{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Не давайте главбуху проверять договоры

Просто потому, что это бесполезно. Если ваш главбух не является юристом, то ему банально нечего увидеть в договоре. А если является — это совершенно другая ситуация, и сейчас не о ней.

Что мне говорили клиенты, зачем им это нужно:

  1. Однажды мой главбух действительно нашел косяк — мы неправильно указали ставку НДС.
  2. Мало ли что, я должен быть уверен, что главбух этот договор видел и несет за это ответственность.
  3. А вдруг мы там что-то не так написали.

Давайте разбираться.

В варианте 1 главбух действительно нашел неверную ставку НДС. Как она туда попала, если до этого договор должен был посмотреть юрист? Юрист не знает актуальную ставку НДС на своем предприятии? — Смените юриста. Менеджеры накосячили? — Нянькой к менеджерам можно приставить кого-то другого, кто в состоянии запомнить или записать действующую ставку НДС.

В варианте 2 мы видим желание переложить ответственность за происходящее в компании на главбуха (вместо директора, руководителя и юриста). Парадокс заключается в том, что если что-то случится из-за неправильного текста договора, то на главбуха эту ответственность «повесить» не удастся. Зато другой ответственности на главбухе хоть отбавляй, и, если он вместо своего дела занимается чужим, значит, плохой результат гарантирован и там и там.

Вариант 3 — всё таки нянька :) Да, это не ново. Большинство бизнесов «старой закалки», к которым можно отнести бизнесы, созданные ранее 2010 года, воспринимают главбуха как няньку. А типаж главбуха — женщина в возрасте и с соответствующим поведением, подтверждают что как-бы «сделано все правильно». Если компании нужна нянька — без проблем. Если же нужен главбух как член команды со своим функционалом, стоит изменить подход.

Почему главбуху договор бесполезен

  1. Главбух не имеет юридического образования — сложно понять, что обязательно в договоре, а чего можно избежать.
  2. Главбух не имеет опыта судебной работы по договорам — он просто не знает, на что смотреть и где рыть подвохи (кроме пресловутой ставки НДС).
  3. Главбух будет оценивать договор по написанному тексту, а не по сути, что может привести к печальным последствиям.

Но уж если очень хочется повесить на главбуха проверку договоров, то вот краткая инструкция.

Чему нужно научить главбуха при проверке договоров

  • Определять тип и суть договора. Научите главбуха, что тип и суть договора написана в первую очередь в предмете договора, а не в шапке.

Шапка: «Договор на оказание образовательных услуг».

Предмет: «Исполнитель оказывает информационно-консультационные услуги по обучению на курсе таком-то».

Кто нашел подвох? :)

  • Понимать, что суть договора может противоречить предмету договора.

Предмет договора: «Исполнитель оказывает рекламные услуги».

Одна из фраз раздела «обязанности»: «Исполнитель от имени клиента и за его счет пополняет аккаунты рекламных площадок».

Кто видит подвох?

Юристам предлагаю описать подвох не только с юридической стороны, но и предсказать налоговые последствия, которые это принесет за собой.

  • Проверять договор на предмет санкций. За нарушение каких пунктов какие санкции последуют.

Я планировала снять помещение под офис, и мне прислали договор аренды на 20 страницах мелким шрифтом. Пункты со штрафами были рассыпаны по всему договору, и звучали примерно так: «За нарушение обязательства, установленного пунктом 5.53 Арендатор уплачивает штраф в размере, указанном в пункте 12.32». Да, я честно прошлась по всем пунктам, убив пару дней. Обнаружила, например, штраф 1000 ₽ за неуведомление об увольнении сотрудника, у которого арендодатель должен отозвать пропуск. Или штраф 5000 ₽ за несвоевременное предоставление приказа о назначении ответственного за противопожарную безопасность арендодателю. Не за отсутствие такого приказа, а за несвоевременную передачу копии!

Или вот, недавно, увидела в договоре на оказание услуг техподдержки, которая оказывается на условии 100% предоплаты, санкции за просрочку оплаты аванса. :)

Логичное обоснование почему вторая сторона так хочет делать, мне понятны. Но так не принято, и такие договоры мы не подписываем. И вам не рекомендую.

  • Проверять порядок оплаты и порядок приемки результата услуг/работ.

Можно встретить ситуацию, когда оплата производится после оказания услуг и прохождения полной приемки по качеству, срок для которой установлен в другом разделе и составляет аж 45 дней. Вы ожидаете деньги сразу как сдали работу, или хотя бы в 5-7 дней, а вам не ранее 45 дней их планируют отправить.

  • Проверять автоподписание акта в случае отсутствия претензий. Сейчас большинство предпринимателей уже знают, что надо предусматривать автоподписание акта, но к сожалению, не во всех образцах договоров это автоподписание есть.

Должно быть написано примерно так: «Мотивированные возражения по качеству и полноте оказания Услуг принимаются на Емейл Исполнителя в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента оказания Услуги (или с момента получения акта). В случае непоступления возражений в указанный срок, Услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми без претензий, а акт подписанным».

  • Было бы неплохо добавить пункт про подписания договора по емейлу.

Совет: подавляющее большинство обменивается сначала фотокопиями, а потом только оригиналами, узаконьте это.

  • На финалочку — проверять, в каком суде вы будете судиться. Если договор не ваш, вам предложат судиться в суде по месту нахождения второй стороны.

Решите для себя, насколько значима сумма договора, и если что-то пойдет не так будете ли вы отстаивать свою позицию в суде, если да — в каком. Так, например, по договорам на сумму до 5000 ₽ я не обращаю внимания на подсудность — за 5000 я судиться не пойду даже в своем городе, поэтому этот пункт не правлю. А договор на 100 000 ₽ мне важен, особенно, если все остальное по тексту очень сильно меня «прижимает». И, если что-то пойдет не так, мне важно, чтобы суд был близко.

Но и юристы тоже косячат, не владея основами бухучета и налогообложения.

Чему стоит научиться юристам при работе с договорами

1. «Делать стойку» при виде конструкции «от имени и за счет … того-то». В этот момент вы должны понимать, что это конструкция агентского договора, и перед вами либо агентский, либо смешанный договор. Агентский договор (или элементы агентского в договоре ВОУ, подряда) полностью меняет бухучет этой сделки и полностью меняет налогообложение. Не поленитесь, позвоните главбуху и уточните — он в курсе этой агентской сделки?

2. Знать вашу систему налогообложения, ставки налогов и нюансы.

  • Если вы на ОСНО — знайте ваши ставки НДС. Оказываете услуги за границу? — можете столкнуться с конструкцией «НДС не облагается» и это будет корректно. Соберитесь с главбухом и обсудите, в каких ситуациях ваша услуга облагается НДС, а в каких нет. Запомните — “Ставка НДС 0%” и “НДС не облагается” — это две разные ставки НДС и совершенно разные последствия для бухучета и налогообложения.
  • Если у вас образовательная услуга на патенте — поговорите с главбухом: какие формулировки в договорах вам допустимы, а какие нет. Никаких «информационно-консультационных услуг по обучению», если ваш клиент — ИП на образовательном патенте, быть не может.
  • Если вы на УСН «Доходы минус расходы», возьмите у главбуха закрытый перечень наименований, которые разрешены и уменьшают налог. Сверяйте договоры с перечнем. Так, например, договоры на оказание информационно-консультационных, маркетинговых, услуг по управлению и ряд других не уменьшают налогооблагаемый доход, и как следствие, увеличивают налоговое бремя. При получении таких договоров отправляйте сигнал (звонок) главбуху и директору. Пожалуй, это единственная ситуация, когда привлечение главбуха к договору оправдано. При этом важно показать главбуху реальную суть договора, а не то, что написано в шапке.

3. Сверять настоящий порядок приемки услуг и тот, что написан в договоре. Я встречала такой порядок в одном из договоров (текст не дословно, упростила): «По окончании оказания услуг Исполнитель присылает Заказчику статистику, тот ее 5 дней рассматривает. Потом присылает отчет, его снова 5 дней рассматривают. Если претензий нет, выставляют акт и счет. На оплату дается 7 дней». По факту бухгалтерия выставляла счета и акты в последний день месяца, отчет присылали где-то до 5-го, а статистику клиенту нужно было смотреть самому в личном кабинете. И у этой компании была довольно неприятная дебиторка — клиенты вроде все адекватные, но платили как-то с опозданиями, что не нравилось владельцу.

Не согласны со мной — ваши толерантные возражения приветствуются в комментариях! :)

Нашли подвохи, о которых я спрашивала? Пишите их также в комментариях!

Автор: Татьяна Никанорова, Профдело

Наш телеграм-канал: https://t.me/profdelo

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Читайте, когда есть время, сохраняйте понравившиеся посты. Не пропускайте интересные анонсы. Ваши подписки мотивируют нас писать больше статей.

https://t.me/profdelo

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Золотов
Просто потому, что это бесполезно

С таким подходом проверять договор бесполезно всем кроме инициатора и директора

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

С таким подходом проверять договор должны:
1. юрист
2. руководитель отдела, который принес договор - по замечаниям юриста, принимая к сведению сложные моменты, но оставляя для дискуссии только принципиальные вопросы
3. Руководитель компании, если цена вопроса превышает сумму, разрешенную для подписания руководителю отдела.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К.

На протяжении 13 лет "бьюсь" с коллегами о том, что Договор должны (обязаны) согласовывать все структурные подразделения компании. Инициатор Договора так же, зачастую, не юрист, но он обязан согласовать первично Договор, на предмет своих фактических договоренностей с партнером.
Что по ДКП, что услуги, что ТЭО и 3PL, да и другие, везде необходимы все актуальные структурные подразделения для согласования. Потому что, о боже, Договор не состоит на 100% из существенных условий и других юридических условий. Даже на 50% не состоит (можно позанудствовать и найти такой договор, но я не буду).

Но тут отличное мнение - на мороз главбуха, пусть в 1С цифОрки свои считает.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Вы преувеличили. На мороз никого не нужно. Но и взваливать на главбуха то, в чем он недостаточно компетентен, как минимум, странно

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К.

Никаких взваливаний. Структурные подразделения оценивают Договор на наличие условий относящихся к их компетенции. Главбух несёт ответственность, наряду с единоличным исполнительным органом, вплоть до уголовной и если главбух не знает о сделках и их условиях, то вот тут именно нужно на мороз такого главбуха.
Я могу приводить примеры, но полагаю что вы сами понимаете, что это не примеры "о НДС". Нужно ли вот это в текущей дискуссии?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Андрей, если у вас все так четко поставлено, что каждый знает что именно он смотрит в договорах, тогда здесь нет предмета дискуссии, а вы все правильно делаете - эффективно для своего бизнеса.

В моей заметке речь идет скорее о малом бизнесе, которые не знают зачем они это делают и не знают какого эффекта ожидать. А главбух у них часто надомник или аутсорсер. А юриста вообще нет даже в аутсорсе.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда