Работа нишевой ИТ-компании в кризис: внутренняя оптимизация и активная коммуникация с клиентами

Турбулентное время приносит множество рисков и открывает новые возможности одновременно. Не пересматривая процессы, любая компания рискует уже в весенний сезон столкнуться с большими трудностями: потерей прибыли, оттоком клиентов, увольнением специалистов.

Sportsoft занимается цифровизацией спортивных организаций с 2012 года. Все начиналось со стартапа под другим названием, который по классике не прошел этап проверки гипотез бизнес-модели (спортивная социальная сеть и онлайн-сервис для спортивных организаторов). За 10 лет мы прошли путь от малозаметного игрока до бренда, который хорошо известен в индустрии как компания - разработчик веб-решений для спорта. За плечами такие проекты как разработка сайта Российского футбольного союза, Система управления соревнованиями Российской Премьер-Лиги, редизайн крупного СМИ “Спорт день за днем”, а также десятки кейсов по работе со всероссийскими и региональными федерациями, лигами, клубами, школами.

Работа нишевой ИТ-компании в кризис: внутренняя оптимизация и активная коммуникация с клиентами

Мы занимаемся веб-разработкой на заказ и долгосрочной поддержкой своих решений, а для небольших клиентов, работающих в нише любительского спорта, в 2018-2020 гг запустили собственные цифровые продукты - Join Sport (платформа по созданию сайтов любительских спортивных лиг и турниров) и Roboseller (CRM-система для управления образовательным бизнесом). Так мы пришли к формуле максимального удержания лида - на его запрос и бюджет почти всегда найдется компромиссное решение.

Для чего этот рассказ?

В первую очередь, чтобы познакомиться, это первая запись в нашем новом блоге. Но гордость за реализованные проекты - не ключевая тема для сегодняшнего топика. Мы хотели бы поделиться собственными переживаниями и опытом по сохранению и стабилизации бизнеса в тяжелых экономических реалиях. И, конечно, получить обратную связь от вас, узнать про ваш опыт в эту непростую весну 2022 года.

Как на сегодняшний день обстоят вопросы с деятельностью IT-компаний, которые работают в спортивной индустрии? Рассказываем на собственном примере и на основе наблюдений за нашими клиентами и партнерами.

1. Текущие клиенты пока остаются, работа над начатыми проектами продолжается. В этом смысле нам “повезло”: у нас нет зарубежных заказчиков, от которых, зависит стабильность компании. Пока работаем на внутренний рынок, большинство клиентов - федерации и окологосударственные организации, резкого сокращения бюджетирования пока не ожидается. Как мы видим, задачи по развитию спорта внутри страны останутся. Двери на международные турниры закрыты, что увеличит число мероприятий в пределах РФ, уже создаются новые мероприятия, только для дружественных стран. И если “спорт вне политики” - это подвижный принцип, то “политика со спортом” - это железная данность. Поддерживать спорт в жизнеспособном состоянии - важная идеологическая задача для государства. Поэтому ожидаем, что если спад и произойдет, то он не будет резким и глубоким.

Работа нишевой ИТ-компании в кризис: внутренняя оптимизация и активная коммуникация с клиентами

2. Мы отметили увеличение числа запросов на создание импортозамещающих сервисов. В Sportsoft уже поступило несколько заявок на создание аналога STRAVA и подобных сервисов. Компании, пользующиеся иностранными CRM (вроде Pipedrive) вынуждены искать альтернативный софт.

3. Инвесторы в силу понятных причин игнорируют IT-компании и стартапы, ориентированные на международный рынок. Вместе с тем, проекты, которые заточены на внутренний рынок, имеют шанс сохранить себя и получить помощь. Будет любопытно посмотреть, как государство будет поддерживать малый и средний бизнес. Ряд поручений по поддержке отрасли информационных технологий уже дан, посмотрим на практике, как это будет работать.

Работа нишевой ИТ-компании в кризис: внутренняя оптимизация и активная коммуникация с клиентами

4. Понимая, что ориентироваться на бурный рост в ближайшее время не стоит, мы оптимизируем внутренние процессы. За последние два года штат компании увеличился в два раза. Заставить сотрудников прибавлять, не впадать в уныние и мотивировать - серьезная ноша для руководства. Массовое сокращение сотрудников не входит в наши планы. Поэтому мы стремимся не сэкономить, а заработать, чтобы поддерживать деятельность на плаву и позволять каждому игроку команды расти профессионально и финансово.

Работа нишевой ИТ-компании в кризис: внутренняя оптимизация и активная коммуникация с клиентами

5. Для этого мы стали чаще видеться, проводить командные совещания (с марта 2020 года коллектив Sportsoft работает удаленно), ведь снижение качества коммуникации в нынешнее время губительно. Выработаны новые алгоритмы взаимодействия между отделами (проект-менеджеры - дизайнеры - верстальщики - программисты - маркетологи - HR), отточены учет рабочего времени и принципы приоритетности задач.

6. По причине ухода с рынка и невозможности оплаты мы отказались от части IT-сервисов для внутренней работы, что-то заменили на аналоги. Но часть сервисов осталась в подвешенном состоянии. Будем смотреть за развитием ситуации.

7. Будем искать возможности для получения грантов под создание актуальных цифровых продуктов на приемлемых для нас условиях. Мы рассматриваем гранты как реальную помощь государства в создании ценных продуктов, а не как “халявные деньги”. Посмотрим, что из этого будет, насколько широко будет представлена подобная поддержка.

Работа нишевой ИТ-компании в кризис: внутренняя оптимизация и активная коммуникация с клиентами

8. Рассчитываем на коллаборации с клиентами и партнерами. Уже провели несколько зум-встреч для обсуждения новых возможных схем партнерства и создания новых продуктов. Текущая ситуация заставляет шевелится быстрее и активнее крутить головой по сторонам.

Делай, что должен - и будь что будет. Выполнять свою работу качественно и ответственно - единственное, что нам остается. Таким образом мы стараемся формировать относительно оптимистичное настроение и позитивно влиять на наших клиентов и партнеров.

А какие реальные шаги предприняли ваши компании? Какие наблюдения делаете за рынком? Релокацию не предлагать )

11
Начать дискуссию