{"id":13755,"url":"\/distributions\/13755\/click?bit=1&hash=4a49bc9ad259aa8d20fdf5f5cb6cf844e7de4bb2ba8ca3a458efcedefcf5ada8","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0430 vc.ru","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Можно ли заранее понять, какой формат обучения программированию вам подойдет

Суммируем 10-летний опыт обучения на примерах с осликом и морковкой.

Формат обучения — один из факторов, на который можно ориентироваться при выборе образовательных курсов. Одна компания предлагает просто купить программу, где никто не контролирует ваш прогресс. Вторая — ставит жесткие дедлайны, делает строгий контроль успеваемости и отчисляет тех, кто не справляется. У третьей полностью асинхронная группа и только один дедлайн, и тот — когда заканчивается оплаченный период. Но действительно ли выбор находится между полной свободой и жесткими ограничениями?

Для понимания контекста и целей статьи давайте познакомимся. Меня зовут Сергей Мелодин и я руководитель отдела заботы о студентах в Хекслете и руководитель учебной части в «Хекслет Колледж». В этой статье я хочу рассказать про форматы обучения и вопросы, которые нужно задать до начала обучения. А также поделиться, как вовремя заметить, что процесс обучения сломан и что с этим делать.

Хекслет — это образовательная платформа по программированию. Впервые групповое обучение у нас появилось в 2019 году и с тех пор претерпело ряд изменений. В 2022 году у Хекслета открылся собственный колледж с образовательной лицензией, дипломами государственного образца и другими атрибутами «классического» колледжа. В нем учатся более 500 студентов, а сам процесс обучения рассчитан на 3 года.

Статья предлагает небольшой практический инструментарий для оценки образовательной среды и показывает это на примере буткемпа. Получилось много букв, поэтому в конце статьи вас будет ждать бонус.

Синхронное и асинхронное обучение

В 2022 году я поработал наставником на одних курсах программирования, где синхронность достигается дедлайнами и запретом проходить уроков больше нормы. Получается, что в системе мотивации «морковкой» студенты всегда убегали от настигающей сзади моркови, но морковка спереди была за запертой дверью. Дверь открывалась только по расписанию или решению каких-то сил сверху.

На Хекслете была другая проблема. Так как контент не ограничен, а скорость движения по программе ничем не нормируется, любая синхронная группа за месяц приходила в рассинхрон. Кто-то убегал далеко по контенту, кто-то сильно отставал. И с каждым месяцем разрыв становился все сильнее, опытным ребятам было скучно общаться с отставшими, а отставшим было стыдно писать вопросы в чат, потому что они считали себя глупыми.

Постепенно все синхронные группы стали асинхронными — ведь большие группы, где нет привязки к уровню студента, оказались более дружелюбными для учебы и удобными для работы преподавателей. Параллельно в 2022 году в Хекслете мы запустили собственный колледж, где совместилось синхронное обучение офлайн-классов с механиками асинхронных онлайн-групп.

Можно сказать, что так получился буткемп среднего специального образования. Буткемп — особая среда, где студенты не просто учатся, а постоянно взаимодействуют друг с другом, погружены в обучение на полный день и достигают целей вместе.

Хекслет Колледж как офлайн-буткемп

Колледж стал первым буткемпом Хекслета — в его основе лежит инверсия управления, когда студенту не указывают что и как ему делать, а спрашивают, что ему требуется на самом деле. Студенты влияют на работу преподавателей и администрации колледжа через прямую коммуникацию, анкеты и по результатам интервью. Команда узнает у студентов, что им нужно для обучения, какие темы лучше разобрать подробнее, и что мешает достигать результатов. После этого команда разбирает пожелания и проводит эксперимент по изменению процесса. Если же он действительно делает систему прозрачнее, дружелюбнее и улучшает результаты студентов, то новые практики остаются в работе.

Например, изначально домашние задания были сделаны по классической системе с оценками. Но студентам было непонятно, как их оценивают и что можно исправить. Поэтому теперь в колледже есть чек-листы для самопроверки, а домашние задания получают ревью, где студенту рассказывается, что было сделано правильно, а что можно улучшить. Там студенты изучают не только программирование, где ревью является нормой, но и общие предметы.

