Статья о творчестве художника Ерохиной Катерины.Искусствовед : Чистякова Ксения«Самоактуализация — основная цель любого творчества. В своихпроизведениях я стараюсь передать ту величайшую движущую силу, котораязаставляет меня непрерывно развиваться и совершенствоваться»Из интервью Екатерины ЕрохинойЕкатерина Ерохина — живописец, графический дизайнер, новая яркаяличность российской арт-сцены. Выпускница Невского института дизайна ишколы художника Романа Ляпина уже с 2019 года регулярно принимаетучастие в групповых и персональных выставках Санкт-Петербурга и Тулы. Ееистория только началась, но уже заслуживает пристального внимания.Екатерина родилась и выросла в Туле, где и сделала свои первые шаги всторону искусства. Всё началось с детских еще не осознанных попытоквыразить мимолетные чувства или желания. Вскоре её талант получилобрамление: в художественной школе Екатерина овладела навыкамикомпозиции, рисунка и колористики. С тех лет техника масляной живописи, накоторую в стенах школы существовал негласный запрет, манила художницусвоей загадочностью. Переезд в Северную столицу помог девушке погрузитьсяв творческую среду: поступив в Невский институт дизайна, Екатерина началасвоё профессиональное обучение по специальности «графический дизайн», нотак и не смогла успокоиться. Преподаватели вновь игнорировали техникумасляной живописи, и в этот раз художница не сдержалась:– Психанула и купила масло, – комментирует Екатерина. Однако, всёоказалось не так уж просто. Первые работы новым материалом напоминалидевушке нелепые детские рисунки, и с каждой новой пробой, прохождениеминтернет-курсов, ключ к пониманию техники так и не приходил.Судьбоносную роль в жизни девушки сыграла случайная встреча сРоманом Ляпиным на его персональной выставке в пространстве Артмуза.Постоянные уроки, беседы, дни и ночи в мастерской сделали свое дело.Открывались групповые и персональные выставки как в Туле, так и в Санкт-Петербурге. С этого началась её карьера в качестве признанного мастера. Но вчём же секрет успеха?Екатерина Ерохина пишет пейзажи на грани абстрактного иреалистичного. Ее произведения пропитаны чувствами, и являются ихматериальными воплощениями. Готовые образы возникают в сознаниихудожницы в моменты эмоционального потрясения, катарсиса, выбросаадреналина. На почве переживаний зарождается импульс. С чего всё началось?Самое сильное влияние на Екатерину оказала родная бабушка. Члены еесемьи не отличались тягой к творчеству, однако именно бабушка своимоптимизмом и силой духа научила девушку никогда не сдаваться:– Ты должны быть сильной и никогда не смотреть себе под ноги. Смотритолько вперед, – эти слова запомнились маленькой Кате на всю жизнь и сталиеё кредо. Нужно продолжать движение, во что бы то ни стало. Развивать свойталант художница начала настолько рано, что конкретный возраст уже и невспомнить. Да и рисовала всегда и везде. Обои родительской квартиры, славаБогу, не попали под горячую руку, но альбомы кончались один за другим. Но вчьём же творчестве Екатерина питает своё вдохновение?Это оказалось довольно сложной темой для размышлений, посколькувосхищения, по мнению девушки, достойны многие художники и даже целыенаправления. Исток своего творческого порыва она может найти в работахмастеров различных периодов: от эпохи итальянского Возрождения до ар-нуво.А учиться, как считает Екатерина, нужно всегда и у всех. Может, есть и другиеисточники?Первый очаг – это природа, вдохновлявшая многих творцов на протяжениивеков. По приезде в Санкт-Петербург Екатерина остановилась в Петергофе. Ейне составило труда ежедневно преодолевать большое расстояние до института,как не волновало художницу и нахождение на удалении от кипящей жизнибольшого города. Главным для девушки было спокойное уединение и близостьк природе.– Но оказался и более яркий, уникальный источник вдохновения – этомои внутренние переживания, - поделилась девушка. Жизнь, к сожалению, – несамая оптимистичная штука. Ежедневно случаются неприятности, происходяткатастрофы и мелкие неудачи. Однако трудности никогда не пугали нашугероиню. Сильные эмоции, будь они положительные или отрицательные,провоцируют выработку энергии и гормонов. Эти процессы заставляют нашмозг работать усерднее, быстрее, повышают концентрацию и позволяютмаксимально продуктивно заниматься любимым делом. Иименно в такие моменты, по словам Екатерины, она стремится выплеснуть своимысли краской на холст. Зачем она это делает?