Сроки проведения выездной налоговой проверки 2022

Сроки проведения выездной налоговой проверки 2022

Любая выездная налоговая проверка – это вмешательство (пусть и законное) в хозяйственную деятельность компании, которое негативно сказывается на ее работе, отношениях с контрагентами и даже кредитоспособности. Поэтому вполне логично, что законодатель ограничил срок проведения выездной налоговой проверки: согласно п.6 ст.89 НК РФ он составляет 2 месяца. Исчисляется этот срок с момента принятия решения налоговым органом о проведении данных мероприятий и до дня подготовки справки о проведенной проверке по форме КНД 1165010.

Однако в той же статье сказано, что ФНС может продлить проверку до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Основания увеличения сроков приведены в Приложении № 6 к приказу ФНС РФ от 07 ноября 2018 года № ММВ-7-2/628@.

Их всего 8:

  • проверяемая организация является крупнейшим налогоплательщиком;
  • проверяемая организация имеет в своем составе несколько обособленных подразделений;
  • получение налоговыми инспекторами от правоохранительных органов (или из иных источников) информации о нарушении организации действующего налогового законодательства;
  • налогоплательщик препятствует проведению проверки;
  • несвоевременное предоставление компанией документов, необходимых для проведения проверки;
  • составление акта о воспрепятствовании доступа инспекторов на территорию налогоплательщика;
  • неявка свидетеля или переводчика, непредставление экспертного заключения, отказ контрагента или иного лица от передачи информации о проверяемом субъекте;
  • возникновение техногенных и аварийных ситуаций, затрагивающих проверяемую организацию или налоговую инспекцию (пожар, стихийное бедствие и т.д.)

Перечень оснований носит закрытый характер.

О приостановлении выездной налоговой проверки

Иногда руководитель налогового органа вынужден принять решение о приостановлении проверки. Такая необходимость возникает, например, если налоговики намерены запросить информацию у контрагентов/иностранных госорганов или провести экспертизу. Ставить проверку на «паузу» ФНС может неоднократно, но максимальная продолжительность перерыва не должна превышать 6 месяцев. Таким образом, предельная продолжительность налоговой проверки не может превышать 12 месяцев с учетом всех перерывов.

В случае приостановления проверки инспекторы не вправе осматривать помещения налогоплательщика и производить выемку, опрашивать сотрудников, запрашивать у проверяемой организации какие-либо документы. Все оригиналы документов должны быть возвращены, кроме тех, которые были изъяты во время выемки. В то же время, никто не запрещает налоговикам проводить проверочную работу на своей территории, а также запрашивать интересующие сведения от третьих лиц.

Что означает приостановление выездной проверки для налогоплательщика? С одной стороны, компания может вернуться к своей обычной деятельности, но с другой, «пауза» является тревожным сигналом, свидетельствующим о намерении налоговиков «копнуть глубже». Вполне вероятно, что после возобновления проверки на компанию «повесят» новые недоимки и штрафы. Поэтому приостановка проверочных мероприятий свидетельствует о том, что компании вскоре потребуется помощь по сопровождению выездных налоговых проверок.

Нарушение сроков выездной проверки

Достаточно часто налоговики нарушают сроки проведения выездной проверки и оформления ее результатов. И причина этого кроется в том, что само по себе затягивание сроков проверочных мероприятий не может служить основанием для отмены решения по проверке. Основания для отмены решения указаны в п.14 ст.101 НК РФ:

  • необеспечение участия налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки;
  • нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, если они привели или могли привести к принятию неправомерного решения.

Нарушение сроков фактически не влияет на правомерность принимаемого решения. Такая позиция была высказана Верховным Судом РФ в Определении от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135, и в настоящее время суды придерживаются этого мнения. А это значит, что пытаться оспорить решение налоговой только по этому основанию бесполезно.

Однако налогоплательщику не стоит опускать руки: довольно часто налоговики допускают иные нарушения, которые суды считают более существенными. Среди них, например, не ознакомление налогоплательщика с дополнительными материалами проверки, включение в решение новых оснований для доначисления налогов, которые отсутствовали в акте, рассмотрение материалов проверки одним, а принятие решения о привлечении к ответственности другим инспектором и т.д. Все эти «промахи» можно использовать для отмены итогового решения по проверке.

Не стоит забывать о юридическом сопровождении выездных налоговых проверок, хороший адвокат поможет сэкономить внушительные денежные суммы и не допустит возбуждения уголовного дела за неуплату налогов.

Начать дискуссию