Пример ревью домашнего задания по философии. Студент получает обратную связь и рекомендации по улучшению вместо абстрактной тройки или четверки.

Стало видно, что классная система обучения выстраивается там, где студент задает вектор развития на тех вещах, которые ему понятны, его касаются и помогают или мешает ему учиться. Поскольку обучение не ограничивается только уроками, мы решили сделать всю среду понятной и отвечающей на запросы студентов.

Метрики и способы оценки

Образовательная среда в офлайне — это и помещения, и преподавательский состав, и административный состав и многие другие детали. Таких деталей намного больше, чем в онлайне, но их тоже можно вписать в гибкую и отзывчивую систему.

Классная образовательная среда выстраивается там, где студент знает ответы на вопросы:

  • Какая должна быть стандартная ситуация/процесс
  • Какая может быть нестандартная ситуация и что делать
  • Как компания должна реагировать на обратную связь, и что будет делать

Когда мы становимся студентами, мы в первую очередь должны относиться к образовательной среде как клиенты, которым оказывают качественные или некачественные услуги. Чтобы оценить качество услуг, у нас должны быть метрики. Как оценить работу куратора, наставника, качество контента?

Хорошая образовательная среда даст нам все метрики, инструменты оценки, и покажет результаты своей работы. Это будут не субъективные личные ощущения, а ссылки на конкретные документы и вопросы, которые интерпретируются однозначно. Шкала оценки будет показывать, и как должно быть, и как — не должно.

Фрагмент анкеты для оценки Хекслета

Если оторваться от образования, то аналогией в оценке качества могут служить сервисы доставки еды. В обычной ситуации мы знаем, что нам придет то, что мы просили, и в то время, которое было обозначено. Если процесс где-то сломается, то мы сможем пожаловаться в каналы обратной связи, получить купон и услышать обещание исправиться.

Сервис дает нам инструменты для достижения целей и обещает выполнить услугу качественно. Метрикой качества выступает температура еды, соответствие заказа, вкус и качество продуктов, скорость доставки и качество обслуживания. Это очень понятные и объективные метрики. Подобные должны быть в каждом образовательном проекте.

Как понять, что что-то идет не так и образовательная среда недружелюбна? Примерно так:

  • Создается впечатление, что авторы контента вставляют палки в колеса и ехидно хихикают от страданий студентов
  • Обещают поддержку и профессиональную помощь, но посылают в гугл и предлагают разобраться самостоятельно
  • Создают непреодолимые барьеры на пути к цели. Например, когда контент открывается спринтами. Это приводит к тому, что в одни недели нечем заняться, а в другие — аврал и пожар
  • В системе куча людей, но никаких видимых зон ответственности — поддержка посылает к наставнику, наставник к куратору, куратор обещает уточнить и пропадает на неделю.

Студент Хекслета может сказать, что эти проблемы справедливы и для нас. Тут я мог бы привести множество оправданий про сложность процессов и человеческий фактор. Но опыт работы в колледже позволил показать реальную картину не словом, а делом.

Достижение целей студента как приоритет

Мы приходим учиться, чтобы достигать собственных целей — попробовать новое или расширить кругозор в знакомой области. За время обучения цели могут сбиваться, поэтому при общении со студентами я часто вижу, что они ставят себе целью завершить четыре проекта на Хекслете или доучиться 10 месяцев. При этом на Хекслете остался самостоятельный формат обучения, когда студент сам осваивает материал и приходит с вопросами.

Чтобы сделать нашу платформу более дружелюбной, Хекслет возвращает синхронный формат обучения. Используя опыт колледжа, теперь в такой группе студентов восемь часов в день присутствует преподаватель — это человек, доступный для общения в голосовом чате, способный помочь при возникновении первых же вопросов. Преподаватель все еще оставляет студенту пространство, чтобы разобраться самостоятельно, но при этом позволяет не забуксовать на месте. Если он видит, что студент застрял и уже несколько дней не продвигается вперед, то приглашает его на созвон и помогает преодолеть сложности.

Первая такая синхронная группа запустилась в декабре 2022 года, и в работу уже ушло около десятка полезных замечаний по контенту, который либо устарел, либо был слишком сложен. Я увидел и проблемы наших процессов, которые можно исправить, упростить или автоматизировать. По сути, синхронная группа стала лакмусовой бумажкой проверки качества обучения.

