Как сервисы самиздата обманывают графоманов
Среди начинающих авторов и писателей большой популярностью пользуются онлайн-сервисы самиздата. С их помощью можно создать макет своей книги и отправить его в дистрибуцию на крупные книжные онлайн-площадки. С первого взгляда звучит все заманчиво и очень привлекательно для авторов, которые могут не вступать в длительные переписки с обычными издательствами, предлагая им для публикации свои творения и получая череду отказов.
Если же изучить эту кухню хорошенько изнутри, то можно сделать вывод, что подобные самиздат-сервисы просто паразитируют на тщеславии графоманов и зачастую продают им ложные обещания, формирующие у их клиентов завышенные ожидания, которым на самом деле не судьба сбыться.
У автора этой колонки накопился достаточно неоднозначный опыт за пару лет сотрудничества с такими площадками. Хочу рассказать вам про два показательных кейса. Возможно кому-то, кто раздумывает над размещением своей книги в самиздате, мои истории окажутся полезными.
Немного предыстории
Весной 2020 я собрал свои посты из Фейсбука в сборник и подумал, что этот контент можно упаковать в книгу. Я не относился серьезно к плодам своего творчества, но решил, почему бы не попробовать дать рассказам новую жизнь с помощью самиздата. Для меня это было скорее проектом из любопытства: посмотреть как всё устроено, подержать в руках экземпляр своей книги и похвастаться перед друзьями.
Мой выбор пал на сервис Ridero. Я попросил иллюстратора сделать несколько картинок к моим скетчам и оформить обложку. В сервисе сверстал макет. Заплатил корректору за вычитку текста — без этого книга не может попасть для продажи в онлайн-магазины. И история началась…
Продвижение с туманными перспективами
Опубликовав свою первую книгу на площадке, я попал в цепкие лапы маркетологов. Их предложения о помощи с продвижением книги в мгновенье ока превратили меня из любопытствующего неофита в жаждущего фанфар и приближающейся славы автора. На этом моменте критическое мышление начинает отключаться, даже если ты сам отлично понимаешь, как работает маркетинг.
А он у таких сервисов выстроен очень агрессивно. После публикации тебе настойчиво предлагают дополнительные платные услуги, в частности рекламные пакеты для различных площадок. При этом в 90% случаев менеджеры не дают ответов на вопросы: какая конверсия, сколько примерно будет переходов с баннера и т.д.
Иногда после длительного общения они таки делятся какими-то показателями, при взгляде на которые с точки зрения маркетинга хочется плакать. Вот, например, переписка про продвижение книги с помощью рекламного баннера в мобильном приложении ЛитРес.
Через энное количество уговоров и писем мне прислали такие данные:
Инфо для сравнения. На LiveLib можно заказать размещение баннера на главной странице с 70к показов за 10к рублей. Статистика, в том числе и CTR, видны в реальном времени. Правда узнал я об этой возможности гораздо позднее.
Что еще интереснее, сама площадка LiveLib ассоциирована с ЛитРесом, но, видимо, нацелена уже на другой сегмент более опытных авторов.
Я прекрасно понимаю, что если продукт плох, то и продвигать его очень проблемно. Космических результатов от маркетинга книги и не ждал, но понятных и адекватных метрик, по которым возможно оценить примерный результат — вполне.
Кейс #1 «Бесплатная» озвучка от ЛитРес.Самиздата
После того как я опубликовал новую книгу на ЛитРесе, мне прилетело письмо с предложением подать заявку на бесплатное аудипроизводство произведения. Мол, если мою книгу выберут — то озвучка будет за счет сервиса. При этом сообщалось, функционала озвучания за деньги пока у платформы нет. Я радостно откликнулся — за спрос денег не берут.
Чуть позже пришло уведомление о том, что книгу выбрали для бесплатного аудиопроизводства и надо чуть подождать — месяца три.
Менеджер уверила, что делать мне ничего больше не нужно. Когда книга будет озвучена, аудиоверсия появится на ее странице на ЛитРесе. Я с нетерпением принялся ждать обещанного.
Через три месяца аудиокнига на сайте не появилась. Я написал в поддержку вопрос, когда ждать озвучку. Оказалось всё совсем не так как обещал сервис:
После трех месяцев мне предложили озвучку роботом, которая еще к тому же, будет сделана через неопределенное время. Естественно, я отказался от такого предложения:
И вот он апофеоз всего мероприятия с бесплатным аудиопроизводством от ЛитРеса:
И далее:
That's all folks!
Кейс #2 Офлайн-дистрибуция от Ridero
Ridero — еще один популярный самиздат сервис — конкурент ЛитРеса. Кстати, небольшой лайфхак — можно опубликовать книгу с неисключительной лицензией на каждом из самиздатовских сервисов. Площадки для дистрибуции у них на 90 % пересекаются, но c некоторыми магазинами или маркетплейсами эксклюзивно сотрудничает только какая-то одна платформа. Так вы получаете более широкий охват на разных книжных площадках.
