{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Каршеринг в России

Все современные тенденции развития каршеринга в России были заложены еще 5 -6 лет назад. Пандемия фактически изменила только скорость необходимой адаптации к ним.

Первое появление Car-sharing в России относится к 2013 году и связано с развитием сервиса в Москве (после введения платной парковки и появления первого сервиса каршеринга – Anytime) и Санкт-Петербурге. В 2017 г. каршеринг получил свое развитие еще в 12 городах России: в 10 городах с численностью населения более 1 млн. чел, а также Грозном, Сочи, Краснодаре (более миллионов жителей в границах агломерации) и Калининграде.

Динамика чистой прибыли (убытка) крупнейших операторов на рынке каршеринга (2016-2020 гг., млн. руб.)

Рынок краткосрочной аренды транспортных средств в России – третий сегмент по объемам рынка совместного потребления, но его доля еще очень небольшая -чуть более 2% (на лидеров - сегмент С2С-продажи пришлось 78% в 2020 г. и сервисы для поиска подработки (онлайн-биржи труда) – 17%).

При этом каршеринг продолжает оставаться одним из самых динамичных сегментов: в 2018-2019 гг. рост составил более 50%, а в сложный 2020 г. с длительными периодами ограничений для работы – тем не менее вырос на 9%.

Лидер рынка - Москва (в 2018 г. на рынке работало почти 20 операторов). Наиболее активно рынок каршеринга в столице начал развиваться после запуска в 2015 г. проекта «Московский каршеринг», в рамках которого компании смогли приобретать льготные разрешения на парковку в городе (в 2015 г. плата за парковку для каршеринговых компаний была снижена до 60 тыс. руб., в 2018 г. до 24 тыс. руб. в год для одной машины, в то время как обычному владельцу автомобиля годовой абонемент в 2018 г. обходился в сумму до 300 тыс. руб). Московский рынок каршеринга самый быстрорастущий и перспективный не только в России, но и в мире. Это связано в том числе и с увеличением стоимости парковки, расширением площади городских территорий с ограничениями на въезд, что делает владение личным автомобилем достаточно дорогим.

Крупнейшим российским каршерингом по автопарку считается «Яндекс.Драйв»— к концу 2018 г. размер его автопарка превысил 4,3 тыс. машин, а к концу 2019 г. – уже 16,5 тыс., а к апрелю 2020 г. – более 20 тыс. По этому показателю сервис занял 2 место в Европе (уступая только Share Now совместного сервиса компаний Daimler и BMW, чей автопарк включает более 20,5 тыс. машин). При этом сервис являлся и самым используемым -в августе 2018 года на каршеринг от «Яндекса» приходилось 42% от ежедневных поездок в Москве. Но в апреле 2020 г. компания выделила в отдельную компанию каршеринговый сервис: ООО «Яндекс.Каршеринг» (в рамках уже проводимой реорганизации и выделения непрофильных активов всего компания выделила 5 компаний). Наряду еще с 3 крупнейшими игроками на российском рынке каршеринга: ООО "Каршеринг Руссия" (бренд «Делимобиль), ООО "НТС"(YouDrive (Ситидрайв), АО "Каршеринг" (BelkaCar) подразделения Яндекс закрывали порядка 70-80% рынка. А в условиях сокращения количества малых игроков на рынке (начиная с 2019 г. в Москве количество операторов сократилось с 16 до 6, а в Санкт-Петербурге с 9 до 4) их присутствие на рынке еще более усилится.

С точки зрения финансовых показателей все компании убыточные и их чистый убыток – не результат пандемии, а тренд, заложенный еще 4 года назад.

В 2018-2019 гг. все операторы планировали активную экспансию своей деятельности в регионы, в связи с тем, что росло осознание преимуществ и удобства лизинга среди российского бизнес-сообщества и широких слоев населения, а также рынок столичных центров близок к своему насыщению, за которым рентабельность бизнеса начнет снижаться. Хотя бы один раз в год услугами каршеринга воспользовались жители 83 регионов: в Москве пользователи каршеринга совершили в среднем 33 поездки в год, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 21 поездку, в других регионах в среднем - 18 поездок в год. По данным экспертов Сбербанка, в среднем в год пользователь услуг каршеринга тратил в допандемийный период 3,5 тыс. руб в месяц. Среди факторов, стимулирующих развития каршеринга в России, в допандемийный период можно отнести: изменение отношения к собственности на автомобиль, а точнее: стоимость владения автомобилем (в среднем личный автомобиль простаивает до 90% времени, что, конечно, имеет последствия для эффективной стоимости автомобиля (когда он фактически используется), транспортная ситуация в крупных городах России является критической с точки зрения плотности движения и пробок, а также ограниченной доступности и высокой стоимости парковочных мест, достаточно высокие уровень развития технологических инноваций в России как на корпоративном, так и потребительском уровнях.

Но у российского каршеринга перспективы развития связаны не только с географической экспансией. Будущее краткосрочной аренды за экологически чистым (электромобили) и беспилотным транспортом (проект компании Яндекс беспилотного каршеринга, планируемый к реализациик 2925 г.). В 2018 г. в России в том же году концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в состав госкорпорации Ростех, компания «Делимобиль» и администрация Краснодарского края заключили соглашение о развитии электрозарядной инфраструктуры на территории края. По проекту планируется строительство 10 станций «Фора» и создание парка из 50 двухместных электромобилей Renault Twizy.

В период пандемии на рынке в России повысился на 30-40% спрос на суточную и долгосрочную аренду автомобилей, а также междугородние поездки (впервые такой сервис был запущен «Яндекс.Драйв» в 2019 г.). Кроме этого, расширился пакет услуг операторов: в период жестких ограничений и запрета на работу компании предложили свой автопарк компаниям, осуществлявшим доставку товаров потребителям.

В сентябре 2020 г. Правительство Москвы объявило о создании сервиса «Народный каршеринг» (в таком сервисе для совместного пользования будет предлагаться не на автопарк оператора, а машины автовладельцев-физлиц, участвующих в программе).

В целом, 2020 г. рынок каршеринга столкнулся не с новыми проблемами, а с углублением уже существующих: низкие коэффициенты использования, высокая стоимость парковки, высокая скорость морального износа автопарка – например, требования по сроку эксплуатации автомобиля в Москве – 3 года, сложности с получением различных форм поддержки со стороны государства (которые были еще в допандемийный период). Например, программа поддержки каршеринга, объявленная в апреле 2020 г. к концу августа в России так и не заработала, так как в программу включено требование об установке российского телематического оборудования, предназначенного для отслеживания местоположения транспортного средства и его технического состояния. Но за 5 месяцев ни один производитель не получила сертификаты, подтверждающие происхождение оборудования.

Татьяна Крейденко
кэн, доцент Экономического факультета РУДН 
0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

По факту каршеринг есть только в очень крупных городах. На периферии нет ничего, а жаль.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда