Маркетинг. Аналитика vs продвижение

На тему маркетинга можно говорить часами. Но зачастую я встречаю понимания маркетинга как инструмента рекламы своего товара

Если хотя бы у одного из читающих меня предпринимателей стартапа появится понимание, что маркетинг ≠ реклама, отлично, мои труды не напрасны.

Маркетинг от слова market — то есть «рынок». Суффикс -ing означает действие. Получается маркетинг — это про действия, которые направлены в сторону рынка и, главное, клиента. Базовая составляющая маркетинговой системы — аналитика или аналитический маркетинг. Вот о нём как раз и хочу рассказать.

Аналитический маркетинг даёт понимание насколько ваша бизнес-модель живучая. Для себя я упростил всю аналитику до трёх вопросов: кто, сколько и как.

Кто: клиент,

Сколько: я трачу и зарабатываю,

Как: ранжируются предпочтения клиентов, формируется ассортимент, какова пропорция всего этого.

Естественно, подвопросов и вариаций море, но суть именно такова.

Сейчас я провожу интервью с потенциальными менти. Один из вопросов — как обстоят дела с маркетингом. И пока ни у кого в компании нет полноценного аналитического маркетинга. Проблема не в том, что ребята несведущие или как-то у них там не так системы настроены. Проблема в том, что у нас в принципе понимание маркетинга искажённое. Если фаундер не изучал тему, не погружался глубоко в какие-то бизнесовые вещи, то маркетинг воспринимается именно через знак равно с рекламой. Хотя это вообще не так.

Я топлю за маркетинг и искренне верю, что содружество маркетинга и продаж сделают бизнес мощным. Хочу рассказать историю, которая произошла со мной буквально полгода назад. Шикарный пример о том, что продукт может быть уникальным, потрясающим и миллион раз крутым, но если он не попал в рынок — провал гарантирован.

В 2021 году мы запустили образовательный проект. Я решил, что на рынке много школ, которые дают рецепты и обучают принципам готовки. Подумал, зачем мне давать это, и выбрал рассказывать студентам, как делать бизнес на кондитерской. Я настолько влюбился эту идею,настолько она казалась мне гениальной, что даже мысли не было провести какой-то предварительный маркетинговый анализ.

Сперва события развивались позитивно. Лояльная аудитория инстаграм поддержала идею и мы без проблем набрали первый поток. Группа 65 человек. Я счастлив: нашёл столько единомышленников и тема ребятам зашла. Рисуем прогноз продаж. Делаем второй заход. Расширяем аудиторию и привлекаем более «холодных» клиентов. Группа набирается 45 человек. Меня это совершенно не насторожило. Я как-то себе это объяснил и двинулся дальше. Третий поток и уже 25 человек. И только тогда я начал понимать — что-то идёт не так. Развернулся к рынку и спросил: а вам бизнес на тортах точно нужен?

Ну нет, конечно же, нет. Моя гипотеза о потребностях студентов вообще не совпала с реальностью. Я всей душой хотел, чтобы люди не просто готовили, а монетизировали своё хобби, но такая задача стояла у очень малого процента людей.

Вывод: аналитика в твоей голове — это только аналитика в твоей голове. К реальности она может не иметь вообще никакого отношения. Науку вынес. Мы снова трансформировали курс. Теперь он будет больше отвечать потребностям студентов. А для тех, кто готов трансформировать хобби в бизнес, будет большой отдельный блок.

Почему так вышло — в какой-то момент я забылся. Влюбился в свой продукт, как родитель любит своего ребёнка. Даже мысли не допускал, что с ним может быть что-то не то. Ну и попался на ту же удочку, что и другие предприниматели.

Зачем рассказываю? Напомнить себе, что опыт совершенно не гарантирует успех всех без исключения проектов. И маркетинг, анализ, а также вопрос к потребностям рынка нужен всегда. Даже если вы давно в бизнесе и даже если есть ощущение всезнания.

На самом деле о маркетинге можно говорить бесконечно. Поделюсь, на какие аналитические метрики я лично опираюсь.

44 показа
3939 открытий
Начать дискуссию