{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Токсичная продуктивность: какие риски скрывает трудоголизм

В наше время наткнуться на призыв о том, как важно быть продуктивным и постоянно развиваться, не сложно – для этого достаточно просто пролистать ленту в соцсетях. Казалось бы, и что такого: люди, помешанные на работе и полностью сосредоточенные на своем развитии, наверняка приносят компании одну лишь пользу? Однако на самом деле всё не так радужно и для таких работников даже был разработан специальный термин – токсичная продуктивность. Мы поговорили с одним из руководителей HTDev и выяснили, как в компании реагируют на подобные случаи, а заодно решили поделиться советами, как побороть в себе «токсика-трудоголика».

Источник фото: Adobe Stock 

Токсичная продуктивность – это как?

Для начала определимся с самим понятием токсичной продуктивности и обозначим, чем она отличается от здорового желания работать. Токсичной продуктивностью называют состояние человека, при котором он не может ни на минуту отвлечься от рабочих задач – не только на работе, но и в домашней обстановке. Таким людям постоянно кажется, что они делают недостаточно – даже превосходные результаты не радуют и не дают чувство покоя, в результате чего изначально благие намерения начинают отравлять не только их собственную жизнь, но и жизнь окружающих – коллег и близких.

В результате такое самопожертвование чревато негативными последствиями – от работы на износ страдают не только здоровье и отношения с семьей, но и появляется постоянное чувство неудовлетворённости, а появляющееся выгорание способствует, как ни странно, снижению продуктивности.

Свой вклад вносит и навязываемая «культура суеты» – глядя на то, сколько всего успевают блогеры и другие лидеры мнений, многие пытаются следовать их примеру, при этом забывая, как далек мир в смартфоне от жизни в реальности.

Как выявить в себе токсичную продуктивность?

  • Вы работаете больше положенного времени, по вечерам и в выходные решая рабочие вопросы.
  • Не даёте мозгу отдыхать – все мысли заняты только работой.
  • Зачастую результат вашей работы не соответствует объёму затраченных усилий.
  • Вы не испытываете удовлетворённость от работы – только усталость и чувство вины, что могли сделать лучше, если бы уделили задаче больше времени.
  • Пытаетесь сделать всё и сразу.

Сотрудники с токсичной продуктивностью – вред или польза для бизнеса?

Безусловно, бизнес выиграет, если сотрудник без оплаты сверхурочных часов будет выполнять свои рабочие обязанности. Но люди – не роботы, и постоянная работа повлечёт за собой негативные последствия. Об этом мы подробнее поговорили с сооснователем и коммерческим директором HTDev Александром Перкокуевым.

«Культура суеты» не приветствуется в нашей компании – люди, которые целенаправленно делают больше, чем требуется, зачастую выполняют задачи недостаточно качественно: от усталости и недостатка отдыха внимание сотрудника рассеивается, от него могут ускользнуть важные детали, появляется забывчивость. Человек попросту не может взглянуть на свои задачи свежим взглядом – как следствие, он делает много, но по факту затрачивает больше времени на «работу над ошибками».

При найме сотрудников мы обращаем внимание на умение работать в режиме многозадачности, но неоднократно сталкивались с тем, что, стараясь все успеть, сотрудник упускает много нюансов, влияющих на конечный результат. Гораздо хуже, когда такой суетливый человек управляет командой – поэтапность выполнения задач нарушается, в коллективе назревает недовольство руководителем, который круглосуточно присылает идеи по проекту. В погоне за незримым идеалом сроки выполнения проекта оттягиваются из-за доработок и появляется угроза потери клиента. А постоянная неудовлетворённость негативно сказывается на психологическом состоянии не только самого сотрудника, но и всей команды.

В коллективе HTDev есть трудоголики, они хорошо справляются с поставленными задачами, однако мы понимаем, что это грозит переработками и последующим выгоранием. Чтобы этого не допустить, мы отслеживаем количество отработанных часов и использованных отпусков по каждому сотруднику. Если видим, что человек перерабатывает – назначаем встречу и выясняем, почему это происходит. Причины могут быть разные: от нежелания специалиста делегировать задачи до нехватки трудовых ресурсов. Такие ситуации мы решаем максимально оперативно и помогаем разгрузить сотрудника. Но, если понимаем, что человек суетливый сам по себе и не может определить приоритетность задач, признаем: от такого человека бизнесу больше вреда, чем пользы.

Чтобы предотвратить выгорание, мы, во-первых, рассматриваем сокращение рабочих часов специалистам, которые работают над повышением своих профессиональных навыков, во-вторых – стараемся отмечать успехи и достижения, помогая сотруднику чувствовать свою ценность и значимость.

Как победить в себе желание делать больше?

  1. Найти причину
    За желанием заполнить всю свою жизнь работой может стоять много причин: потребность в одобрении, навязанное влияние блогеров, проблемы в семье и психологические травмы из детства, когда желание отдохнуть приравнивалось к тунеядству. Возможно, самостоятельно найти причину будет трудно, в таком случае нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к специалисту.
  2. Обозначить реальные цели
    Сотрудники, страдающие токсичной продуктивностью, зачастую ставят перед собой настолько масштабные задачи, что не выполняют их в срок. Отсюда возникает желание работать больше, чтобы всё успеть. Чтобы этого избежать, научитесь трезво оценивать свои возможности и ставить перед собой реалистичные цели, которые можно будет скорректировать.
  3. Расставить приоритеты
    Конца и края у рабочих задач нет – это факт, поэтому так важно уметь расставлять приоритеты: от главного к второстепенному, от срочного к менее срочному.
  4. Выделить время на отдых
    Вещи, которые вас радуют, и которые не связаны с работой – это важная часть жизни, которую нельзя убирать в долгий ящик. Время с семьёй, встречи с друзьями, хобби, кино – всё это заслуживает быть в вашем календаре так же, как деловые встречи. Кстати, им стоит присвоить статус «важное», чтобы точно помнить, что их отменять нельзя.
  5. Брать перерыв
    Перерывы в течение дня – это профилактика выгорания. Лучше не ждать наступления тотальной усталости: возьмите перерыв в 10-15 минут после каждой выполненной и значительной по объёму задачи прежде, чем приступить к новой.
  6. Отмечать успехи
    В погоне за совершенством люди не видят своих достижений. Важно научиться радоваться любым – большим или маленьким – достижениям. Почаще проговаривайте, что вы сделали за день или последнюю неделю, чему вас научили решённые задачи и какой вы вынесли урок. Для наглядности можно даже вести заметки в телефоне, в которых вы сможете отмечать свой прогресс.





0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда