Статья о творчестве художника Ерохиной Катерины.

Искусствовед : Чистякова Ксения

«Самоактуализация — основная цель любого творчества. В своих

произведениях я стараюсь передать ту величайшую движущую силу, которая

заставляет меня непрерывно развиваться и совершенствоваться»

Из интервью Екатерины Ерохиной

Екатерина Ерохина — живописец, графический дизайнер, новая яркая

личность российской арт-сцены. Выпускница Невского института дизайна и

школы художника Романа Ляпина уже с 2019 года регулярно принимает

участие в групповых и персональных выставках Санкт-Петербурга и Тулы. Ее

история только началась, но уже заслуживает пристального внимания.

Екатерина родилась и выросла в Туле, где и сделала свои первые шаги в

сторону искусства. Всё началось с детских еще не осознанных попыток

выразить мимолетные чувства или желания. Вскоре её талант получил

обрамление: в художественной школе Екатерина овладела навыками

композиции, рисунка и колористики. С тех лет техника масляной живописи, на

которую в стенах школы существовал негласный запрет, манила художницу

своей загадочностью. Переезд в Северную столицу помог девушке погрузиться

в творческую среду: поступив в Невский институт дизайна, Екатерина начала

своё профессиональное обучение по специальности «графический дизайн», но

так и не смогла успокоиться. Преподаватели вновь игнорировали технику

масляной живописи, и в этот раз художница не сдержалась:

– Психанула и купила масло, – комментирует Екатерина. Однако, всё

оказалось не так уж просто. Первые работы новым материалом напоминали

девушке нелепые детские рисунки, и с каждой новой пробой, прохождением

интернет-курсов, ключ к пониманию техники так и не приходил.

Судьбоносную роль в жизни девушки сыграла случайная встреча с

Романом Ляпиным на его персональной выставке в пространстве Артмуза.

Постоянные уроки, беседы, дни и ночи в мастерской сделали свое дело.

Открывались групповые и персональные выставки как в Туле, так и в Санкт-

Петербурге. С этого началась её карьера в качестве признанного мастера. Но в

чём же секрет успеха?

Екатерина Ерохина пишет пейзажи на грани абстрактного и

реалистичного. Ее произведения пропитаны чувствами, и являются их

материальными воплощениями. Готовые образы возникают в сознании

художницы в моменты эмоционального потрясения, катарсиса, выброса

адреналина. На почве переживаний зарождается импульс. С чего всё началось?

Самое сильное влияние на Екатерину оказала родная бабушка. Члены ее

семьи не отличались тягой к творчеству, однако именно бабушка своим

оптимизмом и силой духа научила девушку никогда не сдаваться:

– Ты должны быть сильной и никогда не смотреть себе под ноги. Смотри

только вперед, – эти слова запомнились маленькой Кате на всю жизнь и стали

её кредо. Нужно продолжать движение, во что бы то ни стало. Развивать свой

талант художница начала настолько рано, что конкретный возраст уже и не

вспомнить. Да и рисовала всегда и везде. Обои родительской квартиры, слава

Богу, не попали под горячую руку, но альбомы кончались один за другим. Но в

чьём же творчестве Екатерина питает своё вдохновение?

Это оказалось довольно сложной темой для размышлений, поскольку

восхищения, по мнению девушки, достойны многие художники и даже целые

направления. Исток своего творческого порыва она может найти в работах

мастеров различных периодов: от эпохи итальянского Возрождения до ар-нуво.

А учиться, как считает Екатерина, нужно всегда и у всех. Может, есть и другие

источники?

Первый очаг – это природа, вдохновлявшая многих творцов на протяжении

веков. По приезде в Санкт-Петербург Екатерина остановилась в Петергофе. Ей

не составило труда ежедневно преодолевать большое расстояние до института,

как не волновало художницу и нахождение на удалении от кипящей жизни

большого города. Главным для девушки было спокойное уединение и близость

к природе.

– Но оказался и более яркий, уникальный источник вдохновения – это

мои внутренние переживания, - поделилась девушка. Жизнь, к сожалению, – не

самая оптимистичная штука. Ежедневно случаются неприятности, происходят

катастрофы и мелкие неудачи. Однако трудности никогда не пугали нашу

героиню. Сильные эмоции, будь они положительные или отрицательные,

провоцируют выработку энергии и гормонов. Эти процессы заставляют наш

мозг работать усерднее, быстрее, повышают концентрацию и позволяют

максимально продуктивно заниматься любимым делом. И

именно в такие моменты, по словам Екатерины, она стремится выплеснуть свои

мысли краской на холст. Зачем она это делает?

