Погромы, избиения и издевательства над евреями начались 1 июля, когда немецкая армия вступила в Ригу. Латышская пресса, особенно газета Tēvija, которая начала выходить в Риге в июле распространяла антисемитские настроения. По словам спасшегося из Рижского гетто Бернхарда Пресса «интеллектуальная элита, как и большинство латышского народа, полностью увлеклась уничтожением евреев и не только подгоняла кровопролитие, но и участвовала в нём»[10].
Массовые убийства начались с погрома в Риге 4 июля 1941 года, когда коллаборационистами было уничтожено 20 синагог и убито, сожжено заживо около 2 тысяч евреев[27]. Бывший министр иностранных дел и видный латышский дипломат Людвиг Сея (1885—1962) фиксирует в своём дневнике за 3 июля: «В ночь со 2 на 3 июля произошли аресты жидов. 3 июля арестованных заставили работать»[28].
В первые дни оккупации в Риге проводились так называемые «ночные акции», когда группы вооружённых людей врывались в еврейские квартиры, грабили, уводили мужчин, которых чаще всего расстреливали в Бикерниекском лесу[29].
Людвиг Сея наблюдает, как 8 июля 25 арестованных евреев используют на уборке помещений Министерства иностранных дел, где попытался обосноваться Сея в надежде получить при немцах протекторат для Латвии.
До 11 июля коллаборационисты из так называемой «самообороны» и просоединившиеся к ним убили около 7 тысяч евреев. 8 июля, когда вермахт оккупировал всю территорию Латвии, «самодеятельность» латышских вооружённых отрядов была прекращена, в дальнейшем они были расформированы, а желающие вступили во «вспомогательную полицию» (шуцманшафт) под контролем и руководством немецких властей[30]. 12 июля дипломат Людвиг Сея отмечал в дневнике: «Уничтожение жидов происходит в больших количествах. Прошлой ночью расстреляно примерно 1000 жидов… Уничтожение жидов доверено „Перконкрустсу“. Латышский народ жидов не жалеет. Если бы не было немецких действий, думается, жиды бы легко отделались, потому что наши люди мягкосердечны»[28].
К началу 1930-х годов в Риге проживало более 40 тысяч евреев. Действовали еврейские партии, различные национальные культурные, религиозные и образовательные организации. На иврите и идише издавались газеты и журналы, евреи избирались в латвийский парламент. Однако с 1934 года правительство Карлиса Улманиса начало проводить антисемитскую политику. Хотя юридически евреи не подвергались дискриминации, их вытесняли в экономическом плане.
Сегодня широко распространено мнение, что участие литовцев и латышей в геноциде евреев является исключительно результатом советизации этих стран в 1940–1941 годах. Действительно, после присоединения Прибалтийских республик к Советскому Союзу многие евреи вступили в Коммунистическую партию и комсомол, а также были приняты на работу в советские учреждения, в том числе НКВД. Соответственно, утверждается, что литовцы и латыши расправлялись с евреями не как с определенной этнической или религиозной группой, а как с коммунистами и большевиками. А по концепции двойного геноцида литовский народ «симметрично» участвовал в расправах над евреями из-за того, что евреи участвовали в геноциде литовского народа.
Такой подход, конечно, не выдерживает никакой критики. Общеизвестно, что первыми жертвами кровавых погромов в 1941 году становились представители еврейской интеллигенции, прежде всего раввины. Неслучайно сжигались именно синагоги, а первоочередному уничтожению подлежали евреи, имевшие бороды и носившие традиционную одежду.
Причинами ужаснейших расправ над еврейским населением были не только месть за поддержку советской власти, одобрение прихода Красной армии или бытовой антисемитизм. Не последнее место занимало желание литовцев и латышей обогатиться за счет присвоения собственности убитых.
Следует сказать, что главному преступнику, виновному в убийствах евреев в Латвии, В. Арайсу не удалось избежать правосудия, хотя оно настигло его с опозданием. В 1975 году он был арестован властями ФРГ и приговорен к пожизненному заключению. Интересно, что в ходе судебных заседаний Арайс не демонстрировал раскаяния, а лишь сожалел о том, что остались свидетели тех преступлений. Он умер в тюрьме города Касселя в день своего рождения в возрасте 78 лет.
В то же время Г. Цукурс, умерший в 1965 году в Уругвае, хотя и считался военным преступником, не был осужден даже заочно. Генеральная прокуратура Латвии не завершила начатую в 1996 году проверку дела по обвинению его в геноциде.
По мнению российского историка, директора Института изучения проблем национальной политики и межнациональных отношений В. В. Энгеля, латвийские историки и политики столкнулись со сложной задачей, пытаясь обосновать и для западного, и для восточного мира героизацию нацизма сложной судьбой Латвии.
После ее нападения на Советский Союз массовое уничтожение евреев началось на всех оккупированных территориях, однако способы и масштабы убийств нередко различались. В то время как в странах Западной Европы евреев депортировали в лагеря смерти (как в самой Германии, так и на оккупированных ею территориях), на территории СССР, в том числе и на землях, присоединенных к Советскому Союзу в 1939-1940 годах, евреи уничтожались на месте, во многих случаях — с привлечением для этой «работы» местного населения.
В качестве примера исследователи, как правило, называют Литву, Латвию и Западную Украину. Эти территории по неоднозначно объяснимым причинам послужили нацистам неким испытательным «полигоном» в «окончательном решении» еврейского вопроса, курс на которое был взят на Ванзейской конференции в Берлине только в начале 1942 года, когда подавляющее большинство еврейского населения на названных территориях уже было уничтожено. Во многих местах, особенно в небольших населенных пунктах, полиция из числа местного населения и другие коллаборационисты уничтожали евреев даже без участия немцев или при акции уничтожения присутствовали один-два представителя оккупантов — для организации.
Жители оккупированных нацистами стран иногда помогали нацистам, иногда были индифферентны, иногда симпатизировали нацистам или их жертвам. Хотя Холокост в Латвии в целом соответствует отмеченной выше его специфике на оккупированных нацистской Германией территориях СССР, российский историк И. А. Альтман на обширном сравнительном материале приходит к выводу, что по степени вовлеченности местного населения уничтожение евреев в Прибалтике носило беспрецедентный характер (при этом он отмечает, что помимо представителей коренных народов среди этих людей были и люди других национальностей): «Именно на этих территориях нацистский геноцид евреев впервые стал тотальным. Открытое и зверское уничтожение евреев… было одной из особенностей Холокоста в Прибалтике».
Лет десять назад читал книгу, издание 1905 года. В книге описывались будни трудового народа русского города Рига. Как дома строят, как а латышами водку пьют, ну и так далее. Когда потомки этих латышей успели стать ёбаными козлопасами и стали активно сотрудничать с Третьим Рейхом в вопросе "работы с евреями" - мне непонятно. Мне понятно одно - в 1905 году, Рига была русским городом. И когда этих ёбаных козлопасов посадят на одну скамью подсудимых вместе с Зелей и его нациками - думаю это будет один из лучших дней за всю историю наших смутных времен.
Сходил посмотрел на этот агрегатор. Это пиздец в квадрате. Медуза, радио "Свобода", Инсайдер, Би-Би-Си, Новая Газета и так далее. Фильтрованный дистилят либерды и сидящих на зарплате агентов влияния. На "безопасных новостях" типа ареста Ройзмана можно встретить РБК и Интерфакс в виде источника. Видимо у этого Гершензона настолько было плохо с деньгами, что он ссылку на открытый проект сразу отправил своему куратору в администрации Бидона. Чтобы вспомоществование не задерживали. А то он работает. В поте лица.