Заразный успех

Вы наверняка видели этот ролик. Вагон метро. Унылые пассажиры едут по своим делам, кто погруженный в чтение, кто в дремоту, кто в размышления. На станции в вагон заходит мужчина, садиться рядом с африканкой и начинает тихонько смеяться. Через некоторое время он уже не может сдерживаться и начинает откровенно хохотать в голос. К нему один за одним начинают присоединяться другие пассажиры вагона. И вот уже весь вагон заливается, ни в чем себе не отказывая.

Отрывок из короткометражного фильма "Заразительный смех в метро"

Вы наверняка можете вспомнить подобные ситуации из вашей школьной, студенческой жизни, или нечто подобное могло произойти в вашем офисе.

Это так называемое Эмоциональное заражение. Ситуация, когда один человек в компании может испортить всем настроение, или наоборот - один весельчак расшевелить унылую толпу.

Этот эффект также называют эффектом вечеринки или эффектом похорон соответственно.

Вы приходите на вечеринку в подавленном состоянии: утром встали не с той ноги и весь день не задался. А тут пришли на вечеринку, все зажигают, танцуют, смеются, и вот уже и вам весело и хорошо.

Или на похоронах. Даже если человек пришел в прекрасном настроение на похороны, его все равно накроет волной скорби и печали.

При чем тут успех, скажете вы?!

Итак, давайте разбираться, что за эмоциональное заражение, причем тут успех, и с какого места тут стоит маркетинг?

Всегда надо четко знать, что если мозг наш делает какую-то дичь, то сто пудов это было создано для нашего выживания. По-любому без эволюционных процессов тут не обошлось.

Вернемся к ролику в метро. На самом деле это короткометражный фильм француженки Кристиан Ламберт.

Я уверена, пока вы смотрели начало ролика, вы если не засмеялись, то как минимум улыбнулись, хотя бы даже мысленно.

Однако прислушайтесь к себе….

Не кажется ли вам все происходящее на экране каким-то стремным, странным и пугающим? Почему мы так чувствуем? Потому что мы понимаем: это толпа и она заражена. Эмоционально.

Чаще всего эмоциональное заражение происходит именно в толпе, оно плохо контролируемо и автоматизировано.

И одно дело, когда индуктор - зачинщик заражения - это смеющийся человек, а другое дело, когда индуктор - человек, который сеет панику.

Мы - стадные существа. Для сохранения жизни сбиваемся в стаи. И считываем настроение друг друга. Один если чувствует опасность, другие также начинают ее чувствовать автоматически, потому что это может спасти жизни всей группы. Это происходит за счет так называемых зеркальных нейронов - специальных клеток мозга, которые могут считывать настроение другого человека.

Ну, например, если с работы не в духе возвращается ваш супруг или супруга , то вы быстро считываете его настроение. Это происходит как раз за счет зеркальных нейронов.

Именно так происходит и в группе. Человеку не нужно вербально ничего объяснять, он все считает интуитивно.

И да, есть люди, которые по разному восприимчивы к такому эффекту: кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Это зависит от многих причин - интеллекта, опыта, уровня эмпатии.

И при этом еще надо понимать, что эмоциональное заражение с значительно большей вероятностью произойдет на негативных эмоциях. И это логично: вдруг это опасность? вдруг это хищник, или змея? нужно быстро среагировать.

Если бы приоритет отдавался расслаблению, то мы бы с вами вряд ли выжили.

Мы моментально включаемся на опасность, достаточно буквально одного слова. Например, КАРАУЛ!

А вот чтобы успокоить, нужно порядка 15 итераций воздействия.

Эффект толпы нас защищает. “Если все побежали - надо тоже бежать. Иначе останешься в опасности и один. Племя не может ошибаться, скорее всего ошибаюсь я. А меня за ошибку изгонят, а нам это не нужно”. Именно так думает наш мозг, когда поддается эффекту заражения толпы.

А теперь давайте представим, что будет, если человек будет часто подвергаться повторяющимися воздействиями? Постепенно это начинает казаться для него объективностью, человек к этому привыкает.

На самом деле редко у людей по какому-то поводу есть собственное мнение.

И часто то, что он думает является его мнением - это сформированное школой, родителями, двором, телевизором, интернетом мнение. То, как его научили думать.

И даже когда человек собирается на вечеринку, он уже полагает, что вечеринка - это весело, и ему будет там классно и здорово. Сам себя программирует на определенные эмоции, и идет на вечеринку с определенным настроем.

Да, мы понимаем, что мы выполняем некоторое самопрограммирование. И эмпатия в этом смысле - это когда человек входит в состояние другого, несколько секунд это переживает, как другой, потом отстраивается, и переходит в состояние нейтральности.

А есть люди, которые никуда не заходят. Они просто не понимают, зачем это, считают это слишком утомительным для себя. А есть наоборот те, кто заходит, а выйти не может. И застревают там. Застревают в сочувствии, застревают в гневе, застревают в драме.

В группе такими вещами можно управлять. например не просто сборище людей, а, скажем на парадах - во время марша ритмическая ходьба, личность растворяется, выходит не первый план общественное - “я такой как другие”. Такую группу легче запрограммировать.

А если в группах остаются люди, которые могут не поддаться заражению толпы, то такую особь толпа начинает выталкивать. Он оказывается вне толпы.

С эволюционной точки зрения все понятно. Человек легко и быстро заражается страхом, и в страхе он опирается на эмоцию стаи, а вот с успокоением сильно сложнее - тут он больше должен опираться на себя.

Эквадорский пример эмоционального заражения.

1949 год - город Кита Эквадор. Эквадорская радиостанция выпустила радиоспектакль о вторжении инопланетян. начало спектакля звучало поистине устрашающе: “Мы прерываем нашу трансляцию, чтобы сообщить новость о том, что согласно сообщениям наших репортеров, огромный шар, дым и огонь опустились на город Латакунга. На нас напали инопланетяне!”

Люди были просто в шоке! Они, конечно, поверили в реальность происходящего. Радио спектакли в Эквадоре в те времена еще не были распространены и люди даже подумать не могли, что это может быть спектакль.

Сообщения о якобы происходящем вторжении инопланетян вызвали настоящую панику среди населения Кито.

В результате этой паники и последующих беспорядков произошли серьезные последствия. Когда обман стал очевиден, возмущенные слушатели направили свой гнев на радиостанцию. Люди вооружились камнями, стали кидать их и подоженные газеты в окна радиостанции, и да, здание загорелось. Работники радиостанции выбрасывались из окон, пытаясь спастись от огня, в руки разъяренной толпы! 6 погибших и очень много раненых.

Один из примеров, как люди поддались эмоциональному заражению.

Сперва страх и паника. Потом злоба и агрессия.

Информационная гигиена сегодня

Сегодня, в эпоху соц.сетей и информационных войн максимально важно понимать, как устроено эмоционально заражение.

Информационная гигиена не равно игнорирование ситуации.

Если вы прочитали что-то и вдруг испытали страх - это сигнал эволюционной системы. Но в наши дни с бешенной скоростью распространения информации мы часто испытываем страх даже в ситуациях, когда нам на самом деле ничего не угрожает, просто можем заразиться тревогой.

Думаю, многие из нас ловили себя на том, что попадали в новостные ловушки. Мы ловим эмоции страха, но мы не можем остановиться и продолжаем читать новости. Так называемая иллюзия контроля: если я ничего не упущу, то я выживу - так говорит с нами наш мозг.

Но сегодняшние потоки информации настолько мощные, что очень важно уметь совладать с собой. Важно уметь задавать себе вопросы: - что дает мне эта информация: наполнение или истощение?

Важно понимать, что наше эмоциональное состояние - это целиком и полностью наша ответственность. Важно снизить риск эмоционального заражения, не бежать за толпой. И вообще не понятно, там хоть кто-то отдает себе отчет в том, что происходит?

А теперь остановитесь и задумайтесь над всем тем, что вы прочитали выше. Задумайтесь, я тоже посадила вас на эмоциональные качели, использовала метафорические приемы, сторителлинг, чтобы “раскачать” вас.

Чтобы под возникшее легкое чувство тревоги начать основную тему - про успешный успех и маркетинговые манипуляции с ним?

Так как раз поступают все торговцы идеей успешного успеха.

Они как раз являются “заразными” индукторами. Хорошо понимающими, как раскачать толпу, как включить тот самый эволюционный страх, после которого вам покажут, сколько людей уже в предзаписи, сколько уже купило (покажут направление толпе, куда надо бежать), и по дороге подскажут, в какой банк забежать за кредитом, пока вы в своем эволюционном беге получили эмоциональное заражение и мечтаете только об одном - спастись, не быть исключенным, не быть уродом.

Мне очень жаль, что раскачивая эволюционные механизмы мы так надругались над понятием успеха.

Давайте сейчас остановимся. И выключимся полностью из эмоционального заражения. Как это делать? Ответ банален, но - просто включить разум. Начать задавать себе вопросы и отвечать на них. Обычная техника заземления. Кто я? Где я сейчас нахожусь? Что есть вокруг? В чем моя опора?

Ответы на вопросы не дают затянуть себя в воронку эмоционального заражения.

У нас только одна жизнь и только от нас зависит, как мы ее будем проживать.

От нас зависит, к какому успеху мы будем идти.

Ведь успех бывает очень разным.

Молодой человек устроился в компанию младшим специалистом, активно трудился, очень быстро шел по карьерной лестнице. Через несколько лет он уже возглавлял целый департамент. Сам он себя считал успешным человеком. Мать гордилась достижениями сына. Какой стремительный успех!

А подчиненные его тихо ненавидели, зная, через сколько голов он переступил, чтобы оказаться в своем кресле.

Успех бывает зависит от того, с какой стороны на него смотреть?

Роман Костамаров. Успешный спортстмен. Легенда! Любимец всей страны. Его спортивные успехи - гордость нации. Потом случается драма. Сейчас его успехи стали личными - научился ходить, поднял протезом теннисную ракетку, смог встать на лед. И, возможно, на достижение этих успехов ему потребовались усилия, кратно большие тем, которые вложены в спортивные победы. Нам неизвестно. Но мы инстинктивно видим силу духа Романа и испытываем уважение к его успехам.

Давайте поразмышляем об успехе вне расставленных всюду эмоциональных качелей и маркетинговых манипуляций.

Что такое успех?

Обратимся к этимологии слова.

в словаре Д.Н. Ушакова

УСПЕ;Х,

1 значение. Удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. «Наши успехи в области социалистического строительства действительно огромны.» Цитата Сталина.

Иметь успех. Добиться успеха. Поиски увенчались успехом. Долго добивался, но без успеха. Попытка не имела успеха. Желаю вам полного успеха.

То же об удачи в военной операции, успехом можно назвать победу. Правильная подготовка операции - залог успеха. Развернуть первый достигнутый успех в окончательный разгром. Удачно развивать успех. «Слух о его успехах снова распространился.» Пушкин.

Во множетвенном числе - успехи- принято говорить о школьном учении, успеваемости.

2. значение. Признание удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-нибудь, чьих-нибудь достижений. Пьеса имела заслуженный успех. Выставка пользуется огромным успехом. Первый успех вскружил голову молодому певцу. Шумный успех. Повсеместный успех книги.

3. значение. Внимание общества к кому-нибудь, признание чьих-нибудь достоинств, а также удача в ухаживании, флирте и т.п. «Мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера.» Пушкин.

Смотрим словарь синонимов: УСПЕХ – это достижение, победа, удача, завоевание, триумф; счастье; признание, фурор, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат. Противоположное значение – антонимы: неудача, поражение.

Сравним со словарём Владимира Даля. Это более отдалённая эпоха, почти за сто лет до словаря Ушакова, успех находится в гнезде слова УСПЕВАТЬ.

успеть в чем, иметь успех,

удачу, достигать желаемого.

Он успевает в науках. ||

Успеть куда, поспеть, быть к сроку.

Успеть сделать что, удосужиться,

управиться, сделать своевременно.

Не успела я работу кончить.

Успею, так приду, а нет, так не взыщите.

Не успел я оглянуться,

а его уж и нет тут!

Не успеет стриженная девка

косы заплести, скоро, живо.

Успеться. Как успелось, так и допелось, как сумели, смогли.

Успеванье. Успех, успешка, спорина в деле, в работе;

Вы чувствуете едва уловимую разницу смысла слова сегодня и 100 лет назад?

Сегодня признание, достижения, одобрения окружением.

100 лет же назад - успеть, смочь, справиться.

Каким образом так получилось, что слово обросло стремлениями быстрее, выше, больше, дальше, что мы стали так внимательны к рейтингам достижений.

Вообще концепция рейтингов в современном понимании начала формироваться лишь в XX веке.

Рейтинги

Один из самых известных и давних примеров - это рейтинг богатейших людей мира от журнала Forbes, который был впервые опубликован в 1987 году. Этот рейтинг до сих пор является одним из наиболее авторитетных и широко обсуждаемых.

Заразный успех

Что касается компаний, то одним из самых известных рейтингов является список Fortune 500, впервые составленный журналом Fortune в 1955 году. Этот рейтинг включает 500 крупнейших корпораций США по объему доходов и является важным индикатором делового успеха в мире.

Конечно, подобные рейтинги и списки в той или иной форме существовали и ранее, но они не имели такой стандартизации и широкого распространения, как во второй половине XX века. С развитием СМИ и глобализации данные рейтинги стали более известны и влиятельны во всем мире.

Но что привело к возникновению рейтингов? Давайте отмотаем сильно дальше.

Успех в Древней Греции.

До Древней Греции, например. Уже тогда мыслители задумывались о воспитании людей, которые смогут сделать государство сильнее.

Платон в основе воспитания видел музыкальное и гимнастическое образование. С помощью первых воспитываются моральные качества, а с помощью вторых - физические.

Заразный успех

В идеале гражданин должен представлять собой добродетельного, физически развитого, подготовленного в военном отношении человека. Платон считает, что помимо различных упражнений, для ребенка важен пример старших: “Детям нужно завещать не золото, а высокую сознательность, которую они получат только в том случае, если старшие постыдятся перед младшими в своих действиях“. Платон явно руководствовался примером Спарты. Сила тела, беспрекословное подчинение старшим, послушание богам.

Аристотель предлагает совершенно новый подход к вопросу образования. Он утверждает, что добродетель заключается в сдерживании страстей и управлении ими с помощью разума.

Заразный успех

Феодальный период не привнес изменений в систему воспитания успешных людей.

Зарождение капитализма и успех.

А вот с приходом капитализма и развитием крупной промышленности и торговли начался новый период в формировании личности. Бурный рост, постоянно возникают потребности в новых специалистах, срочно нужно развивать новые навыки и получать новые знания.

Заразный успех

Проверенных технологий нет, все рождается здесь и сейчас. И это, конечно, шанс проявить свои таланты и вырасти в профессиональном или управленческом плане вне зависимости от своего социального статуса. Появляются сильная техническая интеллигенция, высококлассные рабочие. Вот так начинает формироваться понятие Успеха.

Зарождение американской мечты.

Следующим шагом в развитии Успеха, каким его принято считать сегодня, стало зарождение Американской мечты. В 1776 году была объявлена независимость и свобода. Люди обратились к своим творческим началам, вдохновленные надеждой проявиться в этот мир.

США виделась миру как уникальная страна, где нет королей и знати, а значит в ней не будет классовых различий. С религией также все достаточно свободно и терпимо. Нет тысяч законов, традиций, правил - вот уже где настоящая свобода для творчества, предпринимательства, самовыражения!

Заразный успех

Из-за всего этого мир стал называть Штаты страной свободы.

Конечно, американцы умеют распиарить все, что им нужно. Так во второй половине 19 века плодовитый писатель-таблоид Хорашио Алджер вывел американскую мечту в массовую культуру. В его романах чистильщики сапог становились миллионерами, поэтому тема Золушки приобрела новое звучание.

К концу 18-го века Соединенные Штаты стали промышленно развитой страной и стали ведущей промышленной державой мира.

И как в книгах Алджера появились реальные предприниматели, сделавшие себя в нуля. Они стали символами американской мечты.

Например, известный промышленник Эндрю Карнеги был эмигрантом, родом из бедной семьи, толком без образования, но он работал-работал, и стал богатейшим человеком в мире, политиком, филантропом.

Появление таких людей, как Эндрю Карнеги, Генри Форд и многих других, еще больше укрепило американскую веру в то, что каждый может честно достичь процветания в жизни.

А задумывались ли вы, откуда пошло выражение “Американская мечта”?

Она возникла из-за пера историка Джеймса Трасло Адамса, который в 1931 году опубликовал книгу Эпос об Америке.

В этом году Штаты пережили тяжелый экономический кризис - Великую депрессию. Адамс попросил издателя назвать книгу Американская мечта, но издатель отказался - настоящий американец никогда не потратит 3,50 доллара на мечту!

Они поспорили, но Адамс проиграл издателю, однако описанный в книге термин закрепился в умах американцев и разлетелся по всему миру с помощью грамотного пиара (не книги, самой страны. Да-да, уж что-что, а пиариться Америка умеет получше нас).

концепция Американской мечты гласит, что каждый, обладающий способностями, энергией и упорным трудом, может добиться успеха в жизни - и, более того, добиться успеха совершенно честно.

Таким образом, акцент в понятии успех окончательно сместился в сторону личных качеств человека.

Чтобы еще больше понять природу успеха сегодня, давайте залезем в самую глубину -

Иерархию человеческих потребностей

Физиологические потребности: все, что нужно человеку для поддержания жизни - еда, вода, кров, секс. Эти потребности так важны, потому что без их удовлетворения сама жизнь всего человечества находится под угрозой исчезновения.

Ну, и удовлетворение физиологических потребностей - это к тому же очень весело и приятно)

Заразный успех

Потребность в безопасности: этот уровень включает чувство защищенности, безопасную рабочую среду, здоровье и безопасность, а также стабильность.

Ох, последние годы понятие безопасности и стабильности становятся все более шаткими!

Социальные потребности: человеку необходимо социальное взаимодействие с другими людьми, он стремится стать частью команды, хочет испытать любовь и дружбу других представителей человеческого рода. Конечно, некоторые из нас, к сожалению, вынуждены подолгу находиться в специальных помещениях для охлаждения излишне агрессивных личностей - в тюрьмах и на гауптвахте!

Потребность в признании: люди хотят чувствовать, что их самих и их деятельность ценят другие. Это заставляет их добиваться признания своих заслуг и уважения от незнакомцев.

Потребность в самовыражении: эта потребность возникает в поисках смысла существования. Он занимает высший уровень иерархии Маслоу и может быть достигнут только после того, как будут удовлетворены все остальные уровни пирамиды потребностей.

Маслоу говорит, что физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности - на 70%, потребность в групповом расположении - на 50%, потребность в уважении и одобрении - на 40%. Самореализацию достигают примерно 10% людей.

Человек может достичь полной реализации в одних сферах жизни и полностью деградировать в других.

Увы, такое часто мы видели в биографиях многих, многих великих людей.

Что любопытно, человеческие потребности не возникают изолированно одна от другой. И удовлетворяет он их НЕ независимо от других

Одни предпочитают реализовывать одни потребности в ущерб другим (успешная карьера - в ущерб счастливой семье и здоровью, или семья в ущерб профессиональной самореализации), другие стараются удовлетворить весь спектр потребностей, иногда в ущерб выдающимся достижениям.

Дауншифтинг.

Сейчас расскажу про один феномен, который следует из стремлений удовлетворить жажду успеха.

феномен, начавший свое развитие с 80-х годов 20 века - Дауншифтинг.

Дауншифтинг – это когда человек решает «сбавить обороты» в погоне за карьерой и деньгами, чтобы жить более спокойной и осмысленной жизнью. Вместо того чтобы работать на износ ради большого заработка или повышения по службе, дауншифтеры выбирают что-то, что действительно им нравится, даже если это приносит меньше денег.

Заразный успех

Почему люди решают сбавить обороты? Построение карьеры (читай - достижение успеха) - дело энергозатратное - корпоративная этика требует многого, давая взамен только деньги и статус, которые для человека значат не все.

Потому достаточно часто люди на работе буквально сгорают и уходят в более спокойную жизнь. Нет, это не отрицание успеха, денег, достижений. это скорее про балланс и про понимание, что деньги и карьера - традиционные мерила успешности в обществе потребления - по сути - не лучшее мерило.

Как же измерять успех? что выбрать критериями?

Во-первых, очевидно, что пока человек голоден, постоянно испытывает жажду, живет в постоянном риске наводнений или землетрясений, то у него вряд ли возникнет желание создать нейросеть, написать ноктюрн, одеться красиво, построить машиностроительный завод.

Критерии успеха можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним критериям можно отнести видимые достижения человека:

  • материальное благополучие;
  • признание и известность в профессиональных кругах;
  • общественное признание (награды, звания);
  • доступ к финансовым ресурсам для реализации своих идей и планов;
  • крепкое здоровье, физическая привлекательность.

Внутренние критерии:

  • удовлетворенность своей жизнью (работой, семьей, финансовым положением, отношениями и т. д.);
  • творческая реализация личности;
  • трансперсональная реализация - это творческий вклад в культуру, искусство и развитие общества);
  • ощущение своей потребности и способности помогать другим людям, удовлетворять их потребности,

Конечно, главный критерий - это чувство удовлетворения от жизни.

И переходя к выводам, первое, что хочу сказать. Сперва нужно просканировать себя - нет ли на вас некоего эмоционального заражения. Не увлечены ли вы в ловко-закрученную кем-то маркетинговую воронку?

Наладить состояние диалога с самим. Так лучше слышно именно себя, свое внутреннее Я.

Человек это как сложная головоломка, в которой много всего происходит одновременно. Иногда то, что мы хотим на самом деле, и то, чего мы боимся, может идти вразрез друг с другом. Вот, например, человек хочет повышения на работе, но в глубине души боится лишней ответственности и стресса. В итоге, эти противоречия могут помешать продвигаться вперед.

К тому же, у каждого из нас есть свои таланты, которые стремятся найти свое выражение. Но если человек не использует эти таланты, они могут создавать внутренний дисбаланс, как будто он не полностью используешь свой потенциал.

Ли Кэрролл в своей книге "Дети индиго" писал, что в будущем работодателям будет выгоднее нанимать людей, которые не просто профессионалы, но и гармоничные личности. Потому что когда у человека нет внутренних конфликтов, он работает эффективнее.

Гармоничный человек – это здоровый, счастливый и успешный человек. Такой человек использует свои способности на полную катушку, что приносит пользу всему обществу. Ведь именно реализация талантов каждого из нас заставляет общество двигаться вперед. Вот почему гармония в себе – это ключ к успеху.

А считаете ли вы себя успешным человеком? В чем ваши таланты? Давайте общаться в комментариях.

Начать дискуссию