{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

Среди начинающих авторов и писателей большой популярностью пользуются онлайн-сервисы самиздата. С их помощью можно создать макет своей книги и отправить его в дистрибуцию на крупные книжные онлайн-площадки. С первого взгляда звучит все заманчиво и очень привлекательно для авторов, которые могут не вступать в длительные переписки с обычными издательствами, предлагая им для публикации свои творения и получая череду отказов.

Если же изучить эту кухню хорошенько изнутри, то можно сделать вывод, что подобные самиздат-сервисы просто паразитируют на тщеславии графоманов и зачастую продают им ложные обещания, формирующие у их клиентов завышенные ожидания, которым на самом деле не судьба сбыться.

У автора этой колонки накопился достаточно неоднозначный опыт за пару лет сотрудничества с такими площадками. Хочу рассказать вам про два показательных кейса. Возможно кому-то, кто раздумывает над размещением своей книги в самиздате, мои истории окажутся полезными.

Немного предыстории

Весной 2020 я собрал свои посты из Фейсбука в сборник и подумал, что этот контент можно упаковать в книгу. Я не относился серьезно к плодам своего творчества, но решил, почему бы не попробовать дать рассказам новую жизнь с помощью самиздата. Для меня это было скорее проектом из любопытства: посмотреть как всё устроено, подержать в руках экземпляр своей книги и похвастаться перед друзьями.

Мой выбор пал на сервис Ridero. Я попросил иллюстратора сделать несколько картинок к моим скетчам и оформить обложку. В сервисе сверстал макет. Заплатил корректору за вычитку текста — без этого книга не может попасть для продажи в онлайн-магазины. И история началась…

Продвижение с туманными перспективами

Опубликовав свою первую книгу на площадке, я попал в цепкие лапы маркетологов. Их предложения о помощи с продвижением книги в мгновенье ока превратили меня из любопытствующего неофита в жаждущего фанфар и приближающейся славы автора. На этом моменте критическое мышление начинает отключаться, даже если ты сам отлично понимаешь, как работает маркетинг.

А он у таких сервисов выстроен очень агрессивно. После публикации тебе настойчиво предлагают дополнительные платные услуги, в частности рекламные пакеты для различных площадок. При этом в 90% случаев менеджеры не дают ответов на вопросы: какая конверсия, сколько примерно будет переходов с баннера и т.д.

Иногда после длительного общения они таки делятся какими-то показателями, при взгляде на которые с точки зрения маркетинга хочется плакать. Вот, например, переписка про продвижение книги с помощью рекламного баннера в мобильном приложении ЛитРес.

Содержание скрыто
Показать

Через энное количество уговоров и писем мне прислали такие данные:

570 рублей за переход с мобильного баннера — «отличная» цена! 

Инфо для сравнения. На LiveLib можно заказать размещение баннера на главной странице с 70к показов за 10к рублей. Статистика, в том числе и CTR, видны в реальном времени. Правда узнал я об этой возможности гораздо позднее.

Что еще интереснее, сама площадка LiveLib ассоциирована с ЛитРесом, но, видимо, нацелена уже на другой сегмент более опытных авторов.

Я прекрасно понимаю, что если продукт плох, то и продвигать его очень проблемно. Космических результатов от маркетинга книги и не ждал, но понятных и адекватных метрик, по которым возможно оценить примерный результат — вполне.

Кейс #1 «Бесплатная» озвучка от ЛитРес.Самиздата

После того как я опубликовал новую книгу на ЛитРесе, мне прилетело письмо с предложением подать заявку на бесплатное аудипроизводство произведения. Мол, если мою книгу выберут — то озвучка будет за счет сервиса. При этом сообщалось, функционала озвучания за деньги пока у платформы нет. Я радостно откликнулся — за спрос денег не берут.

Чуть позже пришло уведомление о том, что книгу выбрали для бесплатного аудиопроизводства и надо чуть подождать — месяца три.

