От создания международного бренда до Mental Health Education и менторинга: путь Андрея Субботина

От создания международного бренда до Mental Health Education и менторинга: путь Андрея Субботина

Это текстовая расшифровка выпуска подкаста ProMentoring. Сегодня наш гость - Андрей Субботин - серийный предприниматель, ментор, инвестор из Праги.

Несколько фактов о собеседнике:

  • 15 лет в предпринимательстве, за свои построили с партнером международный бизнес с оборотом в $17m
  • 4 года прожил в Китае и 9 лет в Чехии, вел бизнес в 85+ странах
  • сейчас делает exit с немецкой компанией из очередного стартапа
  • глубоко интересуется ментальным здоровьем и образованием. Делает свой новый проект в этой сфере
  • профессионально менторит и инвестирует в стартапы
  • в своем телеграм канале Mental Founder пишет про психологию и бизнес: как делать дело сохраняя порядок в голове.

- Привет, Андрей. Очень рад тебя видеть в нашем подкасте. Мы говорим здесь про людей, которые в душе своей предприниматели, а в реализации это люди, которые уже не только делают свой бизнес, но и помогают другим предпринимателям. Но для начала, чтобы познакомиться с тобой, скажи, пожалуйста, кто такой Андрей Субботин?

- Это отличный вопрос, особенно в текущей фазе моей жизни. Потому что я наконец-то решил не называть себя каким-то одним словом. Всю мою профессиональную карьеру я позиционировал себя как предпринимателя, а сейчас я получаю больше удовольствия от того, что удовлетворяю разные свои интересы. Я по-прежнему Андрей-предприниматель. Пятнадцать лет - фактически всю свою сознательную жизнь - я занимаюсь разными бизнесами, а теперь и менторингом. Разумеется, для меня также важны вещи, связанные с семьей, здоровьем, вообще c внутренним Well-Being. То, что называется благополучием. Ведь бизнес - он заставляет отдавать все. В какой-то момент ты начинаешь думать о балансе, чтобы не перегореть.

- Расскажи немного о своем пути предпринимателя. Ключевые точки в разрезе того, как это меняло твое мышление.

- Мой путь предпринимателя начался в 22 года - я работал в компании Danone. Как раз закончил Плехановскую Академию. Я сразу понял, что истории с корпоративным устройством, принятием решений в корпорации, карьерным развитием — это не мой путь. Вот поэтому меня хватило ровно на год.

Так я решил начать свой первый бизнес. Вместе с партнером (он итальянец) мы открыли рекламное агентство. У нас неплохо пошли дела, но время было не самое удачное - 2008-й год, когда случился ипотечный кризис. Тогда все первым делом “резали” бюджеты на пиар и маркетинг, поэтому мы успели буквально чуть-чуть разогнаться. Тогда же пришло понимание, что деньги уходят в более конверсионные модели, интернет начинал вставать на ноги. Хотя такой доступности информации, как сейчас, не было. Сегодня фактически любой человек, начинающий деятельность, может что-то “нагуглить” и найти в Youtube. Тогда, по сути, этого не было.

Мы начали заниматься маркетингом и е-коммерсом. Мы поняли, что достаточно экспертные в этом направлении и начали проводить семинары. Например, на тему “Как открыть свой интернет-магазин?”. Были аншлаги! Потому что из литературы можно было купить ровно полторы книги, и они были написаны совершенно кондовым языком.

Мы с партнерами запустили несколько интернет-магазинов, и в один из них залетел продукт, совершенно дикий - электронные сигареты. Мы его поставили в магазин посуды.. И он начал продаваться! Причем с прекрасной маржой. Он постоянно исчезал из наличия. Мы ощутили неожиданно, что продукт приносит нам больше прибыли, чем все остальные 1500 наименований. Тогда начался мой главный большой бизнес, который я построил за это время - по производству электронных сигарет.

За полгода мы начали делать дистрибуцию в России. И тут я оказался в начале 2009 года в Китае: то, что планировалось как двухнедельная командировка, превратилось в четырехлетнее путешествие.

Я безумно я влюбился в Китай, в скорости, которые происходили там в сравнении. Просто космос! Решил там остаться.