Во-первых, акт творчества помогает отпустить ситуацию и прожить своиэмоции. Во-вторых, в эту секунду творится магия, из невидимогонематериального происходит переход в физическое, осязаемое. Идеявоплощается в то, что посторонние люди смогут воспринять и ощутить. Цельтакого искусства – возможность считать и почувствовать то, что не увидетьглазом.Арт-блок или хандра — распространенная проблема для творческогочеловека, с которой не всегда можно оперативно справиться. Лучшимсредством, по мнению девушки, оказывается само творчество. Искусство вцелом помогает Екатерине оставаться оптимистом и проходить все невзгоды свысоко поднятой головой. Но неужели не существует ни одной картины,которая не смогла бы донести нужное чувство до зрителя?И всё же у каждого случаются неудачи. Такой работой оказалась та самаяпервая попытка создать что-то с помощью масляных красок. Она всё ещеостается самым крупным провалом. Первое знакомство девушки с масломсостоялось около шести лет назад. Как рассказывает Екатерина: Какрассказывает Екатерина:– В тульской художественной школе и петербургском творческом вузе насобучали практически всему, но только не маслу. Я всегда попробовать этутехнику, но вместо этого мы писали и акварелью, и темперой, и акрилом, играфическими материалами. К маслу нас не подпускали. Но в один моментнастал день Х, я пришла на выставку в Артмузу, где, как известно,располагаются не только выставочные залы, но и мастерские художников.Этого хватило, чтобы сразу побежать за маслом. Предметом изображения насамой первой работе была волна, бьющаяся о скалы. Один из наиболеесложных для воспроизведения мотивов. Я не понимала, как ведет себя масло иполучился откровенный ужас… Мне показалось, что я совершенно разучиласьрисовать.Но неудачи никогда не пугали, и даже закаляли нашу героиню. Какую жекартину художница считает самой необычной в своей художественной линии?По словам Екатерины, что это был некий фантастический сюжет, совершенноне характерный для ее творчества. Это было словно наитие. Мастерская, ночь,несколько часов усердной работы и внезапно появившееся желание взятьчистый холст и запечатлеть там образ, возникший в сознании. Что именно этобыло, сказать до сих пор сложно.– Картина оказалась для меня довольно странной. На ней возник образфантастического города, парящего в невесомости, водопадов, мостов, лестниц исветящегося шара, напоминающего планету и взгроможденного на главноездание, – так описала полотно сама художница.На картинах девушки не встретишь людей. В чём же причина? По мнениюЕкатерины, изображение человека – довольно простая форма. Мы постоянноокружены людьми и ежедневно видим свое отражение в зеркале. Дляхудожницы человек – это привычный образ, символ обыденности, некаяусловность. А ведь важнее собственные эмоции, которые бывает сложнораспознать среди чувств окружающих, слитых в единый информационныйшум.В таком случае возникает вопрос, какая же атмосфера и обстановкатребуется для создания произведения? И как происходит акт творчества: всосредоточенной концентрации на задаче или во время внезапного порыва?Условием Екатерина называет одиночество, пустую мастерскую и громкуюмедитативную музыку для предельного фокуса внимания, а также делитсясобственным опытом:– В моей практике был период, когда я занималась живописью сразу свосемью людьми в мастерской. Помню, первое время я абсолютно ничего немогла написать, настолько все и всё меня отвлекало и сковывало в движениях.Со временем я привыкла, но всё равно старалась по возможности обособитьсвой уголок от общего пространства. Незнакомые люди могут подумать, что яжуткий интроверт, но это совершенно не так. Я постоянно нахожусь в кругубольшого количества людей, но оставаться с живописью и своими чувствамипредпочитаю наедине.А если бы была возможность отправиться на пленэр в любую точкуземного шара?– Я бы отправилась на самую высокую точку планеты. Как я помню, этоЭверест. Мне бы хотелось почувствовать каково это, быть выше всего живогонаЗемле.На что стоит обратить внимание начинающему художнику?– Самодисциплина. Я знаю очень много мастеровитых художников,которые растрачивают свой талант из-за нежелания и неумения вовремя взятьсебя в руки и приступить к делу, – рекомендует Екатерина. И детям, ивзрослым необходимо выработать привычку рисовать каждый день. Пускай этобудет небольшой скетч, но ведь секрет в упорной регулярной практике.Что обязательно должен сделать каждый человек хотя бы раз в жизни?– Искренне признаться в любви!Чистякова КсенияМагистр истории искусств.