{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как пережить период турбулентности и сохранить бизнес

Кофейный рынок, как и весь бизнес, находится в состоянии турбулентности – многое не ясно, все меняется очень быстро, но работать нужно здесь и сейчас. Информационный проект STREAM COFFEE 21 апреля 2022 года собрал закрытую встречу с ключевыми игроками рынка, обсудили текущую реальность и возможные перспективы.

Краткий срез ситуации у поставщиков с начала проведения спецоперации по текущий момент.

На встрече присутствовали компании-импортеры зеленого зерна, ингредиентов для приготовления напитков и кондитерских изделий, поставщики оборудования, запчастей и упаковки.

Все как один сошлись на небывалом повышении спроса в марте, который произошел по понятным причинам и в обозначении самой большой проблемы для импортеров – логистической.

- Логистика очень усложняется санкциями и отказом некоторых перевозчиков работать с российским рынком. Именно по этой причине сейчас невозможно сделать прогноз поставок импорта в страну. Поиск новых путей делает доставку кофе дороже и дольше, что, безусловно, отразится на конечной стоимости продукта. «По поставкам с начала марта еще ни одно судно не дошло до Санкт-Петербурга. Груз висит на таможне в Европе. Только тогда, когда эти грузы реально дойдут до точки получения, будет понятен реальный срок поставки и ценообразование» - комментирует Валентина Моксунова, КОЛИБРИ КОФЕ.

- Сейчас многие работают на складских остатках, и в будущем возможны некоторые просадки в поставке зерна, ингредиентов, оборудования и т.д. Но каждая из компаний максимум усилий бросила на мониторинг и настройку новых логистических цепочек.

- Рост цен, начавшийся еще с пандемии, продолжается. Цена кофе на бирже растет. «В прошлом году сильно вырос рынок по зеленому зерну. Цена выросла примерно в два раза. Сейчас рынок продолжает быть высоким, и снижение, причем незначительное, мы ожидаем в сентябре-октябре. До этого будет продолжаться удорожание. Например, сейчас можно купить арабику из Бразилии за 8,5 долларов, через месяц это будет 9 долларов, ближе к августу цена вырастет еще» - говорит Павел Шестаков, COCAR COFFEE.

- Импортёры не планируют изменять ассортимент поставляемого зерна. Разница в стоимости зерна между дешевым и дорогим стала заметно меньше, т.к. цена дорогого зерна менее подвержена колебаниям. «По кофе, поставляемому из Эфиопии произошел минимальный скачок. Там внутри страны сложности с ягодами, цена всегда высокая. И сейчас рост составляет всего 15 процентов» - прокомментировала Валентина Моксунова, КОЛИБРИ КОФЕ.

Соответственно, спрос на более дорогое зерно сейчас увеличился. Можем сделать оптимистичное предположение, что мы станем пить больше хорошего кофе.

- Многие поставщики вынуждены перейти не предоплату, изменения условий расчётов отражаются на денежных потоках компаний. Может возникнуть дефицит оборотных средств. Но поставщики стараются максимально сохранить текущие условия по расчетам для постоянных клиентов. «Мы не меняли условия оплаты для наших существующих партнеров, у кого была предоплата – осталась предоплата, у кого была отсрочка – отсрочка и осталась. С новыми клиентами, конечно, подход немного другой» - говорит Mirko Scaccabarozzi, ORASI. «Мы понимаем, что нашим клиентам в первую очередь нужно закупать кофе. Поэтому мы предлагаем рассрочку на упаковку на полгода» - говорит Кирилл Русаков, ABC PACK. Также Кирилл заметил, что несмотря на повышенный спрос на упаковку, дефицита скорее всего не возникнет. Единственный момент – брендированную упаковку сейчас лучше заказывать заранее, примерно за семьдесят дней.

А как же дела обстоят у кофеен?

В настоящее время кофейни не ощутили влияние текущей ситуации. Увеличилась себестоимость продукта и, как следствие, средний чек, но посещаемость не сократилась, средняя выручка тоже.

«Себестоимость по чашке выросла в среднем на 50 процентов, т.к. по разным её составляющим рост от 20 до 80 процентов. Средний чек вырос порядка 10-12 процентов. Ценообразование мы изменили, и, к счастью, не сильно упали по посещаемости, процентов на 6-10 по количеству чеков. В целом мы получили приток в нижний сегмент, у нас это 90 рублей за напиток. Еще до всех событий мы планировали вводить объем 300 мл, и расширили линейку, теперь у нас четыре объема – 200 мл, 300 мл, 400 мл и 600 мл., цена, соответственно, 90-150-200-250 рублей. И основной наш сегмент это 300 мл и 400 мл» - комментирует Илларион Цеханович, ONE PRICE COFFEE.

