Подписываем договоры без бумаг: часть 1

Конечно, вопрос о том как избавится от бумаг бизнес задавал давно, но в условиях пандемии он стал остро.

Попробуем разобраться с основными шагами по введению электронного документооборота.

Выберите способ подписания.

Законодательство допускает несколько способов заключения договора:
1. Собственноручное подписание договора;
2. Подписание договора с использованием АСП (аналог собственноручной подписи), в том числе электронной подписи;
3. Акцепт оферты (п. 3 ст. 438, п. 3 ст. 434 ГК РФ);
4. Признание условий договора и присоединение к ним путем совершения
конклюдентных действий (например платежа).

Подписание соглашения об использовании АСП.

В п. 2 ст. 160 ГК РФ указано, что использование аналога собственноручной
подписи (АСП) допускается в случаях определенных законом или соглашением сторон. Видами АСП является факсимиле, электронная подпись (п. 4 ст. 11 149-ФЗ) или иной способ воспроизведения подписи при совершении сделки.

Для использования простой электронной подписи для подписания документов сторонам предварительно необходимо заключить соглашение, согласно которому стороны признают равнозначность ПЭП и собственноручной подписи.

При использовании акцепта оферты, конклюдентных действий,подтверждающих заключение договора, предварительное соглашение обиспользовании АСП не нужно заключать, поскольку в силу ст. 438 ГК РФ длясовершения таких действий соглашение об использовании АСП не требуется.

Простая электронная подпись.

В ст. 4 63-ФЗ указано, что участники электронного взаимодействия в праве использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Согласно п. 2 ст. 5 63-ФЗ ПЭП - это электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Из этого следует,что стороны могут договориться о разных формах используемой ПЭП: как СМС-код, так и адреса электронной почты, с которых направлены сообщения,логин и пароль учетной записи, URL-ссылка, направленная на номер телефона и др.

Электронный документ, подписанный ПЭП, является оригиналом приравненным к документу, подписанному собственноручно, а не копией такого документа.Для использования ПЭП необходимо обеспечить, чтобы ПЭП содержалась в самом электронном документе и ПЭП должна использоваться в соответствии с правилами, установленными для ее использования (нормативный акт, соглашение сторон), а также из электронного документа возможно установить лицо, его подписавшее (ст. 9 63-ФЗ).

ПЭП также допускается использовать при оформлении первичных учетных документов, к которым законодательством не предъявляется требование об использовании другого вида подписи (например, согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть подписана усиленной квалифицированной подписью). При использовании ПЭП для подписания документов, которые предоставляются в государственный или муниципальный орган следует учесть, что правила использования ПЭП, установленные сторонами соглашения не распространяются на такой орган, поскольку он не является стороной такого соглашения. Для направления документа, подписанного ПЭП, в государственный или муниципальный орган необходимо соблюсти требования к ПЭП, предъявляемые соответствующим органом.

Факт использования ПЭП фиксируйте log файлом.

Фиксируется факт проставления ПЭП, а также факты нажатия тех или иных кнопок на сайте.
Log файлы принимаются судами в качестве доказательств довольно охотно.

В следующей статье обсудим обмен скан-копиями и конклюдентные
действия как способ электронного документооборота.

66
1 комментарий

Статья классная, а как скоро будет продолжение?
Обмен скан-копиями и конклюдентные действия как способ электронного документооборота у нас в IT прям таки актуальный вопрос сейчас)

Ответить