Про дизайн

Привет, меня зовут Александр, я CEO IT-компании Pitch. Я почти 20 лет занимаюсь дизайном и вижу, что каждое новое поколение дизайнеров совершает одни и те же ошибки в развитии: путают понятия, неверно понимают свои задачи, не учитывают культурный код и контекст, неполно подходят к оценке результатов работ.

У меня родилась идея написать цикл статей про дизайн, в которых поговорим про дизайн в общем, про насмотренность, про культурный код и контекст потребителей. Статьи будут полезны всем дизайнерам — и начинающим, и тем, кто в профессии не первый год.

В первой статье цикла обсуждаем задачи дизайнера и основные понятия в дизайне.

Что такое дизайн

Мое определение дизайна такое: дизайн — это способ сделать вещи понятными.

Александр Лебедев

Стив Джобс сказал: «Дизайн — это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает». В английском языке design более точно передает смысл и используется как глагол, который обозначает созидательное действие, направленное на уточнение деталей. В русском мы переводим design как «конструировать», «создавать», «разрабатывать», но этот перевод не передает созидательно-оптимизаторского контекста и работы со смыслом.

«To design a process» — это не просто «создать процесс», это именно настроить смыслы и назначение процесса, оптимизировать его и сделать понятным.

Александр Лебедев

Дизайнер упрощает восприятие какого-либо предмета или процесса. Это причина, по которой дизайнеру жизненно необходимо максимально подробно разбираться в том, над чем он работает. Чтобы что-то упростить, сначала надо понять, как это работает и для чего. Именно поэтому дизайн не искусство.

Фразу «я художник, я так вижу» в дизайне надо запретить :)

Александр Лебедев

Считать дизайн искусством — это ментальная ловушка. Принципиальная разница в том, что художник запутывает, а дизайнер выпрямляет. Искусство — это самовыражение и транслирование чего-то, что художник пережил. Например, в галерее два человека смотрят на картину. Каждый видит что-то свое. В дизайне не так — здесь потребитель должен понимать и считывать то, что заложил дизайнер.

Задачи дизайнера

Главная задача дизайнера — разобраться в том, для чего он делает дизайн.

Александр Лебедев

дизайнеру на старте проекта нужно принимать участие во всех этапах исследования наравне с аналитиками, маркетологами и проджект-менеджерами. Кажется, что это какая-то каша, но это дает профит — чем больше погружение на старте, тем быстрее потом идет работа.

Например, участвовать в кастдеве или прочитать выжимку из отдела маркетинга — это две разные истории. В первом случае дизайнер глубже поймет потребительские потребности, сможет лично пообщаться с людьми, которые будут использовать результаты его труда. А главное — потом не будет возникать разногласий, например, с маркетологом.

Если дизайнер на этапе разбора проекта что-то не понял, потом это приведет к тому, что он будет делать просто красивые кнопки.

Александр Лебедев

Вот еще задачи, которые стоят перед дизайнером:

  • Изучение предметной области. Об этом уже поговорили.
  • Изучение целей и задач, которые предстоит решить.
  • Изучение потребителей: культурный код, контекст, проблемы.
  • Изучение всех материалов, которые есть.
  • Изучение tone of voice и манеры общения компании с клиентами
  • UX-аналитика и формирование гипотез.
  • Определение пользовательского опыта. Создание прототипов.
  • Создание дизайна: макеты, адаптивы, компоненты, микровзаимодействия.
  • Тестирование готового продукта.
  • Ретроспективный анализ, подготовка гипотез о том, как работать лучше.

Обратите внимание, что первые 7 пунктов — это изучение. И только один пункт про визуальное: эта часть делается быстро, когда дизайнер качественно выполнил задачи по изучению и понял, что и зачем он делает.

Основные понятия в дизайне

В дизайне есть два важных понятия, которые часто упускаются, — это баланс и tone of voice.

Баланс — правильное сочетание элементов для достижения цели. Это про визуальную часть проекта — баланс помогает человеку корректно понять то, что до него доносит компания, на сайте которой он оказался. Здесь и колористика, и типографика, и другие прикладные инструменты в работе дизайнера.

Но ключевая мысль в том, что невозможно создать правильный баланс, если досконально не выполнить задачи по изучению и аналитике компании клиента.

Александр Лебедев

Чтобы не попасть в замкнутый круг, где дизайнер не понимает, что делает, а пользователи сайта не понимают, что до них доносят, нужно сознательно выходить из цикла, где дизайнер выступает только в роли исполнителя визуальной концепции.

Второе понятие в дизайне, о котором нужно сказать, — это tone of voice. Это то, как бренд общается со своим потребителем. Например, веб-сервис за несколько миллионов и лендинг с продажей чудодейственных продуктов для похудения — это принципиально разное общение с клиентом. Чтобы создавать tone of voice, нужно развивать насмотренность и понимать, какие элементы как работают. О насмотренности мы поговорим в следующей статье цикла.

11
Начать дискуссию