Особенности работы с китайскими компаниями: чего ждет китайский бизнес от своих партнеров, сотрудников, клиентов

Наша компания базируется в Китае, но работает в 117 странах мира. Для Tiens Group («Тяньши») Россия является важным рынком, здесь на сегодня мы являемся одним из крупнейших китайских поставщиков БАДов. Компании 27 лет, около 25 лет мы сотрудничаем с Россией. Наша первая бизнес-конференция «Тяньши» состоялась в Москве в 2000 году, ее гостем стал Михаил Горбачев.

Официальное представительство «Тяньши в России открылось 12 лет назад. За это время и в России, и в Китае было не мало сложных экономических ситуаций. Одна из основных черт китайских бизнесменов: они держат в фокусе далекую перспективу. Экономическая обстановка бывает разная, это принимается как данность. То, что через кризисы надо проходить, сохраняя партнерские связи, для китайского бизнеса очевидно.

Принято считать, что российская и китайская культуры, в том числе в бизнес среде, скорее разные чем похожие. Я руковожу отделением китайской компанией в РФ и вижу, что между нашими странами много похожего.

Во-первых, Россия и Китай имеют свои огромные домашние рынки. В обоих странах местные компании прежде всего нацелены на обслуживание этих рынков. Маркетинг компаний тоже носит часто локальные черты и не подходит для масштабирования на международный уровень. Мы с вами привыкли, что в Китае производят львиную долю товаров для всего мира. Но, если вдуматься, сколько сильных международных брендов китайского происхождения мы сможем назвать? Та же самая история с российскими брендами. Когда мы начали обсуждать этот вопрос с нашими китайскими коллегами, пришли к выводу, что это общее для двух стран: ориентация на локальные рынки.

Второе, что я считаю сближает Россию и Китай в бизнесе, это иерархическая структура команд и субординация. Конечно, в некоторых командах России это меньше ощущается, в некоторых больше. Для Китая это данность. Руководитель – это лидер, с которым не принято много спорить.

Я могу сказать, что в обеих странах структура компании похожа на структуру большой семьи. Поэтому многие границы остаются формальностью. За успех любого проекта переживает вся команда, независимо от того, участвуют ли все сотрудники в проекте непосредственно. То же касается границ рабочего дня. Они, конечно, приведены в соответствие с трудовым законодательством. Но обсуждения в чатах продолжатся и вечерами, и в выходные, и рано утром.

С таким семейным отношением я связываю и традицию отмечать события и праздники в обеих странах накрытыми столами. Недавно к нам в российский офис приезжал вице-президент из Китая, и мы, конечно, встречали его хлебом-солью. Встречи и важные переговоры всегда завершаются в ресторане. Иногда, там и начинаются. Я хочу предупредить всех, кто работает с китайскими компаниями, китайцы считают свою кухню лучшей в мире. Но с интересом относятся и к другим кухням мира. Поэтому, нет необходимости вести своих гостей именно в китайским или пан-азиатский ресторан. Тем более, если кухня в ней окажется слишком» «русифицированной», это скорее испортит впечатление от встречи.

Еще одно, менее очевидное, но важное, на мой взгляд, сходство двух бизнес-культур. И в России и в Китае я вижу активную предпринимательскую молодежь. Студенты, молодые специалисты стремятся вложить свой ум, свое время и энергию в бизнес. Они ищут возможности заработка, а не теплое место в стабильной компании. На недавней конференции Тяньши в России, я увидела молодые лица – по нашей статистике более 30% партнеров компании в России– это молодежь до 30 лет. Подобные тенденции видят и китайские коллеги.

Хотелось бы несколько слов сказать о явных различиях. В Китае бизнес не поддается негативным настроениям, когда наступают кризисные времена. Они смотрят «за горизонт» кризиса. Пессимизм не допускается. Любые изменения открывают поиск новых возможностей. Поэтому часто пока мы расстраиваемся и переживаем, китайцы уже осваивают новые технологии, инструменты или рынки. Наши коллеги из головного офиса, например, в течение месяца смогли перестроить логистические цепочки, когда в феврале-марте этого года привычная логистика рухнула.

Еще одна важная составляющая китайского подхода к бизнесу: надо определять цель и выдавать первые результаты как можно раньше, даже если они промежуточные. Вы не можете долго обсуждать планы, настроения, определяться со средствами. Вы должны идти вперед. Даже если это небольшие шаги, но они должны быть сделаны в реальности, а не на бумаге.

С другой стороны, сиюминутная прибыль для Китая – не самое важное мерило успеха. Я считаю, такой подход безусловно выгоден российским бизнесменам, потому что дает поддержку и пример того, что в любом кризисе, как учит китайская философия, рождаются новые возможности развития.

Мы прожили разные периоды российской экономики и компания тоже по-разному из них выходила. Оправившись от вызовов пандемии, в 2022 году бизнес «Тяньши» активно рос. Наш экспорт вырос на 61% в первом полугодии 2022 года по сравнению с прошлым годом, а импорт более чем в 2 раза.

В данный момент наши китайские коллеги видят новые возможности российской экономики в том, что спрос на продукцию российского производства в других странах может вырасти. В частности, представители штаб-квартиры компании в Китае заинтересованы в поиске российских брендов косметики и товаров для дома и продвижении их на китайский и международный рынок. Мы уже начали переговоры с несколькими компаниями в России и скоро запустим первые товары. Уверена, такое сотрудничество будет успешным и выгодным обеим сторонам: умение китайской стороны двигать бизнес и видеть новые горизонты, поможет отличным российским продуктами найти своего покупателя на глобальном уровне.

2 комментария

Отделение в РФ имеет сайтна русском языке ? Или вы им не руководити ?

Ответить