Диагностика при сезонной переобувке машиныБлизится весенняя «переобувка» машины. И поскольку с недавнего времени всё больше автовладельцев предпочитают самостоятельно ремонтировать и обслуживать свой транспорт — рассмотрим, какие сопутствующие работы можно провести и что осмотреть в автомобиле, чтобы потом лишний раз не снимать колёса.Предварительный осмотр перед сезонной сменой шинДо поездки в гараж или на дачу составим список деталей и расходников, которые точно придется покупать.Проверим толщину тормозных колодок. Если колёсные диски литые — это сделать легко. В случае со «штамповкой» поможет недорогая камера-эндоскоп. Если тормоза барабанные — залезем под машину и посмотрим через отверстие в тормозном щите. Накладок почти не осталось? Тогда покупаем новые заранее.Косвенно оценим износ тормозных дисков. Если присутствуют трещины (не путать со следами-контурами от колодок), вибрация при торможении, или «ступенька» по периметру ощущается пальцем как 2-3 мм — то, вероятно, потребуется замена.Заглянем под крылья. Видны следы коррозии? Тогда запасаемся кордщёткой, преобразователем ржавчины, грунтом, краской и мастикой. В крайнем случае — щёткой и пушсалом, чтобы замедлить процесс разрушения металла.Послушаем подвеску при езде по неровностям. Убедимся в отсутствии щелчков со стороны ШРУСов при крайних положениях руля при движении в поворотах под нагрузкой и при сбросе газа.Пошатаем руль при заглушенном и работающем двигателе для выявления стуков рулевой рейки.Насколько возможно, оценим сухость пыльников ШРУСов, амортизаторов, рулевых тяг рейки.Обратим внимание, если машина стоит на ровной площадке с перекосом (это может быть вследствие поломки пружины).Найдём ключ от секреток, оценим остаточную высоту протектора, и осмотрим на наличия гвоздей и саморезов летние колёса, а также колесные диски на предмет вмятин. При необходимости заранее свозим в шиномонтаж на ремонт.И, конечно, не забудем гидравлический домкрат и динамометрический ключ. А также щётку и шампунь, чтобы помыть снятые колёса, высушить их, подкрасить сколы на дисках, и заботливо уложить в пакеты до зимы.Диагностика при вывешенных колёсахСтронем с места колесные гайки — пока авто стоит на земле, это сделать намного проще.После того, как поддомкратим машину и поставим на упор-треногу, не спешим сразу откручивать крепёж — сначала постучим кулаком по верхней части колеса (не должно быть стучащих звуков), после чего покрутим его («перекаты» и гул недопустимы), чтобы убедиться в исправности ступичных подшипников.Пошатаем за покрышку передние колёса влево-вправо, чтобы выявить люфты в рулевом управлении. А с локализацией (в наконечниках, шарнирах тяг, или в рейке/редукторе) разберёмся, когда снимем колесо.Сервисные операции при снятых колёсахВнимательно изучаем целостность тормозных шлангов. Измеряем штангенциркулем толщину тормозных колодок и дисков. Вышли из допуска — меняем сразу, чтобы потом не возвращаться к этому.Проверяем состояние пыльников шаровых опор, ШРУСов, амортизаторов, рул. рейки, «косточек». При необходимости заменяем треснувшие/порванные резинки, не забыв почистить внутри и добавить смазку.Возьмём монтировку и проверим сайлентблоки, шаровые; пощупаем стойки стабилизатора и оценим состояние резинок его крепления к кузову.Если по люфтам в рулевом были вопросы из предварительной диагностики — отсоединим наконечник от сошки кулака и локализуем неисправность.Осматриваем пружины (лопнувший верхний виток не сразу можно заметить) и чистим баллоны (если авто на пневмоподвеске).Контролируем отпотевание/течи вокруг шкивов двигателя и наличие трещин на приводных ремнях.Если есть коррозия на подкрылках или лонжеронах — зачищаем и обрабатываем поврежденные места.Закрепляем оторванные за зиму грязезащитные фартуки и устраняем ржавчину на кромках крыльев около саморезов крепления локеров.Волговоды старой закалки завершают этот этап осмотром резьбовых втулок, маятника, и торжественным шприцеванием шкворней и трапеции.Установка колесКогда все диагностическо-ремонтные мероприятия закончены, подписываем местоположение зимних колёс и внимательно изучаем характер износа протектора — он расскажет о проблемах со сход-развалом и тормозами. Осматриваем снятые колёсные диски (коричневый несмываемый налёт на полке обода может свидетельствовать о подклинивающем тормозном суппорте).Если планируется дальнейшее использование шипованной зимней резины в следующем году — измеряем штангелем глубину на месте выпавших шипов и считаем их количество, чтобы летом приобрести комплект нужного размера для самостоятельной дошиповки, и восстановить потерянные.Очищаем металлической щёткой (а при необходимости и наждачной шкуркой) привалочные плоскости ступиц, по желанию наносим медную смазку.Далее устанавливаем летние на свои места (мы же их подписывали осенью), затягивая крепёж крест-накрест рекомендуемым моментом. Если на используете центровочные кольца или проставки — не забывайте про них.Потратив дополнительно пару часов на экспресс-диагностику и ремонт, мы приобретаем уверенность в исправности подвески, тормозов и рулевого управления, останавливаем коррозию, и экономим время на лишнее снятие колёс в ближайшем будущем.