{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Аутсорсинг ИТ-процессов в эпоху глобальной цифровизации

Ещё несколько лет назад передача ИТ-функций подрядчику происходила, в первую очередь, из-за необходимости добавить гибкости устоявшимся бизнес-процессам в компании и улучшить их качество. Однако интенсивное развитие информационных технологий за последние несколько лет помогает по-новому взглянуть на аутсорсинг. Что способствует популярности ИТ-аутсорсинга в текущих реалиях? В чём заключаются его преимущества и кроются риски? На что стоит обратить внимание при выборе исполнителя ИТ-услуг? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье.

Источник: Adobestock

Причины делегирования ИТ-функций сторонним организациям

Компании обращаются к услугам ИТ-подрядчиков по разным причинам, среди них:

  • Недостаток штатных специалистов или специалистов с нужной квалификацией
    ИТ-рынок в настоящее время испытывает дефицит специалистов, а знания в области цифровых технологий ценятся высоко. Компании, отдающие предпочтение развитию собственного ИТ-департамента, сталкиваются с недостатком квалифицированных кадров на рынке труда: многие узкопрофильные специалисты работают в ИТ-компаниях. Таким образом, аутсорсинг закрывает потребность в требуемых кадрах, сокращает время на поиск сотрудника в штат, а также снижает риски, связанные с человеческим фактором.
  • Сокращение финансовых затрат на содержание персонала в штате
    По данным глобального исследования аутсорсинга Deloitte за 2019-2020гг, количество компаний, которые считают снижение затрат приоритетным преимуществом, существенно возросло по сравнению с периодом 2017-2018гг. Из-за нестабильной экономической ситуации в мире во многих компаниях наметилась тенденция на сокращение штата, часть функций передаётся на аутсорсинг, в том числе, в сфере ИТ: разработка ПО, внедрение новых цифровых технологий, автоматизация процессов и техническая поддержка бизнес-приложений и сайтов.
  • Смещение фокуса на более значительные бизнес-процессы
    Передача на аутсорс рутинных ИТ-задач (техподдержка сайта и бизнес-приложений, доработка систем, автоматизация бизнес-процессов, интеграция со сторонними сервисами) позволяет высвободить время на решение критически важных для компании задач: например, изучение рынка своих потребителей, стратегическое развитие бизнеса в целом или его отдельных направлений.
  • Повышение производительности и эффективности работы компании

    Аутсорсинг помогает оптимизировать бизнес-процессы компании: задачи, переданные сторонней организации, выполняются в сроки, предусмотренные условиями договора, а ряд услуг подразумевает не просто оперативное решение проблем и сбоев в работе сайта/систем, но и их предотвращение.

  • Государственные программы по цифровой трансформации и импортозамещению
    Согласно данным Statista, именно цифровая трансформация способствует росту ИТ-аутсорсинга: чаще всего компании задействуют внешние ресурсы по облачным услугам, автоматизации бизнес-процессов и внедрению современных технологий, таких, как блокчейн и искусственный интеллект.

Услуги на рынке ИТ-аутсорсинга

Как правило, только небольшие компании полностью передают ИТ-функции на аутсорсинг. Чаще всего бизнес обращается к подрядчику для решения конкретных задач. Так, условно ИТ-аутсорсинг можно разделить на три типа в зависимости от характера оказываемых услуг:

1. Функциональная поддержка

Обслуживание серверов, поддержка работоспособности сайта или бизнес-приложения.

2. Проектный аутсорсинг

Разработка или существенная доработка бизнес-приложения или сайта. В зависимости от сложности проекта, для решения ИТ-задачи может быть привлечена одна или даже несколько сторонних организаций.

3. Ресурсный аутсорсинг

Привлечение ИТ-специалиста со стороны в штат заказчика под конкретные нужды. Например, для осуществления технической поддержки или работы на конкретном проекте.

ИТ-аутсорсинг для бизнеса: вред или польза?

Ниже разбираемся с плюсами и минусами, с которыми может столкнуться заказчик, передавая часть ИТ-функций подрядчику.

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Независимость от обстоятельств. В рамках договора сторонняя организация обязуется своевременно предоставлять услуги, при этом снижается риск человеческого фактора (отпуск, болезнь, увольнение штатного специалиста).

  • Снижение трудозатрат штатных сотрудников. Высвобождение времени не только профильных специалистов, но и HR-команды.
  • Качественное оказание услуг. Аутсорсинг позволяет получить доступ к наработанной экспертизе подрядчика и знаниям их сотрудников с узкой специализацией.
  • Сокращение финансовых затрат. Компаниям, которые передают часть функций на аутсорс, не нужно переживать о дополнительных расходах: покупке оборудования и софта, обучении сотрудника, поддержании мотивации и т. п.

РИСКИ

  • Сложность осуществления контроля. В зависимости от условий сотрудничества, подрядчик может не информировать заказчика о ходе выполнения задачи или выходить на связь в строго регламентированное время.

  • Раскрытие конфиденциальной информации. Возникает риск утечки сведений о клиентах и сотрудниках заказчика.
  • Испорченная репутация. Недобросовестный аутсорсер может оказывать услуги некачественно и несвоевременно, вследствие чего имиджу компании будет нанесён урон.
  • Ступор бизнес-процессов, если сотрудничество прекратится. С учётом экономической ситуации возникает риск прекращения деятельности сторонней организации, из-за чего бизнес-процессы заказчика не будут выполняться должным образом.
Источник: Adobestock

Рекомендации по выбору добросовестного ИТ-аутсорсера

Подрядчик в сфере ИТ – это не просто исполнитель, а стратегический бизнес-партнёр, и подход к его выбору должен быть соответствующим. По опыту HTDev, стоимость услуг уже не является ключевым показателем. Гораздо важнее ценность, которую принесёт партнёрство.

Чтобы минимизировать риски, которые влечёт за собой передача ИТ-функций на аутсорсинг, при выборе подрядчика наши специалисты советуют руководствоваться несколькими ключевыми критериями:

1. Нужная вам экспертиза
Убедитесь, что подрядчик обладает требуемыми вам компетенциями, изучите его проектный опыт, качество проведённого брифирования и то, насколько аргументированным было его решения для реализации ваших бизнес-задач.

2. Надёжность
Ознакомьтесь с реальными отзывами о работе с партнёром и осуществите все необходимые проверки контрагента.

3. Финансовая ответственность
Вы должны быть уверены в качественном результате, поэтому уделите внимание условиям сотрудничества и, при необходимости, заключите соглашение об уровне оказываемого сервиса (SLA).

4. Клиентоориентированность
Ещё до заключения договора становится понятно, прислушивается ли ИТ-партнёр к желаниям клиента и проявляет ли гибкость.

5. Безопасность конфиденциальных данных
ИТ-компания получает доступ к приватным данным клиентов и/ или сотрудников заказчика, поэтому важна её готовность гарантировать сохранность и конфиденциальность этой информации.

6. Прозрачность
Предоставление отчётности о проделанной работе снимет риск недостаточного контроля над переданными на аутсорсинг пулом задач.

Обстановка на рынке ИТ-аутсорсинга в 2022 году

Нестабильность мировой экономики подстёгивает развитие спроса на услуги ИТ-аутсорсинга: компаниям невыгодны расходы на full-time загрузку дорогостоящих ИТ-специалистов в штате – гораздо удобнее обращаться к компетентным исполнителям и оплачивать почасовую работу. Рынок ИТ-аутсорсинга растёт и потому, что сейчас потребность в ИТ-услугах определяется в том числе геополитической ситуацией: компаниям требуются российские решения, обеспечивающие жизнедеятельность бизнес-процессов.

В целях снижения рисков крупные компании предпочитают работать по проектам сразу с несколькими подрядчиками. Зачастую, часть функций по проекту выполняет их собственный ИТ-департамент. Переход на удалённый формат работы с началом пандемии COVID-19 показал, что бизнес-процессы в компаниях выполняются и без прямого контроля – это повлияло и на расширение географии штатных сотрудников, и на повышение доверия к услугам аутсорсинга. Такие меры помогают сокращать расходы на содержание собственного штата ИТ-команды, что актуально и для небольших компаний, и для активно развивающихся корпораций в целях повышения инвестиционной привлекательности.

Александр Перкокуев, сооснователь и коммерческий директор HTDev
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда