Отказать нельзя представить: учимся расставлять знаки препинания при запросах из налоговой

<p>ФНС планирует разработать механизмы, сокращающие необоснованное и чрезмерное истребование документов у налогоплательщиков.</p>

ФНС планирует разработать механизмы, сокращающие необоснованное и чрезмерное истребование документов у налогоплательщиков.

В ходе заседания Консультативного совета ФНС России Даниил Егоров отметил, что истребование документов и исполнение встречных проверок является серьёзной административной нагрузкой на налогоплательщиков.

Для её снижения налоговая служба начнет реформировать эти техпроцессы — будут внедрены механизмы, сокращающие необоснованное и чрезмерное истребование документов у налогоплательщиков за счет разработки алгоритмов оценки обоснованности поручения.

Процесс истребования документов (информации) на протяжении длительного времени порождает споры между налоговыми органами и налогоплательщиками. Так, несколько лет назад Даниил Егоров в письме от 27.06.2017 указал на недопущение избыточных мер налогового контроля при истребовании у налогоплательщиков документов (информации) .

В частности, в письме было обозначено: при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок следует исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Однако совсем недавно в своем письме «Об усилении контроля за истребованием документов (информации)» от 23 декабря 2021 ФНС России признала, что в последнее время все чаще фиксируются факты направления в адрес налогоплательщиков требований о представлении документов (информации) , содержание которых не соответствует действующему законодательству. Это в свою очередь порождает споры между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В частности, налоговая служба отметила, что самыми распространенными нарушениями являются не указание в требовании (поручении) мероприятий налогового контроля, отсутствие сведений о конкретных сделках, относительно которых истребуются документы (информация) , истребование документов (информации) , не относящихся к предмету проверки или не связанных с конкретной сделкой и т. п.

В связи с неопределенностью положений ст. 93.1 НК РФ, вопросом истребования налоговыми органами документов (информации) заинтересовался Конституционный Суд РФ. В своем Определении от 07.04.2022 он указал, что действующее законодательство предусматривает широкий круг контрольных полномочий с истребованием документов (информации) , осуществляемых в рамках проведения налоговых проверок и анализа полученных материалов, что предназначено обеспечить, с одной стороны, эффективность применяемых средств налогового контроля, а с другой – его правомерность, предсказуемость и сбалансированность благодаря правовому регулированию контрольных мероприятий, а также ограничениям в отношении их объема, оснований и поводов, периодичности и продолжительности, которые закон устанавливает в обеспечение прав налогоплательщиков и в защиту их законных интересов.

Однако точка в проблеме избыточного и необоснованного истребования документов (информации) не была поставлена Конституционным судом РФ. В рассматриваемом деле судьи Конституционного суда РФ решили занять нейтралитет.

Таким образом, в настоящее время проблема истребования документов (информации) остается нерешенной, что не исключает того, что налоговые органы могут продолжить направлять налогоплательщикам необоснованные и неправомерные требования.

Начать дискуссию