Уход зарубежных игроков для некоторых кофеен дал небольшой приток посетителей, для кого-то всё осталось без изменений. «Ряд наших кофеен был дверь в дверь с кофейнями Старбакс, их закрытие дало небольшой приток гостей. Это незначительный процент гостей, но они есть» - говорит Алия Ширизова, SURF COFFEE.

Также, сети заметили увеличенный спрос на покупку франшиз с начала марта, в том числе из стран ближнего зарубежья. Закрытий кофеен в настоящий момент нет.

В целом, компании не имеют возможности четкого планирования своей деятельности в обозримой перспективе, работа ведётся в режиме стремительного реагирования на новые обстоятельства. Но все сохраняют оптимизм и ищут новые возможности для своего бизнеса.

Что же можно сделать, чтобы сохранить устойчивость индустрии?

Предложения участников:

- Создание ассоциации для развития и поддержки отрасли, распространения информации, создание интереса и вовлечённости. «Если создать такое сообщество для того, чтобы получить реальную пользу от этого, нужно заниматься продвижением ассоциации не только внутри узкого профессионального сообщества, но и вовне. К сожалению, сейчас у нас это все происходит на волонтерских началах. Это должна быть организация, которая обладает нормальными финансами и контактами со всеми. Если все компании, состоящие в ассоциации будут платить туда нормальные ежемесячные взносы, тогда это сформирует серьёзный денежный фонд, благодаря которому можно обеспечить качественное продвижение ассоциации. Мы же в итоге говорим про конечного потребителя - чтобы кофейне было интересно покупать хорошее зерно, чтобы потребителю было интересно находить в магазине качественное зерно и покупать его там» - говорит Михаил Субботин , PIR-COFFEE.

- Создание коллабораций между импортёрами, обжарочными производствами и кофейнями по гарантированным поставкам зерна. «Мне кажется идеальный канал это когда происходит коллаборация всего пути – гарантированная цепочка поставок от покупки зеленого зерна до кофейни. И если у импортера есть гарании, что обжарщик купит, а обжарщик уверен в сбыте определенным кофейням или заведениям, это формирует очень надежный способ работы» - говорит Роман Хомченко, SUBMARINE.

- Поиск новых возможностей по расширению сбыта (в том числе работа с гостиницами и ритейлом) и замещению брендов, ушедших с рынка.

- Создание новых локальных производств - оборудование, растительное молоко, упаковка и прочее.

- Распространение информации о мерах поддержки малого бизнеса, льготном кредитовании, субсидировании локальных производств.

- Необходимость в обучении предпринимательскому мышлению, финансовой грамотности, построению бизнес - процессов и прочее. «На нашем рынке есть уважаемые сети, которые считают деньги, ведут отчетность и т.д. А есть очень много кофеен и обжарщиков локальных , маленьких, которые этого не делают. К нам приходят кофейни, которые про P&L не слышали. Как один из выходов – сделать массовое обучение» - говорит Игорь Емельянов, ZAVOD COFFEE.

Сейчас все компании вынуждены работать в режиме быстрого изменения условий, принимать решения исходя из растущего количества новых вводных. Но большее количество проблем индустрии - назревшие, требующие сплоченного подхода к их решению.

На встрече принимали участие: Елена Беспалова, STREAM COFFEE; Юлия Чантурия, COFFEE TEA CACAO RUSSIAN EXPO; Михаил Субботин, PIR-COFFEE; Андрей Колбасинов, NITKA; Роман Хомченко, SUBMARINE; Игорь Емельянов, ZAVOD COFFEE; Егор Нейвейкин, ROCKETS COFFEE; Александр Горбунов, Татьяна Лухминская, GOURMET STYLE; Павел Шестаков, Татьяна Келлер, COCAR COFFEE; Борис Скребнев, LA MARZOCCO; Кирилл Русаков, ABC PACK; Mirko Scaccabarozzi, ORASI; Валентина Моксунова, КОЛИБРИ КОФЕ; Илларион Цеханович, ONE PRICE COFFEE; Владимир Шагов, Алия Ширизова, SURF COFFEE; Глеб Невейкин, КОФЕМАНИЯ; Денис Мещеряков, ПРАВДА КОФЕ; Екатерина Лапина, КОФЕНАЦИЯ; Дарья Захарова, Q-Arabica Grader; Кемран Тагиев, HIWATER; Ирина Сахарова, INTROVERT; Мария Касицына, Кофейная карта; Тимур Багаев, QUICK RESTO; Елена Бухмастова, КОФЕЙНИК; Кирилл Басов, РБК; Варвара Селизарова, Forbes.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда