Плюсы и минусы маркетплейсов. Как не ошибиться при выборе?

Помимо плюсов и минусов маркетплейса стоит учитывать аналитику и стратегию торговли.
Помимо плюсов и минусов маркетплейса стоит учитывать аналитику и стратегию торговли.

Очень часто мне задают вопрос о том, какой маркетплейс выбрать. Я не раз писал и рассказывал о том, что в идеале стоит диверсифицировать продажи (т.е. продавать на разных маркетплейсах и с разных складов), но этот вопрос все равно актуален, особенно для тех, кто только начинает продавать и пока может позволить себе продажи только на одном маркетплейсе.

По факту каждый из маркетплейсов имеет ряд достоинств и недостатков. Но помимо них, нужно учитывать и другие факторы, т.к. вне зависимости от того, насколько хорош выбранный вами маркетплейс, конкретно ваши продажи на нем могут не пойти. Почему? По двум основным причинам:

1. Не все товары одинаково хорошо продаются на всех маркетплейсах.

Поэтому если вы уже знаете, какой товар хотите продавать, посмотрите в сервисах аналитику статистику по его продажам на разных маркетплейсах. Продается ли там ваш товар? Хорошо ли продается? Какая активность по этим категориям? Сколько заказов? Я пользуюсь сервисом маниплейс, чтобы понять законкурированность, общий объем продаж по данной категории или товару, а вообще таких сервисов много, выбирайте, но не отказывайтесь от них. Так вы сможете избежать многих неприятных сюрпризов.

2. Не определена стратегия торговли.

Многие начинающие предприниматели, особенно те из них, кто не уделяет времени предварительному обучению, действуют наобум, не слишком хорошо представляя, куда они двигаются и зачем. Думаю, не стоит объяснять, что хорошего в этом мало. Лучше подготовиться, сейчас есть много материалов по данной теме. Приходите на мой бесплатный мастер-класс, это отличное введение в тему:

Ситуации и исходные данные у всех разные, и нужно четко понимать, какие варианты подходят именно вам. Например, если у вас есть деньги и вы готовы делать хорошие обороты товара, тогда рассмотрите более крупные маркетплейсы — Озон, Вайлдберриз, Яндекс Маркет. Используя инструменты продвижения маркетплейсов и их большие охваты, вы намного быстрее сможете сделать обороты и выйти на достойную прибыль.

А вот если денег у вас не так много и вы хотите постепенно набирать обороты, тогда можно рассмотреть небольшие маркетплейсы Казан Экспресс, СберМегаМаркет, СДЭК Маркет.

В принципе даже на крупных маркетплейсах можно начинать постепенно, не вкладывая огромных денег и плавно наращивая обороты.

А теперь коротко напомню вам про плюсы и минусы основных маркетплейсов:

1. Вайлдберриз.

По рейтингу Data Insight, это самый крупный маркетплейс в России, где продаются товары более 80 тысяч брендов. Ежедневно на сайте заключается 1,5 млн сделок. Проект сотрудничает, как с ИП и юридическими лицами, так и с самозанятыми и предпочитает работать напрямую с производителями. Комиссия составляет до 15% с каждого чека и зависит от категории товара.

Плюсы:

  • 115 тыс. пунктов выдачи и постаматов, в том числе и вне РФ;
  • своя курьерская служба;
  • нет минимального количества товарных позиций;
  • собственные склады площадью 120 тыс. кв. метров;
  • полезные сервисы для роста продаж — фулфилмент, продвижение бренда, безопасная оплата, мобильное приложение для управления бизнесом, инструменты аналитики;
  • выплаты происходят 1 раз в неделю, что очень даже удобно (не будет кассового разрыва).

Но есть и жирные недостатки: это принудительные распродажи.

Также здесь частенько теряются посылки, а ответа поддержки приходится ждать неделями. Нередки случаи, когда сайт глючит, происходят ошибки в доставках, заказах и т.п. Но все решаемо, это хорошо.

2. Озон.

Один из крупнейших маркетплейс в России. На “Озоне” можно продвигать и продавать абсолютно все: от книг и канцтоваров до бытовой техники.

Особенности маркетплейса:

  • больше 16 млн. активных покупателей;
  • комиссия от 3 до 15%;
  • 12 тыс. точек выдачи заказов;
  • специализированная реклама для партнеров;
  • удобная аналитика и отчеты по продажам;
  • заключение прямых договоров с поставщиками;
  • постоянно проводят обучающие мероприятия для партнеров;
  • дают внутренние кредиты поставщикам.

Есть 2 формата работы: доставка с собственного склада или фулфилмент от самого сервиса. Плюсы магазина в том, что здесь прекрасно работает поддержка, не теряются посылки и стабильно работает приложение (без перебоев и глюков). Выплаты — раз в 15 дней, что тоже в целом удобно.

Минусов почти нет.

3. Яндекс. Маркет.

Основная категория товаров онлайн-платформы — бытовая техника и электроника. В последние годы развиваются и другие направления.

Плюсы площадки для продавцов:

  • большая дневная аудитория — порядка 7 миллионов человек;
  • прямые продажи на площадке и возможность хранения товаров на ее складах или собственных, услуги хранения и доставки оплачиваются отдельно;
  • тарифы маркетплейса зависят от категории продаваемого товара (размер ставки на сегодня до 9%);
  • работа с производителями и продавцами, зарегистрированными как ИП или юридические лица.

4. СберМегаМаркет.

Предлагается несколько вариантов сотрудничества:

  • витрина и доставка — продавец сам доставляет заказы или выдает в своих точках, которых должно быть от 10;
  • витрина и фулфилмент — продавец комплектует заказ и отправляет его в пункты приема для доставки покупателю.

Комиссия за продажу фиксированная, зависит от категории товара и составляет 3 - 20%. Отдельно оплачивается и доставка. Собственно как и везде!

Выплаты продавец получает на следующий день после заказа. Удобно, что цены на продукцию интернет-магазины выбирают сами, как и вариант сотрудничества с маркетплейсом.

Минусы в том, что данная площадка направлена в основном на продажу техники. Но в целом там также отлично продаются и другие товары. Пусть и хуже, чем на Вайлдберриз и ОЗОН.

5. Казан Экспресс.

Хорошо подойдет продавцам, которые недавно вышли на рынок. Главная фишка маркетплейса — быстрая логистика, доставка на следующий день. Но работает маркетплейс в ограниченных районах (в настоящее время 115 городов).

Плюсы маркетплейса:

  • комиссия маркетплейса зависит от цены товара, не от категории, и составляет от 3 до 20%;
  • нет дополнительных расходов на транспортировку товаров и хранение на складе маркетплейса;
  • бесплатная съемка товаров, у маркетплейса собственная фотостудия.

Это довольно маленький маркетплейс с небольшими объемами продаж. Если найти товар, который хорошо зайдет, то можно прекрасно заработать.

___

И главный совет. Если товар у вас раскручен на одном маркетплейсе, масштабируйте его в другой маркетплейс. Это не сложно, зато продаж может быть в разы больше. Экспериментируйте и тестируйте, смотрите, что заходит лучше, а что хуже. В моей практике уже не раз бывало так, что товар хорошо продавался на одном маркетплейсе, а при копировании на другой продаж оказывалось еще больше, даже в разы.

1
Начать дискуссию