Магия фидбэка или способ стать лучше

Со стороны давать обратную связь - проще не придумаешь, на деле чуть сложнее. Хорошие отклики и давать и принимать проще, а вот с негативными нужно поработать.

Как часто бывает:

  • Про ошибки своих коллег не говорим, это донос.
  • Про то, что Ваня/Петя хорошо сделал что-то, тоже. Забываем похвалить, думаем, что это неважно.
  • Родным и близким забываем сказать какие они молодцы, воспринимая сделанное как должное.

Почему так?

  • С детства есть убеждение, что если расскажешь о чьей-то "шалости", будешь ябедой, а их никто не любит, с ними не дружат. Эти установки перетекают во взрослую жизнь. Нас просто не научили этому. Хвалить других, кстати, тоже.
  • Отсутствие среды доверия. О проблемах мы можем рассказать только в среде доверия и взаимного уважения.

Окей, допустим, какая польза от фидбэка?

  • На работе - это сплачивает команду, ребята чаще приходят друг другу на помощь, проще решать конфликтные моменты. Ускоряет личностный и профессиональный рост.
  • Среди близких вы тоже получаете теплые и доверительные отношения.

Даем фидбэк другим, опираясь на принципы:

  • Не копим большое количество фидбэков, все разбираем по свежим следам.
  • Исходим из желания помочь, а не из желания самоутвердиться.
  • Сохраняем спокойствие, не кричим и не топаем ногой.
  • Если говорим об ошибке - сначала позитивная информацию, далее - суть ошибки.
  • Не переходим на личности и объясняем как правильно.

Не надо так: “Руки у тебя не из того места растут” .

Говорим конкретику: “Здесь ты сделал неправильно (потому что______), нужно было так a+b+c. Почему так вышло? (вот тут копаем: возможно, это ваша вина: недостаток информации и тд).”

  • Исходим из фактов.
  • Слушаем собеседника, разбираем ошибки.
  • Фиксируем общение: проблемные зоны, инструменты, которые смогут помочь в их устранении, временные рамки.

Важно:

  • Если даете обратную связь по ошибкам, то и хвалите. Иначе человек будет думать, что у него совсем ничего не получается.
  • Хвалим прилюдно, разбор ошибок - индивидуально. Далее все кейсы можно консолидировать и разобрать уже со всей командой.

Принимая обратную связь:

  • Сохраняем спокойствие и относимся к этому как к возможности стать лучше, проще - это подарок от другого человека. Не всегда хорошо "упакованный", но все же.
  • Не перебиваем, слушаем до конца.
  • Благодарим.
  • Пользуемся “подарком”, проводим работу над ошибками.

А хотите узнать, что думают о Вас?

Воспользуйтесь окном Джохари. Он делится на четыре квадрата и вы можете увидеть: как воспринимают вас окружающие, что вы знаете/ не знаете о себе. Для заполнения можно воспользоваться гугл-тестом: составьте 5-7 вопросов, и уже исходя из ответов близких и знакомых, заполните табличку.

P.S.: сделайте тест анонимным, чтобы близкие/знакомые/коллеги смогли открыто рассказать о Вас.

Научиться и научить других давать и принимать обратную связь - небыстрое дело. Стоит запастись терпением. Однако это позволит профессионально вырасти всей команде, быстро исправлять ошибки и, конечно, мотивировать на великие дела. Вы ведь не забыли, что хвалить тоже нужно, да?:)

Начать дискуссию