Что поможет стартапу выжить в ближайший год? Отвечаем на 6 частых вопросов

Привет. Мы проект Digital Dolina. Раньше помогали российским ребятам развивать бизнес, а с конца февраля — помогаем его сохранить. Одной из мер помощи стали бесплатные эфиры с известными предпринимателями и инвесторами. В этом материале мы собрали ответы на вопросы с одного из таких эфиров с Максимом Спиридоновым.

Максим — серийный технологический предприниматель и инвестор. Построил образовательный холдинг «Нетология-групп», вырастил его до выручки в миллиарды рублей. Сейчас в роли бизнес-ангела Максим инвестирует в технологические стартапы. В том числе и в Digital Dolina.

Итак, к вопросам.

Вопрос № 1. Кому будет проще: стартапу или большому бизнесу?

Короткий ответ: стартапу.

Не стоит обнадёживать себя: тяжело всем. Просто по своей природе малый бизнес более адаптивен. Чем ты меньше, тем проще тебе перегруппироваться и начать бежать в другом направлении.

В сравнении: крупный бизнес — скорее похож на динозавра. У него огромное тело, его нужно кормить, передвигать, а скорость реакции при этом очень низкая. Поэтому вероятно, труднее всего будет крупным компаниям в пострадавших отраслях.

У тебя отожрали полхвоста, а ты: «Что происходит? Ну-ка дайте я посмотрю». Чем ты крупнее, тем менее поворотлив.

Максим Спиридонов

Вопрос № 2. Какую финансовую подушку нужно держать на счету компании?

Короткий ответ: крайне желательно иметь запас в размере расходов компании на 4-6 месяцев.

Как больно экономика ударит по вам и как долго вы простоите на ногах — вы не знаете. Поэтому, насколько возможно, стоит запастись даже подушкой больше, чем на полгода. Для кого-то наверняка прозвучит нереалистично, но это важно постараться сделать.

Мы внутри шторма, огромного шторма, как с картины Айвазовского: рвёт паруса и ломает мачты. В этой ситуации нужно привязать себя к этим мачтам и делать то, что можешь делать. Помогать своим близким. А потом, когда немного уляжется, — разбираться, что дальше и что стало возможным в новой реальности.

Максим Спиридонов

Вопрос № 3. Сейчас все повышают цены. Но никто не покупает — может быть, наоборот, стоит их снизить?

Короткий ответ: стоит снижать.

Точнее, продумать более дешёвый продукт. В ситуации любого экономического кризиса мы думаем прежде всего о выживании. А выживание — это продукты первой необходимости по минимальным ценам.

Всё, что выше этой планки, — требует большего размышления, чем раньше. И чем выше планки первой необходимости, тем большего размышления требует продукт.

У людей нет денег. А если есть — они боятся тратить. Так что классический принцип в кризисах — стараться заходить на максимально широкие и дешёвые рынки. Если можно, демпинговать. Главное — не наступать себе на горло.

Вопрос № 4. Стоит ли заморозить новое направление, под которое мы как раз искали инвестиции?

Короткий ответ: да.

Прогнозировать и строить долгосрочные планы почти нереально. Поэтому всё, что не даст возврата на вложенные усилия на горизонте 1-2 месяцев, стоит заморозить.

Так мы, собственно, делаем во всех российских компаниях, где я акционер и инвестор.

Максим Спиридонов

Вопрос № 5. Останется ли качественный сервис преимуществом, или теперь важна только цена?

Короткий ответ: останется, но мало где.

Чем хуже людям в тяжёлой ситуации, тем быстрее они теряют налёт культуры. Когда нам придётся биться за выживание, клиентский сервис отойдёт на второй план.

Кто-то попытается отстаивать эту историю. Как музыканты на Титанике, они будут продолжать упорно делать своё дело и делать его хорошо. Например, клиентские службы поддержки.

Максим Спиридонов

Как быстро и как сильно деградирует клиентский сервис, зависит от двух факторов.

Первый фактор — как глубоко просядет каждая отдельная отрасль. Чем глубже — тем менее важна работа с клиентами и более важна цена. Может оказаться, что не только сервис, но и продукт больше не нужен: он ведь не первой необходимости.

Второй — как сильно будет страдать отрасль. Чем меньше — тем более важным останется клиентский сервис.

Мы все как потребители привыкли к хорошему отношению и, конечно, будем ждать этого и дальше. Но только когда у нас будет возможность выбирать, а она будет не везде и не всегда.

Бизнес в такой ситуации понять несложно. Одни компании вымрут, устранив конкуренцию. Другие — будут вынуждены продавать по низким ценам с низкой маржой. Чтобы не работать себе во вред, им придётся сокращать штат и расходы: в том числе отказаться от клиентской поддержки.

Вопрос № 6. Стоит ли вообще открывать стартап?

Короткий ответ: да.

Принципы создания стартапа остаются без изменений в любой ситуации. Главный принцип такой: должно быть пространство возможностей.

Обычно пространство возможностей — это про рынок. Если он растёт или трансформируется, значит, возможности есть. Яркий пример: рынок онлайн-образования пережил кратный рост за время пандемии.

Что происходит сейчас? Закрываются зарубежные компании и совместные предприятия. Появляется пространство возможностей в импортозамещении.

При этом надо быть предельно осторожным и дважды подумать, потому что в кризисе эти окна возможностей могут так же быстро схлопываться, как открылись.

Максим Спиридонов

Спасибо, что прочитал — надеемся, что тебе было полезно. Если у тебя есть другие вопросы, задай их на одном из следующих эфиров. Чтобы не пропустить анонсы, подпишись на наш Telegram-канал.

88
3 комментария

Переезд.

2
Ответить

Про это очень много спрашивают. Напишем обязательно!

Ответить

Как всегда, ценные советы супер успешного эксперта: "делайте хорошо, не делайте плохо".

Ответить