После публикации книги я решил заказать услугу офлайн-дистрибуции книги. Вот что пишут в предложении на сайте Ridero.
Через полтора месяца получил письмо от сервиса, в котором говорилось, что Читай-город заказал 15 экземпляров книги, для того чтобы продавать в офлайн-магазинах сети.
Еще через полтора месяца я увидел, что на сайте книжной сети в продаже появилась наконец-то появилась «Вакаресасея». Никаких ссылок или указаний на офлайн-магазины, в которых продавались бы экземпляры, на странице книги не было. Написал вопрос в поддержку, и вот какой обтекаемый ответ получил, следите за руками:
«Мы не виноваты», — как бы говорит менеджер поддержки Ridero, это всё Читай-город. Сходите к ним в терминал, ну, и вообще, внимательнее вычитывайте все условия, прописанные в договорах.
Действительно в договоре оферты есть такой пункт под номером восемь:
Я написал в службу поддержки с просьбой прояснить все-таки детали. И вот какой ответ получил:
Типа, мы исправились, а вы недопоняли. Небольшая шероховатость — с кем не бывает.
Послесловие
Работа самиздат-платформ основана на эксплуатации тщеславия начинающих и неизвестных авторов. На старте обещания выглядят манящими — вы можете почти за даром создать свою книгу, напечатать пробный тираж, подержать экземпляр в руках и рассказать об этом в соцсетях. И, действительно, все это можно сделать с помощью подобных сервисов. На этом, правда, фактически их реальная польза и заканчивается.
Затем начинается просто продажа сопутствующих услуг и допников, которые как и везде, генерируют основную долю прибыли и продаж. Прямого обмана тут, конечно, нет. Платформы используют давно проверенные способы типа «читайте договоры мелким шрифтом», обтекаемые формулировки в рекламных call-to action, замалчивание подробных условий оказания услуг.
Впрочем, ничего нового!
В определенной степени самиздат-сервисы могут быть полезны начинающим авторам. Можно немного подсмотреть, как устроено книгоиздание изнутри. Понять основные процессы работы над созданием и дистрибуцией книги. Быстро получить какой-то осязаемый продукт. Использовать такие платформы в качестве инструмента для этих целей вполне разумно.
Рассчитывать же на какие-то массовые продажи, выходы в топы книжных рейтингов или на появление тиража на полках офлайн-книжных, даже если всё это будут вам обещать самиздат-сервисы, не приходится. Для больших целей и результатов ищите другие пути.
Книги на ридеро и литрес.самиздат не проходят практически никакой модерации, в 99% это и впрямь графомания. Людей, готовых платить деньги за такие книги, очень мало. То есть читать то возможно кто-то и готов, но вот покупать не будут. Так что, да, эти сервисы зарабатывают на авторах, а не на читателях. Если очень хочется издаваться, опен-коллы проходят регулярно, куда-то можно и пробиться. Но денег в писательстве нет, за редким-редким исключением.
Да, у меня нет иллюзий про деньги в писательстве. А что такое опен-коллы? )
это когда издательство объявляет прием рукописей на рассмотрение и при этом нередко еще и заявляет конкретно, что ищет для публикации - жанровую литературу, нон-фикшн, рассказы и тд.
так, стоп, а за что тогда литрес берет комиссию в 75%? я думал она обусловлена тем, что на эти деньги он продвигает книги, а выходит, что просто за использование пары мегабайт дискового пространства?
Берёт 75% по той причине, что если будет брать больше - графоман начнёт что-то подозревать.
вы имеете в виду с продаж? ну вот за это всё =)
Тут всё логично, по-моему. Ждать от самиздата огромных заработков и славы - да ну. В их маркетинг лично я попросту не верю и никогда ничем не пользовался (хотя книги издавал). Тут, скорее, именно для себя...
А насчёт "в писательстве денег нет" - ну не знаю. Полки ломятся от книг, всё такое пёстрое (кризис бумаги, краски - ага-ага). Просто литература сильно сместила векторы, стала чем-то типа доп рекламы для недопсихологов, тик-ток див и т.д. Идём от обратного, к сожалению. Но не всегда, конечно.
полки ломятся от книг, но гонорар у начинающего автора не больше 10 процентов от отпускной цены издательства, она сильно меньше выходной - той что в магазине. При тираже в 2-3 тысячи книг можно заработать целых сто тысяч) есть, конечно, коммерчески успешные авторы, но мало их у нас
Да, поэтому отдавать свои права издательству, у которого налажены цепочки с магазинами, но зато не налажена прибыль автора, тоже сомнительная история. Лично знаю людей, у которых книга с издательством отлично продавалась, а денег от неё для автора нет.
Всё в руках автора, издать и продвигать
Разумеется. Вряд ли издательство рискнет вложиться в большой тираж начинающего автора без собственной читательской базы. Начинают с 2000. Если книга быстро продалась, то выпускают доптираж и т.д..
