VC / Seed Sale / Private Sale

В первую очередь следует различать проекты ранней стадии на 2 основные категории:

1. Фундаментально сильные (первосортные проекты). В основном, в данных проектах ранние инвестора и партнеры являются крупные фонды, которые собирают более 100 лямов $ при этом могут быть несколько раундов финансирования. (pre-seed; seed; private sale; A B C раунды).

Для анализа таких проектов следует обращать внимание в основном на инвесторов, их статус и предыдущие инвестиции. К таким крупным инвесторам, Alameda Research, Multicoin Capital, Three Arrows Capital, Sequoia Capital и другие. (базовый принцип, идти за китом или крупным капиталом). Токеномика (см. ниже) это второй по важности фактор. Также следует изучить команду проекта и постараться оценить их предыдущие проекты и состав команды. (прошлый успех это огромный кредит доверия)

Для доступа в фундаментальные проекты, инвестору требуется внести определенный value (предоставить пользу проекту), начиная с менеджмента трафика соцсетей и платформ компании, технической поддержкой или привлечение дополнительных инвестиций.

2. Второсортные проекты - не имеют крупных инвесторов и партнеров. Также, некоторая информация по проекту может отсутствовать, при этом токеномика может быть сильной. Пороговые входы куда ниже, у большинства на самом сайте есть ссылки на участие в пресейле, при этом vesting и общая эмиссия текут быстрее и не всегда сбалансированно. Касательно репутации, подобный кредит в таких проектах отсутствует, инвестиции куда более рисковые, но и потенциал роста выше.

VC / Seed Sale / Private Sale

Анализ экселя :

Изучив проекты в данном документе было обнаружено, что большинство проектов второсортного типа, имеющие как стабильную так и слабую токеномику. Их партнёры зачастую мелкие VC и средние фонды. Следует понимать, что второсортные проекты, на текущий момент, могут стрелять и приносить больше иксов чем первосортные.

Наш опыт :

Мы нашли платформы, где размещены ранние сейлы, как первосортных, так и второсортных проектов.

Наиболее хорошим сайтом оказался https://www.crunchbase.com; здесь зарегистрированы крупные фонды всего мира, где также можно отследить направление инвестиций. Если рассматривать проход на вайт листы, его получают пользователи поддержавшие проект с самого начала. (также как в NFT).

Сайты, где можно их найти :

Токеномика

1. Pre-seed/Seed. Самый ранний раунд инвестиций. Обычно в этот раунд принимаются основные фонды, которые могут дать проекту самое значимое value, либо которые инкубируют этот проект. Важно, чтобы в этом раунде были долгие разлоки (от 1.5 лет), и цена этого раунда была бы не сильно занижена в отношении остальных раундов. Обычно, адекватным выглядит цена не ниже х2 от паблика. Всё что ниже зачастую выглядит как разгрузка пресейла в тех, кто купит проект на листинге. Разлок этого раунда не должен превышать 10% на TGE. А что касается клиффа или его отсутствия - здесь всё упирается в желание команды, в целом он влияет только на отыгрыш инфоповодов на цене и вашего прогнозирования давления на стакан при получении токенов этого раунда.

2. Private round. Это важный раунд, так как обычно в него заходят фонды-саппортеры и инфлы. Поэтому разлок этого раунда всегда выше, ведь эти фонды и инфлы инвестируют не только деньги, они помогают проектам с маркетингом/построением комьюнити и прочими важными моментами. Поэтому и окупить свой инвест они должны быстрее, чем ребята из сида. Аналогично сиду, разлок этого раунда тоже не должен быть коротким (базовая практика сейчас в районе 12 месяцев), и цена не должна быть сильно выше сида/стратега. Приват — это такой баланс между сидом и пабликом. Баланс, которой должен выглядеть адекватно с учетом процента разлока и цены этого раунда. Если привату требуется менее 5 иксов от паблика для окупаемости тела — это дурной знак для покупки такого проекта с рынка. Ведь sell pressure будет слишком высоким и ликвидность может просто не справиться с таким давлением, как и его откуп. Но если же разлок привата будет слишком мал — значит у проекта не будет большого количества инфлов на борту (а это значит, что и медийной поддержки), поэтому охватов они могут недополучить. А охват это всегда комьюнити, а комьюнити это зачастую откуп.

3. Public round. Здесь вы получаете наилучшие условия, но самые маленькие возможные аллокации. Поэтому этот раунд зачастую не превышает 12-15% от общего рейза проекта, ведь никто не хочет отдавать такой большой саплай хомякам, делая его для себя абсолютно не подконтрольным. Поэтому большой паблик рейз в отношении общего фандрайза всегда говорит о том, что 1) или проект сильно верит в комьюнити, 2) или они не особо понимают, что они делают. Цена этого раунда всегда самая большая, но когда она больше чем в 2-2.5 раза от самого раннего раунда - это наводит на плохие мысли.