Через год мы решили запустить свое производство. Может прозвучать безумно, но мы в итоге это сделали, и это позволило нам заниматься международными продажами. Мы были в начале волны, и на ней мы смогли запустить свой бренд в европейские страны. В дальнейшем Россия, как и рынок СНГ, стали для нас периферийными. В 2013 году я перебрался в Прагу для того, чтобы открыть здесь дистрибуционный центр. В итоге мы открыли здесь штаб-квартиру и я перебрался сюда.

Это, кстати, происходило не так просто. Не раз-два-три - начали и выиграли. Год запуска производства был тяжелейшим для меня как для предпринимателя. Первые заработанные крупные деньги мы вложили в производство, еще и назанимали сверху. Год только выходили на безубыточность, не имея никаких возможностей. Партнер, с которым я начинал бизнес, не захотел продолжать, я продолжил с другим человеком развивать международное направление. Это была закалка.

- Что было дальше?

- Наверное, сразу перейду к ключевой истории 2018 года, когда это уже сошлось много одновременно событий, в связи с которыми я решил уйти из управления бизнесом. Я остался собственником, но фактически решил не продолжать. Триггером послужило то, что у моего отца была диагностирована терминальная стадия онкологии. Абсолютно неожиданно и в достаточно молодом возрасте. И я начал немного пересматривать, насколько мне интересно продолжать. Вот я там отзанимался, условно, 10 лет, электронными сигаретами и задал себе вопрос: хочу ли я дальше двигаться? Я понял, что в связи с тем, что это зона повышенного регулирования, фактически вся диджитал-трансформация, которая происходила предыдущие 10 лет до этого, она прошла мимо меня - в итоге я понял, что мне не интересно. Поэтому я вышел.

У меня как раз в этот же момент родилась дочь. Все совпало. Я начал немножко переоценивать, куда я дальше двигаюсь. Так начался мой путь как Андрея-трушного стартапера.

От создания международного бренда до Mental Health Education и менторинга: путь Андрея Субботина

“Сомневаться в себе нельзя, как только ты в это состояние попадаешь, все начинает вываливаться из рук”

- Ты считаешь, тебе повезло с первым бизнесом? Первый бизнес - и сразу полетел. Нечасто так бывает.

- Все в итоге сводится к везению. Везение — оно обязательно должно присутствовать, без него никак. Поскольку у меня не было батареи проектов, которые я запускал-закрывал-запускал-закрывал, уже по первому была некая иллюзия. Кстати, Виктор Савюк про это говорил, что есть такой формат мышления, когда наступает первый успех и человек начинает считать себя королем мира, что любая его идея взлетит.

- Было у тебя такое чувство?

- Однозначно. И не то чтобы оно совсем обнулилось. Вера в себя - важная черта для предпринимателя. Сомневаться в себе нельзя, как только ты в это состояние попадаешь, все начинает вываливаться из рук.

В 2018 году я начал заниматься стартапами, новыми проектами. Ну вот в классическом смысле. Я начал изучать эту культуру, для меня это было интересно и необычно. Потому что когда ты управляешь крупным бизнесом с годовым оборотом в 20 млн долларов, со штатом из 300 человек, работающих по всему миру, чувствуется совершенно иная динамика. Это не про стартапы, это корпоративная среда.

В стартапах совершенно иные механики. Я решил это изучить за свой счет и очень рад, что начал это делать.

- Много потратил впустую?

- Прилично. В итоге я затраты окупил, но где-то полмиллиона долларов потратил на все это.

- На что они пошли? На стартапы или обучение, инвестиции, вливал в команду?

- Все шло в дело. Я собрал команду "спецназовскую" из трех человек, и мы начали просто пробовать разные инициативы, прототипы. Перебрали идей шесть, какие-то из них просто бросали. Но я платил за время ребят, это в основе своей и являлось главной статьей расходов на два года.

- Какой какой вывод ты сделал? 6 проектов — основной инсайт, который ты получил вот в этом стартаперском мире? Что нужно делать там по другому может быть, чем то делал, либо нужно делать вот так?

