Прекрасное и ужасное NFT-искусство: как оно устроено и какие возможности открывает (часть 1)

Рынок NFT-искусства привлекает все больше авторов и инвесторов. По оценкам аналитического агентства NonFungible, в 2021 году NFT работы продавало минимум 3,5 тысячи художников, а число коллекционеров превысило 200 тысяч. В 2021 году торговлю NFT начали ведущие мировые аукционы Sotheby’s и Christie’s. Совершаются громкие сделки, вроде продажи на Christie’s в марте 2021 работы художника Beeple «Первые 5000 дней» за 69,3 млн $, а это уровень полотен Ван Гога.

«Первые 5000 дней» (Beeple)
«Первые 5000 дней» (Beeple)

И пусть в первые месяцы 2022 года активность в сегменте несколько снизилась (по данным Statista Research Department), NFT-искусство успело занять собственную нишу в арт-мире и стать его неотъемлемой частью. А с учетом того, что на рынок выходят поколения, для которого виртуальные миры – норма, оно будет привлекать все больше людей.

Вместе с тем далеко не все деятели и ценители искусства знают, что такое NFT, и тем более – чем это выгодно для художника и коллекционера. Значит, самое время разобраться в этой сфере.

Азбука NFT с нуля: разбираемся в терминах

Главный объект NFT-искусства (криптоискусства, криптоарта) называется NFT-токен. В переводе: невзаимозаменяемая единица. Это уникальная запись в особенной базе данных под названием блокчейн. Запись содержит медиафайл произведения искусства + метаданные: информацию о художнике и истории продаж. Она может дополняться и открыта для всех участников блокчейна. В физическом мире аналог NFT-токена – картина с подписью художника и документами о продажах.

Технология NFT практически исключает возможность подделки объекта и закрепляет авторские права. В токен можно конвертировать любой цифровой продукт: изображение, видео, аудио, мем, твит, персонажа или предмет из компьютерной игры. Даже эту статью. Можно создать одну или несколько нфт-копий арт-объекта, Цифровые двойники могут формироваться и для произведений физического искусства, что и делают некоторые художники и арт-институты.

Фото: OpenSea
Фото: OpenSea

Продаются NFT-работы на виртуальных торговых площадках – маркетплейсах, привязанных к блокчейнам. Например, Nifty Gateway, SuperRare, Rarible, Opensea и других. Художник загружает свои работы, они превращаются в токены (токенизируются). Коллекционеры покупают их за криптовалюту, а часто за обычную валюту (ее называют фиат).

NFT-маркетплейсы
NFT-маркетплейсы

В процессе покупки заключается смарт-контракт: он добавляется в токен как информация о передаче прав собственности, роялти для художника при перепродаже работы и т.д. После покупки токен перемещается в криптокошелек владельца. Коллекционер получает право свободно демонстрировать цифровое произведение искусства, перепродавать, а иногда и изменять, даже уничтожать.

Необязательное, но, пожалуй, самое интересное звено в цепочке продаж: метавселенные с виртуальными выставками, музеями и аукционными домами. Если хотите понять, что это, зайдите на Spatial.io (доступно даже с обычного компьютера) и прогуляйтесь по одной из галерей. Еще один вариант – Decentraland, где пользователи покупают земельные участки, строят дома и украшают их виртуальными произведениями искусства.

Виртуальные миры в Decentraland
Виртуальные миры в Decentraland

Чем привлекательно NFT для художников и коллекционеров

NFT ─ это новые возможности для цифровых художников. Технология блокчейна решает проблему анонимности и авторских прав в digital-искусстве. А значит, теперь его легко продавать и перепродавать. Но даже художники, работающие с традиционным искусством, уже создают NFT-копии своих работ и используют маркетплейсы как дополнительные каналы продаж.

Для коллекционеров владение уникальным и модным активом – вопрос престижа. Представители поколений, выросших на виртуальной реальности, получают удовольствие и от процесса покупки, и от самих цифровых произведений искусства. Но это преимущества субъективные.