Теперь, если я приду учиться или наставничать на новую платформу, то попрошу показать их идеальный продукт, рассказать как он работает и объяснить, как я смогу на него влиять. А затем попробую его и оценю, насколько сходятся обещания компании с реальной ситуацией.

Сейчас такой продукт Хекслета – это онлайн-буткемп по фронтенду. Он позволяет четыре месяца сосредоточиться на обучении, оперативно решать любые сложности и получать от платформы максимум пользы для достижения своей цели. В этом формате сосредоточены все идеи, которые были отражены в моей статье. Резюмируем их.

Резюме

Для образовательной среды должны быть важны цели, мотивация и ожидания студентов. Мы используем образование как инструмент для достижения цели. Плох тот инструмент, который не имеет инструкции по использованию, постоянно ломается и решает какие-то собственные задачи. Образование — инструмент сложный и многосоставный, там есть погрешность и поломки. Но если обслуживающая организация не дает гарантий, отказывается от ремонта и сваливает все проблемы на клиента, то не стоит использовать инструменты этого производителя.

Любой хороший сервис, в том числе образовательный, может ответить клиенту на эти вопросы:

  • Какая должна быть стандартная ситуация/процесс
  • Какая может быть нестандартная ситуация и что делать
  • Как компания должна реагировать на обратную связь, и что будет делать.

При этом нужно воспринимать нестандартные ситуации спокойно, выносить проблемы на обсуждение и предлагать свою помощь окружающим.

Вспомните преподавателей, которых вы любили и чьи предметы вам легко давались. Как вы считаете, почему так получалось, что они делали такого, что не делали остальные? Расскажите свои мысли в комментариях.

Бонус для прочитавшего

Не верьте на слово, приходите попробовать обучение в формате онлайн-буткемпа по фронтенд-разработке. Оставьте заявку на консультацию до 31 января включительно — с вами свяжется менеджер, которому надо сказать, что вы с VC. Тогда за вами закрепят скидку в 10%. Консультация не обязывает к оплате, может быть мы даже отговорим вас от этого. Для обучения на буткемпе надо сдать тестовое задание, если вы уже опытный разработчик, или пройти подготовительный трек, если вы новичок. Поэтому не откладывайте. Ближайшая группа запускается в начале февраля.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Яна Яна

Я пробовала разные форматы – благо, у многих школ и сервисов есть триальные периоды (я училась в итоге в 6-7 разных школах, где-то только бесплатную часть, а где-то взяла полные программы в итоге). Для себя поняла что текст + тренажер или симулятор – мне самое удобное и полезное. А вот по видео сложно учиться (лично мне, опять же! вам может быть наоборот это подойдет).

Так же поняла, что асинхрон рулит, потому что иногда как попрёт, что сразу за вечер можешь осилить несколько блоков/тем. А если ждать группу, то уныленько. И наоборот. Иногда видишь, как ребята в группе ускакали уже к финальному проекту, а ты не успеваешь, дедлайн горит, нервничаешь. А тебе просто нужно больше времени и все было бы ок. Училась в синхронной группе, и иногда людей демотивировало, что через 3 дня начала 2-х недельного спринта кто-то уже всё решил :( С другой стороны, кому-то только синхронное обучение поможет, если мотивация слабая.

По срокам обучения так же. Иногда настроение такое, что охота всё свободное время пустить на обучение и скорее пройти (буткемп вот тот же), а иногда хочешь без напрягов учиться полгода-год. Сейчас вариантов масса, есть из чего выбрать под себя

Ответить
Развернуть ветку
Handsome

Никому не надо учиться программированию. Вы тысячу раз пожалеете. Со склонностью к инженерии можно только родиться.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелодин

Лучше попробовать и жалеть, чем жалеть, что не попробовал!

Ну и обучение же нужно не только новичкам. Я вот изначально учился на бэкендера, а в 2022 году подтянул на курсах и фронтенд для расширения кругозора.

Ответить
Развернуть ветку
Handsome

Нет, это не тот случай когда надо пробовать, потому что на пробу могут уйти годы. Пробовать надо что-то вроде знакомства с красивой девушкой или какие-нибудь танцы.