Обещания, которым не суждено было сбыться

Менеджер уверила, что делать мне ничего больше не нужно. Когда книга будет озвучена, аудиоверсия появится на ее странице на ЛитРесе. Я с нетерпением принялся ждать обещанного.

Через три месяца аудиокнига на сайте не появилась. Я написал в поддержку вопрос, когда ждать озвучку. Оказалось всё совсем не так как обещал сервис:

Содержание скрыто
Показать
Менеджер Камиль предлагает озвучку моей книги роботом

После трех месяцев мне предложили озвучку роботом, которая еще к тому же, будет сделана через неопределенное время. Естественно, я отказался от такого предложения:

Содержание скрыто
Показать

И вот он апофеоз всего мероприятия с бесплатным аудиопроизводством от ЛитРеса:

Содержание скрыто
Показать

И далее:

Гении маркетинга

That's all folks!

Кейс #2 Офлайн-дистрибуция от Ridero

Ridero — еще один популярный самиздат сервис — конкурент ЛитРеса. Кстати, небольшой лайфхак — можно опубликовать книгу с неисключительной лицензией на каждом из самиздатовских сервисов. Площадки для дистрибуции у них на 90 % пересекаются, но c некоторыми магазинами или маркетплейсами эксклюзивно сотрудничает только какая-то одна платформа. Так вы получаете более широкий охват на разных книжных площадках.

После публикации книги я решил заказать услугу офлайн-дистрибуции книги. Вот что пишут в предложении на сайте Ridero.

Дьявол в деталях — обратите внимание на это «и/или»

Через полтора месяца получил письмо от сервиса, в котором говорилось, что Читай-город заказал 15 экземпляров книги, для того чтобы продавать в офлайн-магазинах сети.

Еще через полтора месяца я увидел, что на сайте книжной сети в продаже появилась наконец-то появилась «Вакаресасея». Никаких ссылок или указаний на офлайн-магазины, в которых продавались бы экземпляры, на странице книги не было. Написал вопрос в поддержку, и вот какой обтекаемый ответ получил, следите за руками:

Содержание скрыто
Показать

«Мы не виноваты», — как бы говорит менеджер поддержки Ridero, это всё Читай-город. Сходите к ним в терминал, ну, и вообще, внимательнее вычитывайте все условия, прописанные в договорах.

Действительно в договоре оферты есть такой пункт под номером восемь:

Вуаля!

Я написал в службу поддержки с просьбой прояснить все-таки детали. И вот какой ответ получил:

Содержание скрыто
Показать

Типа, мы исправились, а вы недопоняли. Небольшая шероховатость — с кем не бывает.

Послесловие

Работа самиздат-платформ основана на эксплуатации тщеславия начинающих и неизвестных авторов. На старте обещания выглядят манящими — вы можете почти за даром создать свою книгу, напечатать пробный тираж, подержать экземпляр в руках и рассказать об этом в соцсетях. И, действительно, все это можно сделать с помощью подобных сервисов. На этом, правда, фактически их реальная польза и заканчивается.

Затем начинается просто продажа сопутствующих услуг и допников, которые как и везде, генерируют основную долю прибыли и продаж. Прямого обмана тут, конечно, нет. Платформы используют давно проверенные способы типа «читайте договоры мелким шрифтом», обтекаемые формулировки в рекламных call-to action, замалчивание подробных условий оказания услуг.

Впрочем, ничего нового!

В определенной степени самиздат-сервисы могут быть полезны начинающим авторам. Можно немного подсмотреть, как устроено книгоиздание изнутри. Понять основные процессы работы над созданием и дистрибуцией книги. Быстро получить какой-то осязаемый продукт. Использовать такие платформы в качестве инструмента для этих целей вполне разумно.