Что касается роялтиз, то не ими одними жив автор издательства. В книги привлекают рекламу, если есть потенциал к экранизации, то сейчас есть спрос у кинопродюсеров (самиздат они не рассматривают), можно наработать портфолио и перейти в киноиндустрию сценаристом или писать в качестве гострайтера книги для бизнесменов и блогеров (у автора с хорошим портфолио, в котором успешные книги крупного издательства, ставка очень высокая) и т.д.
я скорее тут про фикшен литературу рассуждаю.
Комментарий недоступен
ооо )) 4к уже круто )
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Вы простите, но я не понимаю, зачем пытаться в самиздат)
У человека либо есть талант и достаточно отправить свои труды приличному издательству, либо огромная аудитория, которая очень хочет книжку на полку и сама готова всё устроить (так, кстати, бывает с блогерами из ЖЖ и fb)
Зачем проходить круги ада, если для раскрутки потом ещё маркетологи нужны...
Имхо, сейчас для писателей лучший выбор - публикация в интернете.
Подписана на любимых блогеров в ВК, причём с не очень большой аудиторией, исправно доначу по 100 рублей в месяц. Иногда прикидываю, сколько они получают со всех донов, получается недурно) для раскрутки периодически запускают рекламу по пабликам, с нею ни маркетолог, ни таргетолог не нужен
Ещё отличная площадка с книгами author today. Первая книга для читателя, как правило, бесплатная, дальше если хочешь - плати)
С издательством тоже не всё так просто. 10% с продаж слишком мало, а это доход бестселлеров, авторов которых издательство любит.
Продвижение автора и маркетинговый бюджет в руках автора, самиздат очень хорошо помогет с печатью тиража, корректурой и если есть деньги на маркетинговый бюджет, то их не надо отдавать самиздату, тогда всё хорошо
Кстати да, с издательствами наслышана, что всё грустно. Поэтому ещё больше склоняюсь к тому, что электронные книги сейчас выгоднее. И для кармана автора, и для экологии))
Издательства - это братская могила. Это бездельники и халявщики. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
в общем платформа направлена на заработок для компании, начальные условия очень сладкие, но реальность не такова
Алексей, удалось хоть заработать на любимом деле? Ну может хоть времязатраты окупились у вас, что тоже неплохо...
пока даже тыщу рублей роялти, которую можно вывести с сервисов не заработал ))
Спасибо, очевидно чисто для души занятие...
Аналогично.
Работала с Литрес, за 1000 рублей сделали корректуру книги.
Работаю с Ридеро, за 2500 подготовили печатный макет
Сейчас на этапе размещения книги в Ридеро. Их маркетинговые предложения взяты из прошлого века по ценам сегодняшнего. Пообщавшись с другими авторами, выяснилось, что ни одна рассылка по огромной базе их читателей не стоит своих денег. Там за 20 тыс. рублей можно заказать такую.
Я как маркетолог, понимаю, что за 20 тыс закажу рекламу в ТГ каналах, она у меня окупается и приносит прибыль
Исключительные права на книгу за нами, работаю с Ридеро только для того, чтобы книга была в онлайн магазинах, ради удобства читателей, но продавать я буду сама и ссылку давать не на Ридеро магазины, а на свой лендинг.
они меня, конечно, зацепили обещаниями возможности попасть на полки магазинов в офлайне (
мысль с лендингом интересная, но на него же надо трафик лить.
да, в этом вся суть продвижения
А чего от озвучки роботом отказался? Угарно же, тем более если бесплатно.
низнаю) были сформированы другие ожидания) может и зря
У школы "Бэнд" была в начале года классная конференция по самиздату.
Там были несколько писателей в разных жанрах, кому удалось разделить роялти между платформой самиздата и несколькими издательскими домами. Одним словом, начинали они публиковаться на платформе, потом их подхватили издательства. На мой взгляд, вполне себе история=)
опубликовал тревел-историю на литресе. в этот раз никаких бумажных тиражей и платного продвижения. посмотрим, что сможет дать площадка без оплаты всех этих допуслуг с неизвестной эффективностью. https://www.litres.ru/book/aleksey-shabelskiy/meraba-ili-189-dney-stambule-69895129/
Литрес и Ридеро полезны тем, что успешные самиздатовские книги отслеживаются редакторами крупных издательств. Если они видят, что книга хорошо продается, к ней есть интерес читателей, то выходят на автора и делают ему предложение об издании за счет издательства.
Точно такая же схема в США. Литературные агенты уже давно не читают самотек (это нереально, так в каждое агентство ежедневно приходит 10-15 тысяч рукописей со всего света). Какой смысл платить тысяче бета-ридеров, чтобы разбирали эти завалы, когда можно зайти на Амазон и посмотреть, не появился ли кто-то из интересных новичков, у которого пошли большие продажи.