечениями мы превращаемся в дебилов.

Гениальных ученых, изобретателей, художников, музыкантов скоро не станет, если они еще остались, а новые не появятся, среда не позволит.

Если мы хотим своим детям здорового интеллектуального развития, если мы сами хотим перестать деградировать - необходимо ограничить цифровое потребление. Детям лучше вообще запретить гаджеты и смартфоны или ограничить до часа в день. Взрослым стоит сделать тоже самое, выделяйте время на просмотр почты, отключите всевозможные уведомления в приложениях и мессенджерах, перестаньте хватать телефон как только вам поставят лайк. Общайтесь с живыми людьми, пытайтесь понять их и не доставайте при этом свой смартфон, разговаривайте с соседями, не делайте вид что их не знаете, это же не так, встречайтесь со старым друзьями, одноклассниками и одногруппниками.

Живите счастливо и не превращайтесь в дебилов! :)

Начать дискуссию