Рассчитывать же на какие-то массовые продажи, выходы в топы книжных рейтингов или на появление тиража на полках офлайн-книжных, даже если всё это будут вам обещать самиздат-сервисы, не приходится. Для больших целей и результатов ищите другие пути.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Дарья Абрамова

Книги на ридеро и литрес.самиздат не проходят практически никакой модерации, в 99% это и впрямь графомания. Людей, готовых платить деньги за такие книги, очень мало. То есть читать то возможно кто-то и готов, но вот покупать не будут. Так что, да, эти сервисы зарабатывают на авторах, а не на читателях. Если очень хочется издаваться, опен-коллы проходят регулярно, куда-то можно и пробиться. Но денег в писательстве нет, за редким-редким исключением.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

Да, у меня нет иллюзий про деньги в писательстве. А что такое опен-коллы? )

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Абрамова

это когда издательство объявляет прием рукописей на рассмотрение и при этом нередко еще и заявляет конкретно, что ищет для публикации - жанровую литературу, нон-фикшн, рассказы и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

так, стоп, а за что тогда литрес берет комиссию в 75%? я думал она обусловлена тем, что на эти деньги он продвигает книги, а выходит, что просто за использование пары мегабайт дискового пространства?

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Берёт 75% по той причине, что если будет брать больше - графоман начнёт что-то подозревать.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

вы имеете в виду с продаж? ну вот за это всё =)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Брюм

Тут всё логично, по-моему. Ждать от самиздата огромных заработков и славы - да ну. В их маркетинг лично я попросту не верю и никогда ничем не пользовался (хотя книги издавал). Тут, скорее, именно для себя...

А насчёт "в писательстве денег нет" - ну не знаю. Полки ломятся от книг, всё такое пёстрое (кризис бумаги, краски - ага-ага). Просто литература сильно сместила векторы, стала чем-то типа доп рекламы для недопсихологов, тик-ток див и т.д. Идём от обратного, к сожалению. Но не всегда, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Абрамова

полки ломятся от книг, но гонорар у начинающего автора не больше 10 процентов от отпускной цены издательства, она сильно меньше выходной - той что в магазине. При тираже в 2-3 тысячи книг можно заработать целых сто тысяч) есть, конечно, коммерчески успешные авторы, но мало их у нас

Ответить
Развернуть ветку
Анна Стрекаловская

Да, поэтому отдавать свои права издательству, у которого налажены цепочки с магазинами, но зато не налажена прибыль автора, тоже сомнительная история. Лично знаю людей, у которых книга с издательством отлично продавалась, а денег от неё для автора нет.

Всё в руках автора, издать и продвигать

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова

Разумеется. Вряд ли издательство рискнет вложиться в большой тираж начинающего автора без собственной читательской базы. Начинают с 2000. Если книга быстро продалась, то выпускают доптираж и т.д..
Что касается роялтиз, то не ими одними жив автор издательства. В книги привлекают рекламу, если есть потенциал к экранизации, то сейчас есть спрос у кинопродюсеров (самиздат они не рассматривают), можно наработать портфолио и перейти в киноиндустрию сценаристом или писать в качестве гострайтера книги для бизнесменов и блогеров (у автора с хорошим портфолио, в котором успешные книги крупного издательства, ставка очень высокая) и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

я скорее тут про фикшен литературу рассуждаю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

ооо )) 4к уже круто )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
kseaena

Вы простите, но я не понимаю, зачем пытаться в самиздат)

У человека либо есть талант и достаточно отправить свои труды приличному издательству, либо огромная аудитория, которая очень хочет книжку на полку и сама готова всё устроить (так, кстати, бывает с блогерами из ЖЖ и fb)

Зачем проходить круги ада, если для раскрутки потом ещё маркетологи нужны...

Имхо, сейчас для писателей лучший выбор - публикация в интернете.

