Уголок потребителя.

Уголок потребителя.

Архаизм или реальность?

Вопрос: Обязательно ли бизнесу оформлять уголок потребителя?

Ответ: Нужно.

1. Обязательность оформления уголка потребителя:

• для всех юридических лиц, ИП и самозанятых, которые что-то продают, производят или предоставляют услуги;

• для интернет-магазинов

2. Расположение уголка потребителя:

• в магазинах, парикмахерских, кафе и ресторанах — специальный стенд с документами;

• даже при торговле во временных помещениях, на ярмарках, с лотков необходимо наличие уголка.

На это указывает пункт 3 статьи 9 закона от 07.02.1992 №2300-1.

• правила продажи товаров в розницу должны быть в наглядной и доступной форме.

3. Содержание уголка потребителя:

• основные документы (заверенные копии): ОГРН/ОГРНИП, ИНН, фирменное наименование, лицензии, вид его деятельности, номер лицензии + срок ее действия, свидетельства о госаккредитации + ее срок действия, сертификаты, адрес нахождения;

• Для интернет-магазинов обязательно сведения: полное фирменное название, ФИО, ОГРНИП, адрес и местонахождения, email, телефонный номер => в разделе «Контакты»;

• Информация об органе, выдавшем лицензию;

• Информация об органе, выдавшем свидетельство о госаккредитации.

• Актуальная редакция закона «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 №2300-1) в бумажном виде;

• правила торговли и оказания услуг;

• режим работы;

• Книга жалоб и предложений;

• Информация об органах гос власти, которая осуществляет контроль и надзор, о территориальном органе Роспотребнадзора + телефоны и адреса + журнал проверок с отметками органов;

4. Ответственность за неправильное оформление или отсутствие уголка потребителя:

• штрафы и административная ответственность по статье 14.5 КоАП. Штрафы для предпринимателей составляют от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей, для компаний — от 30 000 до 40 000 рублей.

Номера горячих телефонов общероссийских контролирующих органов:

Роспотребнадзор — 8 (800) 100-00-04;

Федеральная налоговая служба — 8 (800) 222-22-22;

Федеральная антимонопольная служба — 8 (499) 755‑23-23;

Санэпидемстанция — 8 (800) 707-99-18.

Региональные горячие линии Роспотребнадзора следующие:

в Москве — 8 (495) 106-36-69;

в Московской области — 8 (800) 100-50-14;

в Санкт-Петербурге — 8 (812) 712-29-81, 8 (812) 571-62-00.

Если в месте реализации товара, работ или услуг отсутствует уголок потребителя, то он может предпринять следующие действия:

1. Обратиться к продавцу или исполнителю с письменным требованием оборудовать уголок потребителя.

Продавец обязан подготовить и направить ему ответ в отношении заявленных требований (п. 5 правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463).

2. Подать жалобу в уполномоченные органы государственной власти или правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности (подпункты 1, 3, 4 статьи 4 закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, п. 1 ст. 42.3 закона от 07.02.1992 № 2300-1, п. 1 ч. 1 ст. 12 закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ).

3. Обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей.

4. Направить заявление в органы прокуратуры, которые также имеют полномочия по возбуждению производства об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП, п. 3 ст. 27 закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Начать дискуссию