Во-первых, акт творчества помогает отпустить ситуацию и прожить свои

эмоции. Во-вторых, в эту секунду творится магия, из невидимого

нематериального происходит переход в физическое, осязаемое. Идея

воплощается в то, что посторонние люди смогут воспринять и ощутить. Цель

такого искусства – возможность считать и почувствовать то, что не увидеть

глазом.

Арт-блок или хандра — распространенная проблема для творческого

человека, с которой не всегда можно оперативно справиться. Лучшим

средством, по мнению девушки, оказывается само творчество. Искусство в

целом помогает Екатерине оставаться оптимистом и проходить все невзгоды с

высоко поднятой головой. Но неужели не существует ни одной картины,

которая не смогла бы донести нужное чувство до зрителя?

И всё же у каждого случаются неудачи. Такой работой оказалась та самая

первая попытка создать что-то с помощью масляных красок. Она всё еще

остается самым крупным провалом. Первое знакомство девушки с маслом

состоялось около шести лет назад. Как рассказывает Екатерина: Как

рассказывает Екатерина:

– В тульской художественной школе и петербургском творческом вузе нас

обучали практически всему, но только не маслу. Я всегда попробовать эту

технику, но вместо этого мы писали и акварелью, и темперой, и акрилом, и

графическими материалами. К маслу нас не подпускали. Но в один момент

настал день Х, я пришла на выставку в Артмузу, где, как известно,

располагаются не только выставочные залы, но и мастерские художников.

Этого хватило, чтобы сразу побежать за маслом. Предметом изображения на

самой первой работе была волна, бьющаяся о скалы. Один из наиболее

сложных для воспроизведения мотивов. Я не понимала, как ведет себя масло и

получился откровенный ужас… Мне показалось, что я совершенно разучилась

рисовать.

Но неудачи никогда не пугали, и даже закаляли нашу героиню. Какую же

картину художница считает самой необычной в своей художественной линии?

По словам Екатерины, что это был некий фантастический сюжет, совершенно

не характерный для ее творчества. Это было словно наитие. Мастерская, ночь,

несколько часов усердной работы и внезапно появившееся желание взять

чистый холст и запечатлеть там образ, возникший в сознании. Что именно это

было, сказать до сих пор сложно.

– Картина оказалась для меня довольно странной. На ней возник образ

фантастического города, парящего в невесомости, водопадов, мостов, лестниц и

светящегося шара, напоминающего планету и взгроможденного на главное

здание, – так описала полотно сама художница.

На картинах девушки не встретишь людей. В чём же причина? По мнению

Екатерины, изображение человека – довольно простая форма. Мы постоянно

окружены людьми и ежедневно видим свое отражение в зеркале. Для

художницы человек – это привычный образ, символ обыденности, некая

условность. А ведь важнее собственные эмоции, которые бывает сложно

распознать среди чувств окружающих, слитых в единый информационный

шум.

В таком случае возникает вопрос, какая же атмосфера и обстановка

требуется для создания произведения? И как происходит акт творчества: в

сосредоточенной концентрации на задаче или во время внезапного порыва?

Условием Екатерина называет одиночество, пустую мастерскую и громкую

медитативную музыку для предельного фокуса внимания, а также делится

собственным опытом:

– В моей практике был период, когда я занималась живописью сразу с

восемью людьми в мастерской. Помню, первое время я абсолютно ничего не

могла написать, настолько все и всё меня отвлекало и сковывало в движениях.

Со временем я привыкла, но всё равно старалась по возможности обособить

свой уголок от общего пространства. Незнакомые люди могут подумать, что я

жуткий интроверт, но это совершенно не так. Я постоянно нахожусь в кругу

большого количества людей, но оставаться с живописью и своими чувствами

предпочитаю наедине.

А если бы была возможность отправиться на пленэр в любую точку

земного шара?

– Я бы отправилась на самую высокую точку планеты. Как я помню, это

Эверест. Мне бы хотелось почувствовать каково это, быть выше всего живого

на

Земле.

На что стоит обратить внимание начинающему художнику?

– Самодисциплина. Я знаю очень много мастеровитых художников,

которые растрачивают свой талант из-за нежелания и неумения вовремя взять

себя в руки и приступить к делу, – рекомендует Екатерина. И детям, и

взрослым необходимо выработать привычку рисовать каждый день. Пускай это

будет небольшой скетч, но ведь секрет в упорной регулярной практике.

Что обязательно должен сделать каждый человек хотя бы раз в жизни?

– Искренне признаться в любви!

Чистякова Ксения

Магистр истории искусств.

11
Начать дискуссию