Подписана на любимых блогеров в ВК, причём с не очень большой аудиторией, исправно доначу по 100 рублей в месяц. Иногда прикидываю, сколько они получают со всех донов, получается недурно) для раскрутки периодически запускают рекламу по пабликам, с нею ни маркетолог, ни таргетолог не нужен

Ещё отличная площадка с книгами author today. Первая книга для читателя, как правило, бесплатная, дальше если хочешь - плати)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Стрекаловская

С издательством тоже не всё так просто. 10% с продаж слишком мало, а это доход бестселлеров, авторов которых издательство любит.

Продвижение автора и маркетинговый бюджет в руках автора, самиздат очень хорошо помогет с печатью тиража, корректурой и если есть деньги на маркетинговый бюджет, то их не надо отдавать самиздату, тогда всё хорошо

Ответить
Развернуть ветку
kseaena

Кстати да, с издательствами наслышана, что всё грустно. Поэтому ещё больше склоняюсь к тому, что электронные книги сейчас выгоднее. И для кармана автора, и для экологии))

Ответить
Развернуть ветку
newpalm54

Издательства - это братская могила. Это бездельники и халявщики. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Горн

в общем платформа направлена на заработок для компании, начальные условия очень сладкие, но реальность не такова

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Razbo

Алексей, удалось хоть заработать на любимом деле? Ну может хоть времязатраты окупились у вас, что тоже неплохо...

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

пока даже тыщу рублей роялти, которую можно вывести с сервисов не заработал ))

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Razbo

Спасибо, очевидно чисто для души занятие...

Ответить
Развернуть ветку
Real Lifetime

Аналогично.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Стрекаловская

Работала с Литрес, за 1000 рублей сделали корректуру книги.

Работаю с Ридеро, за 2500 подготовили печатный макет

Сейчас на этапе размещения книги в Ридеро. Их маркетинговые предложения взяты из прошлого века по ценам сегодняшнего. Пообщавшись с другими авторами, выяснилось, что ни одна рассылка по огромной базе их читателей не стоит своих денег. Там за 20 тыс. рублей можно заказать такую.

Я как маркетолог, понимаю, что за 20 тыс закажу рекламу в ТГ каналах, она у меня окупается и приносит прибыль

Исключительные права на книгу за нами, работаю с Ридеро только для того, чтобы книга была в онлайн магазинах, ради удобства читателей, но продавать я буду сама и ссылку давать не на Ридеро магазины, а на свой лендинг.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

они меня, конечно, зацепили обещаниями возможности попасть на полки магазинов в офлайне (

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

мысль с лендингом интересная, но на него же надо трафик лить.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Стрекаловская

да, в этом вся суть продвижения

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

А чего от озвучки роботом отказался? Угарно же, тем более если бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

низнаю) были сформированы другие ожидания) может и зря

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Добродеева

У школы "Бэнд" была в начале года классная конференция по самиздату.
Там были несколько писателей в разных жанрах, кому удалось разделить роялти между платформой самиздата и несколькими издательскими домами. Одним словом, начинали они публиковаться на платформе, потом их подхватили издательства. На мой взгляд, вполне себе история=)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

опубликовал тревел-историю на литресе. в этот раз никаких бумажных тиражей и платного продвижения. посмотрим, что сможет дать площадка без оплаты всех этих допуслуг с неизвестной эффективностью. https://www.litres.ru/book/aleksey-shabelskiy/meraba-ili-189-dney-stambule-69895129/

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова

Литрес и Ридеро полезны тем, что успешные самиздатовские книги отслеживаются редакторами крупных издательств. Если они видят, что книга хорошо продается, к ней есть интерес читателей, то выходят на автора и делают ему предложение об издании за счет издательства.
Точно такая же схема в США. Литературные агенты уже давно не читают самотек (это нереально, так в каждое агентство ежедневно приходит 10-15 тысяч рукописей со всего света). Какой смысл платить тысяче бета-ридеров, чтобы разбирали эти завалы, когда можно зайти на Амазон и посмотреть, не появился ли кто-то из интересных новичков, у которого пошли большие продажи.

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда