{"id":13468,"url":"\/distributions\/13468\/click?bit=1&hash=45ef23c56b3eec5cbe053b7d8b15fd3185768f3a7da61ab8bc8bd0e7c90055c7","title":"\u0414\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043f\u0438\u0448\u0435\u0442 \u043d\u0430 Java \u0438 \u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0441\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e \u043c\u0435\u043d\u044f","imageUuid":"2b70606f-740c-5d85-8a71-8a33c5f66557","isPaidAndBannersEnabled":false}
Реестр русского ПО

Чем заменить Arial и Times New Roman?

Денис Золотарёв, дизайнер проекта Реестр русского ПО, составил обзор шрифтов, доступных в России.

В пакете с пакетами антироссийских санкций появилась новая инициатива — запрет на покупку и использование шрифтов компании Monotype (к слову — мирового монополиста с гигантской долей рынка). Для тех, кто слышит это название впервые, можно сказать проще — Times New Roman, Arial, Tahoma и Verdana нам больше недоступны (как и десятки тысяч других, впрочем кириллицей обладала лишь малая часть из них). Важность этих четырёх шрифтов в том, что они до сих пор составляют значительную часть шрифтового ландшафта и визуальных коммуникаций (не только в России, но и в мире). Times New Roman и Arial используются в основном в деловой документации и печатной продукции, Tahoma и Verdana — в интернете.

Дисклеймер: из операционных систем и пакета MS Office эти шрифты вряд ли в ближайшее время пропадут, но с обновлениями — кто знает.

Конечно, есть альтернативы и нет технических ограничений к их использованию, но «дефолт-шрифтами» до сих пор является именно эта четвёрка.

Поэтому хочется сразу ответить на вопрос, звучащий в заголовке. Ответ: ничем. Потому что запрет на Arial и Times New Roman это наверно лучшее, что могло случиться с российским шрифтовым рынком. И дело здесь не столько в импортозамещении, сколько в их посредственном качестве (особенно кириллической части), о чём много лет говорили все российские профессионалы. Этого нельзя сказать о Тахоме и Вердане: они, напротив — весьма высококлассные шрифты, но морально устаревшие.

Таким образом, Arial и TNR не нужно «заменять», подразумевая под заменой «поиск максимально похожего аналога». Можно взять другие, более качественные гарнитуры, решающие тот же спектр задач.

Давайте посмотрим, что предлагает российский рынок.

В этом обзоре только «шрифты общего пользования», закрывающие подавляющее большинство задач (ранее решаемых вышеуказанной «четвёркой»).

Ещё один дисклеймер: многие хорошие гарнитуры с кириллицей не упомянуты потому, что несмотря на российских авторов кириллической версии, правами на них владеют западные компании, как в случае бесплатного Spectral от Google Fonts (и других шрифтов от GF). Соответственно — сохраняется риск блокировки.

Бесплатные российские альтернативы

Семейство PT

PT Sans (http://rus.Paratype.ru/pt-sans-pt-serif)

На мой взгляд, лучшей бесплатной* альтернативой сейчас является семейство PT от Paratype (старейшей российской словолитни). Оно включает в себя PT Sans (без засечек), PT Serif (с засечками) и наиболее интересный для it-сферы PT Root, специально разработанный для веб-дизайна и интерфейсов. Кстати, он прекрасно справляется и с другими задачами (а также подойдёт на замену Roboto от Google, в случае его блокировки). Также в семье есть Mono начертание, которое может подойти разработчикам для набора кода.

PT Root (https://vk.com/video-36209322_456239167)

*Внимание, в семействе PT помимо бесплатных имеются также платные PRO-версии

Astra Serif и Astra Sans

Astra Serif и Astra Sans, также от Paratype, созданы по заказу разработчика операционных систем «Astra Linux» АО «НПО РусБИТех» на основе начертаний шрифта PT Sans и PT Serif, модифицированных таким образом, чтобы они подходили под стандарты оформления документов, эталоном ёмкости для которых является Times New Roman.