4. Team & Advisors. Адвайзер проекта ничего не платит за свои токены. Они ему насыпаются просто за помощь. Поэтому, когда вы видите очень быстрый разлок адвайзерских токенов - в 90% случаев за рулем там стоит не самый добросовестный адвайзер, который насоветовал проекту такие разлоки, преследуя в первую очередь свой интерес. И ничем хорошим это не пахнет. Поэтому нормальный клиф адвайзеров от 4-5 месяцев. Нормальный клифф для тимы - от года. И процент от общего саплая на эту связку должен быть не выше 23-25%, в противном случае после клиффа вы получите огромное давление на стакан бесплатных токенов тимы и адвайзера.

5. Liquidity. Один из самых интересных пунктов, который сразу показывает то, насколько тима компетентна в токеномике. Ликвидность — это то количество токенов, которые проект будет добавлять в ликву на DEX + обеспечивать ликву на CEX. Но также, в эту же ликвидность добавляют те токены, которые проект будет "ликвидировать" на листинге. От момента листинга до раздачи токенов пресейлу/паблику зачастую проходит 30-60 минут. Так вот, это время как раз и требуется для того, чтобы ММ немного разгрузил токены проекта в хомяков, которые покупают на первых свечках. Это для того, чтобы набить себе сумку стейблами и потом откупать разгузку IDOшников и пресейла спустя 30-60 минут. Но так делают нормальные проекты, а ненормальные просто эту сумку оставляют себе, раздают токены и пускают цену по ветру.

Но как посчитать ликвидность? Всё достаточно просто. На DEX в среднем требуется 150к в токенах + 150к в стейблах. На базовый CEX требуется примерно аналогично 150+150. На CEX по типу Huobi/Kucoin требуется 250-500к в токенах на ликвидность. Итого при листинге на одном дексе и на одном базовом сэксе мы получаем 300к в токенах. Остальные же токены из пункта ликвидности как раз и могут быть ликвидированы маркетмейкером за этот лаг в 30-60 минут на листинге. Да, это искуственно задавит цену, да, это не даст овериксов, но иметь возможность для проекта откупить себя же после пролива пресейла - отличный план, ведь все хотят видеть красивый график, а не зеленую свечу на 10$, а потом красную до 10 центов. Но опять же, нормальный ММ и нормальная тима всегда оставят иксов для пресейла и IDO, дабы все были довольны. Допустим, проект листится на х30, его искусственно сдерживают в районе 20 иксов в течение получаса, набивают себе сумку, потом раздают токены пресейлу в откупают их же пролив, сохраняя эти 15-20 иксов. В итоге довольные все, люди купившие с рынка не сильно ректанулись, график остался достаточно красивым, стейблы на откуп есть, а значит через некоторое время можно оформить какую-то сильную новость и самим же начать её пампить, а там уже и комьюнити подхватит.

6. Marketing & Treasury. Опять же - полностью бесплатные токены для проекта. Но у них должен быть вестинг и вестинг должен быть достаточно длинным. Для чего их используют? Ими могут рассчитываться с инфлами согласно вестингу, могут использовать как подушку для ревардов комьюнити, могут раздавать аирдропом, да и в целом любые маркетинговые активности, которые только можно придумать. Засчастую, эти токены никогда не пускают в рынок, только в самом крайнем случае, либо изначально если проект задумывался как скам. Процент таких токенов от общего саплая не должен быть выше 10%, как по мне. Иначе слишком большой шанс что-то оттуда отщипнуть и немного пролить в свой же стакан.

7. Оценка проекта. Крайний, но, наверное, один из самых важных показателей — это общая оценка.Общий саплай токенов умножается на цену паблика и вы получите оценку проекта, когда пройдет 4-5 лет и все токены будут в обращении. Вот тут как раз и можно понять, а вообще ребята в рынке сейчас или нет. Потому что можно сделать 2 абсолютно одинаковых токеномики, но в одной указать цену за токен в 0.001, а в другой 0.01 и это будет десятикратная разница в оценке. То есть в первом случае проект будет стоить 20млн$ при полном саплае и при сохранении в рынке цены, по которой он листился, а в другом случае он будет стоить 200млн. Сейчас есть практика того, чтобы не завышать эту оценку для рядовых проектов. Оценка в 10 млн выглядит супер перспективно. В 20 - выглядит абсолютно адекватно. В 50+ - уже смотрим на тех, кто зашел в проект, ибо там должны быть нормальные бэки и нормальная тима, чтобы удержать эту планку. Оценка в 150+ - скорее уже тир1 проекты с бэками типо a16z, binance labs и прочими, которые понимают, как спустя 4-5 лет держать эту планку.

В противном же случае - скорее всего проект будет ждать жесткий сои. Ведь токенов будет выбрасываться на рынок слишком много, цена этих токенов будет не пропорциональна ликвидности и самому продукту, как итог вы увидите укатку цены и откат проекта к оценке в 10-15 млн. А это значит, что от цены листинга он сделает -90%.

8. Новостной фон. Также важным является изучение новостного фона, так как когда рынок является негативным, преобладает страх, то иксы от сейла будет меньше. К тому же, при разлоках токенов на медвежке слив токенов иметь большую вероятность, нежели когда рынок бычий.

33
Начать дискуссию