- Есть очень важная вещь, которую я понял. Это правило трех лет: именно за этот период времени формируется хорошее понимание проблемы, которую стартап решает, вырабатывается экспертиза. Тебе нужно увидеть то, что, все пропустили. Иногда стартаперы думают они все правильно восприняли, а другие этого не увидели. Но это один из ста случаев. В основном же просто неправда.

Поэтому тебе нужно время. Это марафон и главный вопрос: готов ли фаундер вообще заниматься этой проблемой 3 года? Готов ли он вкладывать свои деньги, готов ли партнер тратить свое время? Готов ли он обивать пороги и искать какие-то деньги на финансирование всей этой истории? Мне кажется, что фаундер должен заниматься проблемой, которая реально его волнует, которая его будет “тащить” эти три года.

- Означает ли это, что количество стартапов, которые человек может запустить полноценно в жизни, достаточно ограничено?

- Мне кажется, что вообще стартапы - это про исследование себя. Вот зачем заниматься предпринимательством? Огромная зона неопределенности. Чисто статистически заработать денег в большой корпорации вероятнее, чем сделать это в предпринимательстве. Единственная, наверное, причина - стремление заниматься тем, что тебе нравится, а второе - чувствовать свободу.

“Бизнес очень сильно зависит от эмоционального состояния фаундера. Это 50% успеха бизнеса”

- Вот этот процесс перехода от предпринимателя к ментору - он у тебя каким образом случился? И можешь ли ты, может быть, свои наблюдения по этому поводу?

- А со мной это абсолютно случайно случилось. Меня пригласили в Клуб предпринимателей в Праге. Мне определенно не хватало социализации, настолько был заряжен своей работой предыдущие годы, “смотрел в грядку”. И я почувствовал это удовольствие от общения, и начал просто делиться своим опытом. И оказалось, что это имеет какую-то ценность. Ребята начали обращаться за помощью, за советом. Первые полтора-два года это носило просто такой неформальный характер, ни о каком профессиональном менторинге речь не шла. Да и я вообще понятия не имел, что такое менторинг. Слово английское знал, а что такая профессия существует - нет.

Я получал удовольствие. Я видел, что это доставляет ценность. Со временем “сарафан” включился: кто-то начал подключаться, услышав от другого. И это длительный цикл взаимоотношений, не то что посиделка на один раз, а взаимодействие в полтора-два года. Потом кто-то из ребят просто сказал: смотри, есть такой Дмитрий Волошин, у него есть структурированный курс. Меня это заинтересовало. Примерно полгода назад это было. Меня зацепила эта главная идея, что ментор — это стратегический партнер. Условно такой кофаундэр твой с опытом.

И меня это зацепило, потому что первое слово — стратегически. А я считаю себя достаточно сильным, стратегически мыслящим человеком, с опытом, разумеется. Вот и партнеры — это то, чего мне не хватало. Мне нравится быть соучастником какой-то долгосрочной темы и перспективы. В принципе развитие долгосрочных отношений партнерских - это здорово. Ведь полно же предпринимателей - с многими из них я работал - совершенно одиноких. Single founders. Это истории, когда не всегда про бизнес, нужно плечо. Бизнес очень сильно зависит от эмоционального состояния фаундера. Это 50% успеха бизнеса. Я сам это пропускал через себя.

- Сколько у тебя менти?

- Сейчас у меня сейчас два менти полноценных и с двумя сейчас идут переговоры.

- Как ты сформулировал для них ту ценность, которую ты можешь дать? И откуда она пришла: от твоего опыта, твоей личности, умозаключений? Возможно, грубо прозвучит, но каким образом ты это “продавал”?

- Я как раз не продавал. Это можно так назвать в итоге, но это скорее совокупность.

Первое: я человек с результатом: я построил фактический бизнес, большой, международный. Результат - это важная штука для менторинга в долгосрочной перспективе. Поэтому я планирую оставаться предпринимателем в любом случае.

Второе: я все-таки больше фокусирую внимание на самом фаундере. Мне кажется, что я хорошо чувствую “боль” и могу ее проживать. Поэтому я умею общаться с фаундерами. И, кстати, всегда вижу первым именно фаундера, а уже потом его бизнес. Для меня важны человеческие взаимоотношения.

