IP-аудит: для кого, зачем и как?

Почему каждой компании стоит провести аудит интеллектуальной собственности, как такой аудит проводится и что компания получает по его итогам – рассказывает Наталия Леонтьева, юрист практики Цифрового права Юридической компании «Зарцын и партнеры».

Кому стоит провести IP-аудит?

В юридической проверке интеллектуальной собственности заинтересована любая компания, у которой такая собственность является ключевым активом. У вас есть программный продукт, который вы коммерциализируете? Вы профессионально создаете контент (дизайн, тексты и пр.)? Ваши пользователи взаимодействуют с вами через сайт или мобильное приложение? IP-аудит для вас.

Зачем проводить IP-аудит?

Компании часто живут с мыслью, что их главный актив им принадлежит. «Мы же платили нашим разработчикам, почему права не наши?», – очень частый вопрос, который слышат юристы. Однако в российском законодательстве кроется не самый приятный ответ. Исключительное право на объект интеллектуальной собственности всегда первоначально возникает у физического лица (автора объекта). Переход исключительного права к компании должен быть грамотно оформлен, иначе он не будет подтвержден судом в случае возникновения спора. Причем стандарты оформления довольно высокие.

Именно правильное оформление перехода исключительного права к компании является основным аспектом проверки. При IP-аудите восстанавливается вся история создания объекта и оценивается чистота перехода прав на каждом ее этапе. В результате бизнес может понять, на каком временном промежутке разработки требуется устранить дефекты в оформлении прав. Кроме того, проведенная оценка и предпринятые по ее итогам меры позволят компании в будущем выглядеть лучше в глазах инвесторов. Последние перед финансированием обязательно придут уже со своим IP-аудитом, к которому компания-таргет будет готова.

Как проходит IP-аудит?

IP-аудит делится на три этапа.

На первом этапе у компании запрашивается вся информация о ее интеллектуальной собственности: какие объекты IP у компании есть, с какого периода шла их разработка, кто в разработке участвовал, какие документы с разработчиками подписывались, сами документы. Как правило, все эти детали выясняются в ходе установочного звонка и заполнения проверяемой компанией анкеты.

На втором этапе консультанты проверяют предоставленные документы. Первая категория документов – документы с внешними контрагентами, которые разрабатывали и/или передали компании интеллектуальную собственность. Вторая категория – документы с работниками. Такое разделение обусловлено тем, что при создании объектов IP работниками возникает особый режим служебных произведений, который подтверждается специфическим образом, не характерным для отношений с внешними контрагентами.

На третьем этапе составляется отчет по итогам аудита. В нем отражаются ключевые риски, выявленные в ходе проверки, оценивается их степень, даются рекомендации по их устранению. Помимо предоставления письменного отчета, проводится встреча / звонок с заказчиком для разъяснения отдельных аспектов.

По итогам аудита компания получает понятный план действий по устранению выявленных проблем.

11
Начать дискуссию