Разработка CRM: 7 причин, почему не стоит это делать самостоятельно

Идея создать CRM-систему своими силами становится все более заманчивой. И кажется, что с текущим уровнем развития технологий создать свою идеальную CRM не так уж и сложно. Ведь правда?

Но, как говорится, это лишь «верхушка айсберга».

7 причин, почему не стоит разрабатывать CRM самостоятельно:

1. Отсутствие необходимого опыта

Создать полноценную CRM — это значит понимать принципы управления базами данных, разработки программного обеспечения и проектирования пользовательского интерфейса. И это лишь не многое из того, в чем предстоит разобраться. При отсутствии надлежащих знаний и опыта система может просто на просто не обладать необходимыми характеристиками.

Если начать разрабатывать систему самостоятельно — это повлечет за собой череду рисков. Потому что сложно заранее сказать, как будет развиваться бизнес в дальнейшем. Для этого системе нужна гибкость, а её нужно заложить в архитектуре. Вероятно, что уже на начальном этапе возникнут ограничения в логике, которые могут негативно сказаться на эффективности CRM в целом.

Чтобы было понятнее, рассмотрим аналогию с проведением в новом цеху электротехнических работ. Когда речь идет о том, чтобы в помещении был свет, а также соблюдены все требования согласно ГОСТам и СНИПам, вы скорее всего вызовете электрика, а не будете разбираться вручную.

Точно так же и при разработке CRM обращение к специалистам гарантирует соответствие системы отраслевым стандартам и ее эффективную работу.

Обращаясь к опытным разработчикам или поставщикам CRM, вы сможете изложить свои «хотелки», подобно тому, как объясняли бы электрику: «я хочу, чтобы свет горел там и там».

Специалисты проведут несколько диалогов с вами, соберут все требования и пожелания, которые смогут потом подтвердить, реализовать и гарантировать.

В самостоятельной же разработке после задачи «сделать кнопку, чтобы Игорь не смог создать счет», нужно держать в уме:

  • кто вообще может создавать счета
  • какие еще ограничения нужны
  • почему вообще используются эти кнопки
  • на каком уровне все это должно решаться.

2. Недостаток ресурсов

Время, деньги, знания. Буквально все самые ценные жизненные и бизнес-ресурсы будут вкладываться в разработку.

Любая разработка — это трудоемкий процесс. Он включает в себя сбор требований, проектирование, обсуждения этапов работы, а также последующее тестирование и доработку. Эта длительная фаза может существенно отложить даже начало разработки, не говоря уже про финальное внедрение готового CRM-решения.

Штат. Квалифицированные разработчики, UX/UI-дизайнеры и менеджеры проектов не только стоят дорого, но и долго подбираются. Если еще и выбран редкий язык разработки или он уже успел устареть, то поиск подходящего специалиста может растянуться на несколько месяцев.

Если для компаний с опытным ИТ-подразделением или доступом к необходимым кадрам это обычно не является проблемой, то для тех, кто не обладает нужными знаниями, это может стать трудновыполнимой, а вероятнее всего даже непосильной задачей. То есть, вложившись полностью, вы можете даже не получить желаемого результата.

Но допустим, что внутренние ресурсы уже выделены на разработку CRM. Компания ставит «под удар» свою основную деятельность. Такое смещение акцентов может привести к снижению производительности и потенциально повлиять на общую рентабельность.

Кроме того: подбор, найм и управление командой IT-специалистов для компаний — изрядно изматывающий и дорогостоящий процесс.

3. Высокие затраты

Все затраты ложатся на вашу компанию — расходы, связанные с наймом разработчиков, приобретением инфраструктуры, получением лицензий и текущим сопровождением. Они будут накапливаться со временем и требовать значительных финансовых затрат из бюджета компании. В отличие от этого, выбор готового CRM-решения позволяет компании разделить расходы с другими клиентами.

Считаете, что учли все расходы? А как же:

1. Интеграция и миграция данных: Если вашу систему необходимо интегрировать с существующими системами или перенести данные из унаследованных систем, то этот процесс может быть сложным и потребовать дополнительных ресурсов и затрат.

2. Обучение и документация: После разработки CRM-системы обучение сотрудников работе с ней и создание подробной и понятной документации также вносят свой вклад в общие расходы.

Важно отметить, что конкретные затраты зависят от таких факторов, как масштаб и сложность CRM, используемые технологии, размер команды разработчиков и продолжительность проекта.

3. Расходы на долгосрочное обслуживание: Сопровождение и обновление заказной CRM-системы требует постоянных инвестиций в ресурсы, исправление ошибок, обеспечение безопасности и расширение функциональности. Эти затраты со временем могут увеличиваться и в конечном итоге превысить первоначальные расходы на разработку.

4. Проблемы интеграции

Для того чтобы самописная CRM-система исправно работала, она должна легко интегрироваться с другими бизнес-приложениями и базами данных. Достижение такого уровня интеграции может быть сложной и трудоемкой задачей, требующей значительных усилий по разработке и тестированию.

При интеграции CRM-системы с различными операционными системами, устройствами и инструментами сторонних производителей могут возникать проблемы совместимости, что приводит к сбоям в работе, несоответствию данных и разочарованию пользователей.

5. Вопросы безопасности и конфиденциальности данных

Создание безопасной CRM-системы требует специальных знаний в области кибербезопасности и соблюдения лучших отраслевых практик. При отсутствии необходимого опыта собственная система может быть уязвима, что приведет к сливу данных клиентов и нанесет финансовый и репутационный ущерб.

Организации должны соблюдать требования по защите данных, чтобы обеспечить сохранность информации и о клиентах и их конфиденциальность. Разработка собственной CRM-системы, отвечающей этим требованиям, будет сложной и трудоемкой.

Качественная безопасность — это отдельные затраты. А в случае, если данные в CRM недостаточно хорошо защищены или не защищены вообще, их могут легко украсть.

Так, например, в одном из наших проектов реализовано принудительное уведомление руководителю о попытке экспортировать базу данных. Казалось бы, решение очевидное и ожидаемое, когда речь идет о базе на несколько миллионов рублей, но в большинстве самостоятельных разработок об этом никто не задумывался.

6. Ограничения масштабируемости и гибкости

Требования бизнеса меняются с течением времени, и CRM-система должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать эти изменения. Внутренние системы могут не обладать масштабируемостью и адаптивностью, присущими коммерческим CRM-решениям, что приводит к определенным трудностям.

По мере роста объема данных о клиентах система может оказаться неспособной эффективно обрабатывать большие объемы информации. Это может привести к снижению производительности системы, «тормозам» и ограничению возможностей оперативного анализа данных.

К чему приведет подобное поведение системы? К проигранным сделкам и, как следствие, потере денег для компании.

Это не настолько критично, когда в день 5-10 сделок и 1 сделка стоит максимум до 10 000 рублей, но когда час промедления стоит несколько сотен тысяч, как в одной из крупнейших онлайн-школ в РФ — внезапная остановка работы станет очень критичной.

Помимо этого, ограничение логики в архитектуре, может существенно повлиять на гибкость и адаптивность CRM-системы.

Например, рассмотрим CRM, разработанную для фитнес-клуба. Изначально она может закрывать процессы продаж и управления, однако ей может не хватить гибкости для расширения функциональности или переосмысления ее для других бизнес-процессов.

В этом случае, если фитнес-клуб решит расширить спектр своих услуг, включив в него оздоровительные программы или введя новые уровни членства, штатная CRM-система может оказаться не в состоянии адаптироваться к этим изменениям.

Усовершенствование системы для поддержки дополнительных возможностей может занять много времени и потребовать значительной доработки или даже полной перестройки существующей архитектуры, а это — дополнительные расходы.

7. Конфликты с сотрудниками

Неудобная CRM-система может вызывать недовольство у сотрудников по нескольким причинам:

Во-первых, если интерфейс интуитивно не понятен, сотрудников начнет раздражать работа в CRM-системе. Спросите себя, понравилось бы вам искать нужную кнопку или функцию в системе лишние 5 минут, когда до сих пор удобнее вести табличку в Exсel?

Во-вторых, если CRM система не предоставляет необходимые функции или не поддерживает определенные бизнес-процессы, сотрудники сталкиваются с ограничениями при выполнении своих задач. Это создаст препятствия для эффективной работы.

В итоге у ваших сотрудников возникнут претензии из-за трудностей в освоении системы, что отрицательно скажется на их мотивации и эффективности. Ведь все хотят иметь доступ к интуитивной и функциональной CRM-системе, которая облегчает задачи, а не усложняет рабочий процесс.

Подведем итоги

Разработка CRM-системы своими силами легко станет айсбергом, который встанет на пути «Титаника».

Значительные траты финансов, ресурсов и времени, зачастую возникающие внезапно и перекрывающие изначальную экономию, могут привести не только к тому, что изначальная идея «удобной идеальной CRM» будет заброшена, но и к проблемам в бизнесе.

Если вы хотите собственную уникальную CRM-систему под ваши требования, советуем вам обратиться к опытным разработчикам.

Передав разработку CRM в S2, вы сможете избежать расходов, связанных с созданием собственной команды и инфраструктуры. Мы предлагаем экономически эффективные решения и используем свой опыт для создания эффективных CRM-систем без ущерба для качества.

Начать дискуссию