Третье: для меня важна моя собственная эффективность как ментора, поэтому каждую сессию я заканчиваю вопросов: давай оценим от 1 до 10, вообще насколько эффективно это было и как ты оцениваешь мою работу? Мне очень важно быть в районе десятки, поэтому если я слышу “девять”, то лучше задержусь на полчаса и доработаю.

- А можешь привести пример оценки, которая тебя не удовлетворяла и ты понимал, что нужны добавить ценности в этой конкретной сессии. То есть какого рода может быть неудовлетворенность предпринимателя во взаимоотношениях с ментором на конкретной сессии?

- Поскольку я находился в такой управляющей позиции во всех своих бизнесах, мне свойственно немного доминировать, выступать с позиции принимающего решения, несущего ответственность. Мне было непросто в самом начале, потребовалось длительное время, чтобы себе многократно напомнить, что я младший партнер в этом взаимодействии - больше эдвайзерская роль. Несколько раз были низкие цифры - и каждый раз это было связано с тем, что я начинал немножечко передавливать, действовать с позиции азарта, забывать, что это не мой бизнес. И получил качественную обратную связь и переучивал себя.

- Как ты для себя определяешь стратегию менторинга? Есть ли она у тебя? Может быть это определенное количество менти или число долей, безбедная старость или насмотренность? Какая стратегия?

- Классный вопрос. Мне сейчас 35 лет. Как любит говорить моя мама, мужчина в самом расцвете сил. И я так себя действительно чувствую: опыт уже есть, а энергии еще полно. Я точно не смотрю на менторинг как свою основную профессиональную деятельность. Я смотрю на менторинг как на то, что случается в моей жизни и создает ценность. И тут очень все классно связывается. Потому что менторинг позволяет мне развивать нетворкинг, повышает насмотренность. У меня сейчас в портфеле два проекта, в перспективе хочу двигаться к четырем - это 20% моего времени, я его готов уделять на это. Основная тема, куда я иду сейчас - это проект в сфере ментального здоровья и образования, я его оберегаю, да и в целом хотелось бы искать менти в этом направлении.

- А какой горизонт у тебя в плане менторинга? Можешь рассказать, какие вилки у тебя есть.

- Поначалу я брал 50 евро в час, потом плавно это перевел на 100, а сейчас перехожу на 200 евро в час. Если бы я выступал в роли эксперта как в FMCG, то просил бы 500 евро. Я постоянно учусь в своих проектах и это дает ценность стартапу.

“Многие просто не знают, что менторы существуют. И я раньше не знал”

- Касаемо технологии проведения сессии. Ты можешь рассказать про технологию, этапы.. Это идет так, как нас обучали на курсе менторинга или у тебя сложился свой пазл?

- Конечно, где-то я использую информацию, полученную от Дмитрия Волошина, где-то свой опыт. У меня опыта достаточно богатого и совет, как правильно делать бизнес. Но мы возвращаемся к истории, что это не наш бизнес. Это бизнес конкретного человека, и у него есть запрос. Если он совсем не откликается на какие-то важные вещи, тогда надо серьезно говорить и может быть, даже расставаться, потому что это бессмысленная трата времени. Но с другой стороны, у каждого предпринимателя есть какой-то свой стиль, свои сильные качества и способ ведения бизнеса. Первые месяцы надо немножко подстроиться, и тогда все перейдет во взаимное доверие. А я мог делать навязывание, потому что мы входим все-таки в чужой бизнес. Не всегда там четко построенная мотивация, не всегда там четко построенная команда, система целей и так далее. Большинство начинающих предпринимателей в целом не знакомы с со многими базовыми вещами.

- А когда тебе давали обратную связь, что самое необычное для тебя было, когда говорили, чем ты полезен. И наоборот - что не ожидал, что может иметь ценность, а оно имело.