По визуальным характеристикам практически идентичны оригиналам.

Golos

Ещё одна бесплатная альтернатива, снова от Paratype — семейство Golos, разработанное специально для использования на различных государственных ресурсах по инициативе компании AIC.

Golos (https://www.Paratype.ru)

На этом список бесплатных альтернатив придётся закончить — качественных гарнитур с развитой системой начертаний и обширной кассой знаков (которые могут закрыть все потребности дизайнеров, редакторов и программистов) пока мало. Но перспективы открываются неплохие.

Платные российские альтернативы

Pragmatica

Pragmatica от Paratype, известная как «Русская Гельветика» — изрядно потрёпанная временем, но всё ещё живая классика. Использовать её в современном диджитал-дизайне затруднительно, но для официальной документации подойдёт. Плюсы: огромное число начертаний.

Pragmatica (https://www.Paratype.ru/fonts/pt/pragmatica?tab=packages&popup=gallery)

Newton

Шрифт Newton, также от Paratype, создавался как замена Times New Roman и максимально копирует его характеристики, обладая более выразительными наклонными и жирными начертаниями.

Newton (https://www.Paratype.ru/fonts/pt/newton?popup=gallery)

School Book

Ещё один классический шрифт Paratype, School Book. Обладает более вычурным характером и мягкими формами, чем Newton, но имеет узкие начертания и используется там, где не требуется максимальная строгость подачи.

School Book (https://www.Paratype.ru/fonts/pt/schoolbook?popup=gallery)

Kazimir

Шрифты Kazimir (для заголовков) и Kazimir Text (для сплошного текста) — неустаревающие хиты от самой модной российской студии CSTM Fonts (магазин type.today). Не смотря на кажущуюся экстравагантность умеют быть очень строгими. Kazimir Text используется, например, на текущем сайте РБК.

Kazimir (https://type.today/ru/journal/kazimir-in-use-95c59eec-41ff-49e9-a14a-97a37d4f9ef6)

Семейство RIA Typeface

Разработанное по заказу агентства РИА Новости в 2014 году, семейство RIA так и не пошло в работу по прямому назначению, поэтому сейчас свободно продаётся на сайте type.today. Включает довольно разнообразную палитру из антиквы, гротеска, текстовых и заголовочных начертаний. В рамках обзора наиболее интересными представляются RIA Typeface Text Sans и RIA Typeface Text Serif.

RIA Typeface Text Sans и RIA Typeface Text Serif (https://type.today/ru/journal/about_ria_typeface)

Loos

Ещё один шрифт от CSTM Fonts (type.today) включает начертания в передовом variable-формате (позволяет динамически менять параметры шрифта без искажений формы, например, ширину или жирность). Шрифт геометричный, но хорошо справится как с набором сплошного текста, так и с дизайном интерфейсов.

Loos (https://type.today/ru/journal/loos)

CoFo Robert

Гарнитура от молодой и яркой студии Contrast Foundry. Robert имеет развитую систему выразительных жирных и наклонных начертаний и при этом нейтрален в базовом

Robert (https://contrastfoundry.com/typeface/cofo-robert)

CoFo Sans

Ещё один шрифт от Contrast Foundry. Sans — предельно нейтральный шрифт без засечек, который можно использовать практически везде: от деловых писем и книг до акцидентных заголовков и интерфейсов. При этом не лишён индивидуального послевкусия. На мой взгляд — самый современный и универсальный в этой подборке.

Sans (https://contrastfoundry.com/typeface/cofo-sans)

Dewi

Шрифт от компании Russian Fonts. RF Dewi — относительно строгий гротеск с большой палитрой начертаний, включая сверхширокие.

Dewi (https://russianfonts.ru/typefaces/rf-dewi/)

Formular Neutral

Чуть более выразительный, чем предыдущие, но всё же достаточно нейтральный (что следует из его названия) гротеск от Brownfox.

Formular Neutral (https://brownfox.org/fonts/formular-neutral/)

Достойные замены уходящим шрифтам есть. Надеемся, со временем их станет больше.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null