А инженерами только рождаются. Эти ребята с детства постоянно что-то мастерят. Программирование для них всего лишь один из инструментов, вроде плоскогубцев.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелодин

Чтобы попробовать танцы, надо тоже куда-то записаться, походить, выбрать стиль и потом решить - подходит оно или нет. Можно и за пару недель понять, что программирование не интересно, но потратить годы на танцы прежде, чем откажешься. Это всё работает в обе стороны

Ответить
Развернуть ветку
Handsome

Танцы не приносят денег. Это совершенно другое. Если только это не танцы за деньги, то есть стриптиз и другие интимные услуги. Но зачем порноактрисе программирование?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Мусина

Ну тут я с вами вообще не согласна. Это как делить людей на гуманитариев и технарей - неправильно и неконструктивно. Всё всегда зависит от развития навыков, интереса и практики

Ответить
Развернуть ветку
Handsome

Ну, во-первых, вы симпатичная девушка и я не хочу с вами спорить.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Приветов

ну у тебя и вкус...

Ответить
Развернуть ветку
Handsome

Девочки, не ревнуйте. Меня на всех хватит.

Ответить
Развернуть ветку
nanochat.ru

Никакой не подойдёт. Быдлокодеров скиллбоксовых индустрия наелась, песдуйте заниматься тем, что у вас получается действительно хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелодин

Писать комментарии к постам на VC, например 🙃

Ну а по сабжу, если вы сразу нашли в жизни призвание по душе, то это замечательно. Тем же, кто только ищет себя и ещё не понял что у него получается хорошо, всё равно будет пробовать новое.

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Щербакова

никто бы конечно не хотел морковку в зад :D

Ответить
Развернуть ветку
Handsome

Я вас умоляю. Каждый второй.

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Иванов

А сколько людей учится в группе по буткемпу?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелодин

Привет. Первую группу запустили в тестовом режиме на 10 человек. Я упоминал в статье, что у нас есть большие группы и они действительно огромные, где все студенты Хекслета. В них очень весело, но невозможно за всем уследить. Небольшие группы, как правило, очень камерные, но при совсем небольшом количестве (10 и меньше) получается очень узкая тусовка. Поэтому планируем в новый поток запустить 30 человек, посмотрим как оно будет балансировать между шумной компанией и узким коммьюнити. Если поймём, что это уже перебор, то сможем сделать два потока более узких.

В колледже как раз группы ~30 человек, там это работает хорошо, так что положительный опыт уже есть :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Таровик

бедный ослик у вас

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелодин

Да и морковке может не очень повезло :D

Ответить
Развернуть ветку
Роман Таровик

😂😂😂соглашусь с вами )

Ответить
Развернуть ветку
Яна Яна

есть 2 стула...

Ответить
Развернуть ветку
Константин Никитин

образование для достижения цели это конечно круто, но какой процент достигает этой цели и не разочаровывается в итоге

Ответить
Развернуть ветку
medfan

могу назвать конверсию по своей группе в одной из школ. Группа бэкэнда на джаве на старте была 32 человека. Учеба длилась 9 месяцев, я занимался по 40 часов в неделю. На дату планового выпуска устроились 3 человека. Кого то отчислили за неуспеваемость, но их не много 3-4. Остальные на последнем этапе, но их уровень мотивации и стремления уже явно ниже. Ну пускай устроятся еще 2-3 человека. Итого 10-20% конверсия с группы. Из тех кто со мной выпустился и устроился не пожалел никто, действительно толковые ребята. Как много пожалели или разочаровались из тех, кто еще учится сказать не могу)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелодин

Тут @medfan уже ответил по процентам и по смыслам, что успеха достигают те, кому это нужно и действительно интересно. Это нормальный процесс, не все хотят быть программистами, например.

А вот создать классный процесс обучения - это задача, которую должны бы делать образовательные платформы и помогать человеку понять "да, это моё" или "нет, это не моё", просто на основе личного опыта. А не вставлять ему палки в колёса или изо всех сил тащить до конца.

Хотелось донести именно эту мысль, что процесс обучения должен быть комфортным и эту почву можно прощупать через предложенные инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null