- А вот сейчас скажу: оффлайн. Вот сейчас 2 менти, которыми я работаю, они находятся также в Праге. И для них вот почему-то это очень важно - что встреча вживую происходит. И я этому был очень удивлен. Это про человеческий контакт. Вот мне кажется, легко недооценить, заходя в менторинг, превратить это консалтинг. Advising coaching — это все таки про партнерство. Партнерство — оно больше чем просто “мы делаем бизнес”. Это про товарищество, единомышленничество, дружбу, про то самое плечо.

От создания международного бренда до Mental Health Education и менторинга: путь Андрея Субботина

- А что должен для себя осознать менти? Как он должен прийти к тому, что ему нужен ментор, в какой ситуации он должен находиться? А если он это понял, то как понять, какой именно ментор ему нужен? Как выбрать ментора?

Самая первая история — это осознать, что вообще такая штука есть.

- То есть это сейчас в нашей воронке продаж условная самая большая проблема — она наверху очень узкая.

- Абсолютно. Я смотрю на себя. Хотел бы я ментора? Отбрось меня там в 2009 год. Да блин, хочу, конечно! Но вот у меня в мыслях не было этого. Книжки есть какие-то, семинары можно посетить, уже Youtube начал показывать что-то псевдополезное. Я просто не знал, что менторы существуют. Поэтому первое - просто знать, что они есть. Ну и второе - должна быть реальная проблема. “А вот попробую позырить” - это не про менторинг. Должна быть проблема или конкретная цель. Нужно рассказывать больше кейсов, популяризировать менторинг.

- Ты готовишься как-то к встречам? Или у тебя пока хватает знаний компетенций, предыдущего опыта и насмотренности, чтобы ты мог, что называется, с колес работать.

- Я всегда держу стратегическую повестку. Условно, я пишу цели, стартапы и так далее. Не всегда это у фаундера прописано. Он может прийти на встречу, и сказать, мол, вот такая проблема. Давай по ней поехали. Сейчас использую офигенный и универсальный метод: факт-карт. Очень рекомендую всем. Фактически любую проблему можно растирать через него, ребятам очень нравится, и мы вроде решаем проблему локально, но я каждый раз все равно говорю: “Слушай, дай мне пятиминутный апдейт, что происходит с бизнесом? Но я понимаю, что нужно немножечко оставлять свободу. У более “мясистых” крепких проектов мы прям прорабатываем уже совершенно инфраструктурные вещи. Выстраиваем полностью метрики, команду, больше стратегии уже, если часы позволяют.

- А были ли такие моменты, когда ты понимаешь, что в определенном проекте по этому вопросу ты не можешь помочь, потому что у тебя недостаточно компетенций опыта. Бывает такое?

- А я это ставлю первым пунктом. Для меня очень важно целостность внутренняя. Я точно не буду изображать себя тем, кем я толком я не являюсь. Cмотри, я ищу интересные проекты в Mental Health Education. Хотя я говорю, что слушайте, я не нативный эксперт, но я неплохо сейчас начинаю это дело изучать. И когда ко мне приходят проекты не из этой сферы, а, например, из строительства, я сразу отвечаю, что я не строитель. Я могу не знать, получится ли работа в долгосрочной перспективе, а потом выясняется, что да.

- Они иногда просто не знают, где такие менторы обитают.

- Вот. У меня нет задачи продавать свои услуги, но есть задача работать с интересными проектами и давать им ценность. Вот и если я чувствую, что есть лучше ребята, то я лучше их посоветую.

“Мое главное достижение - я научился договариваться с собой”

- Давай немного поговорим про ментальное здоровье. Расскажи нашим слушателям, что это такое и почему ты решил заняться этим проектом.

- Предыдущие 15 лет я настолько был погружен предпринимательство, что я сильно забивал на остальные части своей жизни. Я думаю, это знакомо многим предпринимателям. Это связанные со здоровьем вещи, это и в отношениях часто проявляется. В какой-то момент ты чувствуешь, что тебя уже перестает радовать то, чем ты занимаешься - и это лишь связано с тем, что ты “перегорел”. Выходят на первый план потребности, на которые ты забивал: где-то тело начинает бунтовать, что-то начинаешь просто ненавидеть, проблемы в отношениях. Не высыпаешься, стресс… Предпринимательство ведь требует постоянного спринтерского напряжения: ты каждый день - и в выходные должен фигачить. Но я понял, что это просто не самая эффективная стратегия, потому что предпринимательство - марафон. Я верю в то, что можно пробежать этот марафон и быть эффективным, не выгорев.