Но главное, объективное преимущество NFT-арта – это выгодный актив с возможностью перепродажи. Причем NFT-произведения не надо хранить, реставрировать, перевозить. Легко перепродать. По опросам компании Chainalysys около 2/3 всех объектов приобретается для перепродажи, а в среднем цикл владения длится 1 месяц (для сравнения: в обычном искусстве – в среднем 25-30 лет). А по данным Art Basel в 2021 году 73% стоимости и 42% числа сделок – это повторные продажи.

Основная же проблема NFT связана в качестве загружаемых работ. Ведь технически цифровое творчество доступно всем. Как понять, простенькая гифка или видео – будущий хайп или мусор?

Как определить ценность NFT-произведения и как выбрать маркетплейс?

Чтобы отсортировать заведомый неликвид и цифровой мусор, крупные маркетплейсы нашли выход, введя на площадках кураторский отбор. Принципы в целом те же, что и для обычного искусства: на площадки берут уже известных художников с обширным комьюнити, наличием работ в коллекциях, победами в конкурсах, образованием и портфолио.

Такой отбор ведется на ведущих маркетплейсах Nifty Gateway, SuperRare и тем более на тех, что создаются галереями и их ассоциациями. На Rarible или Opensea строго отбора нет, хотя на последнем есть специальные курируемые секции.

Стоимость работы также зависит от трудозатрат на создание работы. NFT-объекты, существующие в одной копии, дороже тех, что есть в нескольких копиях.

Также в каждом токене содержится информация об истории перепродаж, роста цены, позволяющих прогнозировать возможный дальнейший спрос.

А вот об эстетической ценности произведений ведутся споры, как впрочем, и о современном искусстве вообще. В чем ценность мультяшного пиксельного котика или обезьяны? И тут защитники NFT-искусства напоминают: суть современного искусства вообще – не в подражании миру. Вспомним унитаз Дюшана и кролика Джефа Кунса. Главное – оригинальность и отражение духа времени, настроений общества. Ни мораль, ни форма больше не имеют значения.

«Фонтан» (Марсель Дюшан) - обычный писсуар, который считается главным шедевром 20 века
«Фонтан» (Марсель Дюшан) - обычный писсуар, который считается главным шедевром 20 века
"Кролик" (Джефф Кунис) был продан за $91 миллиона и стал самой дорогой работой ныне живущего автора, когда-либо проданной на аукционе.
"Кролик" (Джефф Кунис) был продан за $91 миллиона и стал самой дорогой работой ныне живущего автора, когда-либо проданной на аукционе.

Что еще важно при выборе маркетплейса?

Площадки отличаются блокчейном, на котором работают, и способом оплаты: только в криптовалюте или также в обычной валюте. Основная часть маркетплейсов, в том числе такие крупные как Nifty Gateway, OpenSea, Rarible или SuperRare сейчас работают на Ethereum. Но другие варианты есть, например для тех, кому важны вопросы экологии.

Ведь особенность блокчейнов – высокие затраты электроэнергии и, соответственно, выбросы парниковых газов, при совершении сделки. Цифровой художник Memo Akten подсчитал, что одна NFT-транзакция на базе кошелька Etherium оставляет углеродный след в 48 кг CO2-эквивалента. Взрослое дерево поглощает вдвое меньше углекислого газа за год жизни. И пока Ethereum только работает над созданием алгоритма энергосбережения, можно выбрать «зеленые» альтернативы. Например, маркетплейсы на блокчейнах Polygon, Solana, и Tezos.

Одна из работ известного цифрового художника Memo Akten
Одна из работ известного цифрового художника Memo Akten

Продолжение следует...

Во второй части изучим причины популярности и посмотрим, каких успехов на нем достигла Россия на рынке NFT-искусства.

11
20 комментариев

Запись содержит медиафайл произведения искусства + метаданные: информацию о художнике и истории продаж.

Не содержит. Очередной пиздёж от копроэнтузиастов.

Ответить

Повышенная ценность NFT обеспечивается тотальной прозрачностью и публикацией данных обо всех без исключения сделках - иначе как можно доказать оригинальность объекта и исключительное право владения?

Ответить

1

Ответить