В моей практике случилась история с психотерапией. Как раз вот когда с папой случилась вся эта история, было много переосмысления. Ребенок родился. Кризис в семье. Я неожиданно понял, что есть целый набор навыков эмоционального интеллекта, гибкости и саморефлексии, которые всегда обычно на периферии. Я стал гораздо более счастливым человеком, я стал гораздо более эффективным. Я все так поступательно проработал, что у меня просто возникла одна большая мысль: я хочу, чтобы эта ценность была в каком демократическом доступе для людей. Не так, что “я сейчас пойду и найду терапевта или коуча, отдам ему 150 евро за сессию и он решит мою проблему”. И я бьюсь сейчас над этой проблемой: как по цене месячной подписки на Netflix сделать так, чтобы у человека был под рукой инструмент, который бы помог ему на ежедневной основе заниматься эмоциональной гигиеной. Что помогло бы выводить тебя из таких вот пограничных состояний, в которых легко можно перегореть. Инструмент, который положительно влиял бы на взаимоотношения в коллективе, с партнером, в семье и так далее. У нас уже есть интересные концепты и гипотезы в этом направлении.

- Правильно понимаю, что это некий инфопродукт в хорошем смысле?

- Вся эта история бессмысленна без практики. Как любое образование без практики — это просто информирование. Да, полезно, но на 10%. Мы работаем над чем, чтобы посмотреть на направляемые, диалоговые практики. Например, в иностранных языках это удобно работает: люди созваниваются практикуются. Вот мы смотрим на то, чтобы можно было взять какие-то софт-скиллы, структурировать по ним научно доказанные упражнения от экспертов. И в таком формате это практиковать. Вот мы в эту сторону смотрим.

- Это инфопродукт + комьюнити?

- Абсолютно. Это история, в которой комьюнити очень важная вещь.

- Я недавно впечатлился огромным списком, который ты написал в своем телеграм-канале о том, чему ты учишься. Как ты все это успеваешь делать, как у себя в голове нарисовать этот пазл?

- Без пазлов точно не обходится. Чтобы находить системность в нашей сложной жизни, важно ее куда-то написать, нарисовать. Я вот люблю рисовать области своей жизни и как-то их пересекать. Скажем, я предприниматель, инвестор, зожник, муж, отец - это мои разные социальные роли. И я смотрю на эту карту, думая: окей, где кому чего не хватает? И вот тут возникают точки синергии. Сейчас, когда я выбираю курсы, то у меня, как правило, ценность даже не двойственная, а тройственная. Я сам могу получать от этого кайф. Что-то влияет на мою менторскую практику, что-то - на мой проект, что-то - в целом на будущее. Ты платишь за один час, а получаешь в три раза больше. Так что с мотивацией все легко. Я реально сейчас кайфую, потому что, с одной стороны, я решаю реальные проблемы свои входящие, а с другой - для меня это еще потенциальный такой интересный нетворк - мне нравится образование, где присутствует сообщество. Где ты реально можешь взаимодействовать с людьми, вот как мы, в том числе, в Клубе менторов. Это же кайф!

- В последние месяцы я для себя пытался искать собственный подход и отношение к своей деятельности, к бизнесу в целом. И я нашел короткий тезис, характеризующий мое отношение к тому, что происходит в бизнесе. Я считаю, что есть ключевые две вещи: цифры и то, что в голове основателя. Из них складывается взаимосвязь, с которой нужно работать. Как ты относишься к этому?

- Я с тобой полностью согласен. Я бы сформулировал так: мы в любом случае с бизнесом работаем через фаундера. Мы фаундером работаем через бизнес. Я думаю, слушатели правильно услышат: фаундер — это инструмент, который мы работаем с бизнесом. Его мозг - это инструмент.

- У нас такая финальная часть, которую бы хотел бы от тебя услышать. Чем ты сейчас гордишься в своей деятельности? В профессиональной, а, может быть, не только.

- Мое главное достижение, это то, что я научился договариваться с собой. Как это ни странно звучит.. В принципе, подружиться с собой — мне кажется, это такая классная цель по жизни.

- Как это проявляется?

- Внутреннее согласие, небольшое количество внутренних конфликтов. Я каждый день замеряю уровень удовлетворенности от 1 до 10. Раньше, в среднем, я на пятерке-шестерке тусовался. Сейчас ближе к восьми. Не то, что я кайфую и ничего не делаю, это не про лежание на шезлонге.

Я просто перестал сам с собой воевать. Поверьте моему маленькому опыту: у многих успешных людей достижение и деньги со временем чуть-чуть отходят на периферию, на первый план выходят другие аспекты в районе 35-40, когда традиционно начинается кризис среднего возраста. Разумеется, это здоровье, семья, конфликты с самим собой. Конечно, я горжусь тем, что я построил достаточно большой международный бизнес. Я горжусь тем, что я научился вдохновляться людьми. Была слепая зона для меня. Для обучения очень важно вдохновляться. Вдохновляться — значит не завидовать. Это отпускает и много внутренних “болей”, а главное, дает кучу энергии. Да, потому что ты можешь пойти к этому человеку, ты можешь начать чему-то научиться, и так далее. Это великолепное ощущение, я его всем рекомендую испытать, потому что скорость роста феноменальна. И я горжусь тем, что я открыл для себя вот силу нетворкинга. Вот я очень рад тому, что сегодня с тобой встретился. Сейчас кто-то послушает наш диалог, тебе и мне напишут что-то, скажут, поблагодарят, новые завяжутся взаимосвязи. Вот меня это очень вдохновляет.

- Вопрос-оффтоп: хорошо или плохо иметь жену-психотерапевта?

- Ха-ха. Забавно то, что она не является психотерапевтом, когда она моя жена. Она такой же человек. Это очень важно - понимать, что психотерапевты такие же люди, они ходят к супервизору, чтобы проговаривать свои больные темы, истории. Поэтому, конечно, у нас не без конфликтов, мы просто научились беречь себя, как говорил Михаил Ходорковский.

Это… Это классная история, когда мы на одном языке можем решать сложные вопросы.

- Вот я надеюсь, что большая часть наших слушателей вдохновится тем, что ты говоришь. Они просто будут завидовать. У меня последний вопрос: на кого ты подписан в соцсетях? Какие книги, подкасты? Может быть, ты рекомендуешь там три персоны или вещи, которые рекомендуешь изучить, послушать, посмотреть?

- Соцсети я открыл для себя не так давно. Человек был в Китае очень долго…

Там действительно все заблокировано. Сейчас я читаю телеграм-канал “Венчур по понятиям”.

- Я тоже подписан на него.

- Мне нравится то, что делают ребята из “Эмоциональной гранулярности”, в частности, Дима Мацкевич. Я давно на него подписан и мы сейчас немножко взаимодействуем вместе.

Я читаю каждую неделю какую-то книгу. Иногда полностью, иногда в саммари. Кстати, очень рекомендую Smart Reading Михаила Иванова. Классный проект. Когда-то мне довелось с ним лично познакомиться, и я очень вдохновлен.

Как и вдохновлен деятельностью Андрея Курпатова, именно как профессионала на стыке психологии и бизнеса. Не зря он управляет Лабораторией в Сбербанке, действительно решая реальные проблемы бизнеса.

Мне очень нравится следить за партнером Уоренна Баффета Чарли Мангером, его модели ментальные. То есть человек прожил практически 100 лет, ему есть, что сказать. Вкратце, я в принципе ищу знания, которые не потеряют свою актуальность через 10 лет. Я такой вопрос задаю, наверное, когда выбираю, что изучать. Вот через 10 лет это будет иметь смысл. Если да, то я это учу. Этому я посвящаю свое время.

Ведущий подкаста: Иван Рындин - ментор стартапов и действующих бизнесов, трекер, основатель IT-компании Sportsoft, разработчика цифровых решений для спортивных организаций.

От создания международного бренда до Mental Health Education и менторинга: путь Андрея Субботина
22
1 комментарий

Красивый

Ответить